СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА, комплекс норматив. орг.-хоз. мероприятий по преобразованию аграрного строя России, осн. целью к-рых являлось разрушение общины и внедрение частн. крест. землевладения. Необходимость ее проведения была связана с неразрешенностью аграрного вопроса. Реформа 1861, освободив крестьян от крепостной зависимости, не создала механизма для динамич. поступат. развития с. х. страны. В европ. части России осн. фактором, сдерживавшим его развитие, являлась не только не разрушенная в ходе реформы 1861, но значительно укрепившаяся крест. община. Производит. силы в рамках общины практически не развивались. Характерные для общин. строя чересполосица и частые уравнит. переделы препятствовали внедрению агротехн. новаций в индивид. крест. хоз-во. Выход из общины с землей был фактически невозможен. Аграр. перенаселение в центр. губерниях страны превращало наделы крестьян в парцеллы и приводило к их пауперизации. Отрезки, выкупные платежи, переход к новым видам эксплуатации усилили соц. напряженность в деревне. В этих условиях существование помещичьих латифундий создавало перманент. угрозу крест. революции.
Прогрес. часть правящей элиты считала, что предотвратить рев. взрыв, спасти дворянство вообще и дворян. землевладение, в частн., ускорить развитие с. х. может выделение из крестьян слоя земел. собственников. Для достижения данной цели следовало разрушить общину. Впервые идею подобного реформирования аграр. строя страны в нач. 1880-х гг. сформулировал министр финансов России Н.Х. Бунге, предложивший предоставить крестьянам возможность выхода из общины и орг-ции подворно-участкового землепользования. Остроту аграр. перенаселения, по его мнению, могло снять массовое переселение крестьян в неосвоен. р-ны. По инициативе Бунге был создан Крестьянский банк, призванный оказывать содействие селянам в приобретении помещичьих и гос. земель.
Вновь проблема реформирования аграр. отношений была поставлена в повестку дня созданных в янв. 1902 Комиссии по пересмотру законоположений о крестьянах под рук. министра внутр. дел Д.С. Сипягина и Особого совещания о нуждах с.-х. пром-ти во главе с министром финансов С.Ю. Витте. На осн. материалов Особого совещания Витте подготовил «Записку по крестьянскому делу», в к-рой высказался за изменение правового положения крест-ва, реформу сел. упр-ния и суда, разрушение общины. Он настаивал на постепен. переходе крестьян к частн. хоз-ву при содействии специализир. кредитно-банков. системы. После совещания в Мин-ве внутр. дел группа чиновников во главе с товарищем министра В.И. Гурко разрабатывала проект создания хуторского хоз-ва на надельных крест. землях. Предложения своих предшественников использовал П.А. Столыпин. После назначения на должности министра внутр. дел и пред. Совета министров начал реформу, названную его именем.
С. а. р. включала след. направления: разрушение общины и создание частн. крест. землевладения путем внутринадел. межевания общин. земель и создания хуторов и отрубов, развитие крест. земел. кредита, массовое переселение крестьян из Европ. России на восток страны. Первым шагом стал указ от 9 нояб. 1906, согласно к-рому каждый дворохозяин мог закрепить причитающуюся ему общин. землю в личную собственность. По указу земли закреплялись чересполосно (дробными уч-ками), но П.А. Столыпину необходимо было разверстать общин. владения на компакт. самостоят. хоз-ва. В связи с этим 15 нояб. 1908 вышли «Временные правила о выдаче надельной земли к одним местам», к-рые дали возможность выходящим из общины сводить свои полоски в единый надел: отруб (с оставлением дома в деревне) или хутор (с выносом усадьбы на полученный участок). 19 марта 1909 Комитет по землеустроит. делам утвердил «Временные правила о землеустройстве целых сельских обществ», и с этого времени мест. землеустроители ориентировались на разверстание наделов целых деревень. Развивая частн. крест. земел. собственность, пр-во из-за боязни массового обезземеливания крестьян ограничивало ее размеры. В пределах одного уезда запрещалось сосредоточивать в одних руках более 6 душевых наделов. Земли не разрешалось продавать лицам некрест. сословий. Эти положения были закреплены законом 14 июня 1910 о переходе к единолич. владению и законом от 29 мая 1911 о землеустройстве.
Возглавляемое П.А. Столыпиным пр-во первоначально не ставило задачу разрушения общины крестьянской в Сибири, а наоборот, укрепляло ее в фискал. целях. На регион не распространялось действие указа от 9 нояб. 1906, закона от 14 июня 1910 и положения о землеустройстве от 29 мая 1911. Тем не менее вопрос о соотв. реформировании аграр. отношений в регионе в 1907–09 рассматривался. По указанию П.А. Столыпина главноуправляющий ГУЗиЗ А.В. Кривошеин в 1909 разработал «Положение о поземельном устройстве крестьян и инородцев сибирских губерний и областей», предусматривающее передачу надельных земель в частн. собственность. Окончат. решение о необходимости полномасштаб. распространения аграр. реформы на Сибирь П.А. Столыпин принял после того как осенью 1910 вместе с Кривошеиным осуществил связанную с кризисом переселен. движения поездку по региону (см. Столыпина П.А. и Кривошеина А.В. поездка в Сибирь в 1910 г.). После поездки министры представили записку, изложив в ней программу по переселен. делу. В ней указывалось на отличие сиб. общины от великорус., к-рое заключалось в отсутствии переделов, умении распутывать поземел. споры и отзывчивости к новшествам. В записке не предусматривалась ломка сиб. общины, но ставилась задача противодействия развитию в регионе общинно-уравнит. порядков. Для устранения кризиса переселен. движения предлагался целый ряд мер, в т. ч. развитие в Сибири частн. собственности на землю; разрешение продажи земель переселенцам; распространение на заурал. тер. деят-ти Крестьянского банка; отвод наделов как переселенцам, так и старожилам не в пользование, а в собственность; развитие в регионе хутор. и отруб. хоз-в; обеспечение сбыта сиб. хлеба путем стр-ва ж. д. и отмены челябинского тарифного перелома.
В развитие данных установок 10 марта 1911 Совет министров принял положение «Об отводе переселенцам отрубных и хуторских участков в частную собственность», в к-ром предлагалось до его утверждения Гос. думой отводить уч-ки под хутора в единолич. наследств. пользование. Пр-во передало в Думу законопроект о введении частн. земел. собственности, но до начала Первой мировой войны его не успели утвердить. В связи с этим хутора и отруба в Сибири, в отличие от европ. части России, передавались не в собственность, а в постоян. наследств. пользование. В кон. 1912 царь утвердил положение Совета министров о сдаче земел. уч-ков в аренду переселенцам с правом последующего выкупа их на льгот. условиях в частн. собственность. В 1913 для арендаторов было подготовлено 3 869 уч-ков и сдан в аренду 371 уч-к.
Преобразование общин. землепользования в Сибири началось после распространения на регион действия закона от 29 мая 1911 о землеустройстве, расширявшего права землеустроит. комиссий по внутринадел. размежеванию крест. селений. Спад переселен. движения позволил расширить подготовку индивид. уч-ков. ГУЗиЗ 25 марта 1911 предписало зав. переселен. р-нами в обязат. порядке нарезать не менее трети налич. земел. фонда в виде хуторов и отрубов. Если в 1907 подготовили всего 120 единолич. уч-ков для переселенцев, а в 1910 – 597, то в 1911 – 5 962 хутор. и 580 отруб. уч-ков. Их заселение началось в 1911. К 1916 по 4 сиб. губерниям из 10,1 тыс. уч-ков единолич. пользования заселили 5,5 тыс. Из всей массы новоселов в Азиат. России на хутора и отруба водворилось только 5 %. Параллельно проводилось размежевание старожил. общин. В Томской губ. ходатайство об этом поступило от 290 тыс. старожил. дворов, или 25 % от их общего кол-ва. К 1916 было создано 72 тыс. хуторов и отрубов на площ. в 2,6 млн из 30 млн дес. земли, принадлежавшей старожилам (менее 9 %). В целом по Сибири под хутора и отруба выделили 9 228 тыс. дес. (ок. 13 % земель, подлежавших землеустройству).
Более важное значение для Сибири имел др. компонент С. а. р. – массовое аграр. переселение. В марте 1906 Совет министров снял существовавшие ограничения переселен. движения и установил доп. льготы для крестьян-переселенцев. В отличие от предыдущих лет, когда переселение носило преим. стихийный хар-р, теперь пр-во поощряло его, но стремилось упорядочить и взять под свой контроль. В сент. 1906 царь издал указ о передаче под переселение свобод. кабинетских земель Алтайского окр., в 1908 – Нерчинского окр. (см. Землевладение кабинетское). Существ. значение для роста переселений в Сибирь имел указ от 9 нояб. 1906 о праве крестьян закреплять находящиеся в их пользовании земли в частн. собственность, что позволяло получать средства для поселения в Азиат. России. Реорганизации подверглось Переселенческое упр-ние. Всю тер. Азиат. России разделили на 12 переселен. р-нов с землеустроит. и землеотвод. партиями, агроном., мед., школ., дорожными, гидротехн. отделами. Переселенческие земли ежегодно распределяли между губерниями Европ. России, и уже на эти доли направлялись ходоки.
Пр-во оказывало переселенцам поддержку. Для них вводился льгот. тариф на проезд по ж. д. Во время переезда на новое местожительство им оказывалась бесплат. врачеб. и прод. помощь. Казен. земли поселенцы получали даром. Им выдавались ссуды на домообзаводство. В 1906–15 ссуды получили 851,9 тыс. чел. В годы неурожаев переселенцы получали продовольствие. За 1906–14 в Сибирь переселись 3,772 тыс. чел. Пик переселений пришелся на 1906–09. В 1910–11 наблюдался спад движения. Росло число неустроенных переселенцев. В 1910 их насчитывалось 700 тыс. чел. Если в 1-е годы С. а. р. в Европ. Россию возвращалось ок. 20 % переселенцев, то в 1910–16 – св. 30 %.
С. а. р. стимулировала бурный рост сельского хозяйства Сибири. Посев. площ. с 1905 по 1912 выросли на 33 %, поголовье скота – на 23 %. Накануне Первой мировой войны освоенные переселенцами земли давали стране ежегодно ок. 100 млн пуд. зерна. Вывоз масла и хлеба из региона увеличился в неск. раз. Менее однозначными оказались соц.-полит. результаты реформы. Общину полностью разрушить не удалось. 2/3 дворохоз-в выйти из нее не пожелали. В европ. части России соц. напряженность не только не была снята, но еще более возросла. У крестьян, недовольных сокращением общин. надела, возникла ненависть не только к помещикам, но и к отрубникам и хуторянам. Осталась нерешенной проблема аграр. перенаселения. Отток сел. жителей на восток компенсировался естеств. приростом.
С. а. р. привела к ухудшению соц.-полит. обстановки и в Сибири. Крестьяне-переселенцы в ряде земледел. р-нов края, фактически растворившие старожильческое население, несли в своей ментальности высокий заряд соц. конфликтности. Основой для реализации этого заряда в обществ. практике служили возникший в связи с сокращением свободных сельхозугодий зем. вопрос и имуществ. дифференциация. Обострились противоречия внутри старожил. селений, между переселенцами и старожилами, переселенцами и абориг. народами региона. Еще более обнажившая соц. противоречия мировая война привела к рев. взрыву, в ходе к-рого крестьяне самостоятельно ликвидировали помещичье землевладение и укрепили общину. Т. о., своих базовых целей С. а. р. не достигла.
См.: Колонизация аграрная Сибири в XVII – нач. ХХ в.; Аграрно-колонизационная политика государства в кон. XVI – нач. ХХ в.; Миграции внутренние.
Лит.: Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991; Он же. П.А. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992; Храмков А.А. Земельная реформа в Сибири (1896–1916) и ее влияние на положение крестьян. Барнаул, 1994; Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и Столыпинская аграрная реформа. М., 2001.
В.А. Ильиных, Г.А. Ноздрин