Реформа П.Д. Киселева

РЕФОРМА П.Д. КИСЕЛЕВА (1830–50), система мероприятий по унификации упр-ния казен. деревней, повышению грамотности крестьян и распространению в их среде агрон. и зоотехн. знаний. Р. К. сопровождали массовые организованные переселения гос. крестьян в Сибирь из малоземел. губерний России. В соотв. с Екатерины II национальным проектом ее внук имп. Николай I ближайшей задачей считал ликвидацию крепостного права, и в связи с этим внимание его доверенных лиц обращалось на соц. опору империи – лично свободное крест. население, ряды к-рого должны были пополнить после освобождения бывш. крепостные.

Свобод. крест-во России являлось гарантом самосохранения империи не только потому, что выступало полит. противовесом дворянству и условием относит. независимости верхов. власти. Громадная протяженность сухопут. границ Российской империи обязывала иметь постоянную большую сухопут. армию. Для ее пополнения и содержания требовались людские и прод. ресурсы. Рос. крестьянин был важен для империи в равной степени и как бездоимочный налогоплательщик, и как верноподданный, выступавший в роли охранителя ее границ – солдата и работника (на случай воен. мобилизаций) вместе с его помощницей-лошадью, необходимой для перемещения людей, воен. и казен. грузов.

Выполнять свою ист. миссию рос. крестьянин мог, лишь имея свобод. доступ к земле и гарантир. условия для воспроизв-ва здорового потомства. Производимый его семьей продукт в своей существ. доле должен был поступать на рынок, а не в закрома феодала или «мироеда». Между тем в ходе ревизий казен. деревни в 1830–40-х гг., в т. ч. в Сибири, обнаружили повсемест. нарушение узаконенных Екатерининской реформой норм. Этому способствовала непоследоват. внутр. и особенно внеш. политика Александра I. Для их восстановления потребовалась незамедлит. реакция пр-ва. В 1837 создали Мин-во гос. имуществ (МГИ) во главе с П.Д. Киселевым. Гос. крестьян отнесли в ведение МГИ, однако относительно сибиряков этот вопрос остался нерешенным. Принятые Екатериной II меры по предупреждению маргинализации крест-ва оказались способны лишь частично замедлить развитие грубых форм аграр. капитализма. Обнаружилось также, что их распространению вместе с сел. буржуазией во мн. способствовала бюрократия, незначит. прежде, а теперь вполне сформировавшаяся из тех же податных разрядов населения – разночинцев.

Обуржуазивание сел. верхушки наиб. интенсивно протекало на Севере, в Поволжье, на Юге; в Сибири – в завод. Зауралье и в вост. регионах. Одновр. с «мироедами» сформировался массовый слой неимущего и малоимущего населения с характерной для него слабой способностью к демогр. воспроизв-ву и хронич. недоимочностью, т. к. бóльшую часть производимого им прибавочного продукта присваивала закабалявшая его сел. буржуазия. Опред. частью своих накоплений она делилась с земскими чиновниками, под опекой к-рых находились до создания МГИ гос. деревня и ее выборные органы. Используя деньги, сел. богатеи вынуждали обслуживать свои интересы и выборных должностных лиц, и вол. сходы, не говоря уже о писарях; вмешательство земских властей также блокировалось взятками.

Фактически произошло сращивание интересов 2 «отрядов» доиндустр. буржуазии – сел. и чиновничьей. Используя внеш. формы «крестьянской демократии», они успешно осуществляли первонач. накопление путем грабежа и крестьян, и казны. Закабаление рядовой массы крест-ва происходило в форме заемной кабалы, монополизации казен. и частн. подрядов, аренды земли и угодий. В условиях соц. разложения деревни блокированным оказался процесс ресоциализации принуд. мигрантов и пополнения ими казен. крест-ва; за счет ссыльных росли ряды неимущих и пауперов, усугублялось соц. неравенство (см. Крестьянство).

Проект Р. К. предусматривал в отдаленном будущем перенести налоги с души на землю. Т. о. предполагалось принудить сел. богатеев, захвативших землю бедняков, возвратить ее бывш. владельцам. Пока же полагалось усилить контроль над органами крест. самоупр-ния, создавая на местах, в губерниях и округах мест. учреждения МГИ для попечения над жизнью казен. деревни. Одновр. выборные должностные лица должны были получить статус гос. служащих (в связи с чем предполагалось одеть их в униформу, назначить жалованье); писарские должности впредь предназначались искл. для крест. мальчиков, проходивших обучение в спец. школах.

Для пресечения коррумпированности вол. администрации проектировалось распространить статус юридически признанных офиц. органов самоупр-ния на сел. об-ва (сходы). Обществ. расходы на содержание сирот, исправление натур. повинностей наймом и т. п. могли производиться только по приговорам сел. об-в с разрешения губ. начальства, без передачи сумм в вол. правление. Для пополнения сел. хлебозапасных магазинов (на случай неурожаев и для выдачи ссуд малообеспеченным хозяевам) предполагалось ввести коллект. запашку.

Большая часть поставленных задач осталась нереализованной из-за сопротивления мест. чиновников, высш. бюрократии, а также повсемест. выступлений казен. крест-ва, очевидно, спровоцир. противниками реформ (из среды богатой верхушки), захвативших и Зап. Сибирь в 1840-е гг. Крестьяне увидели в планах пр-ва, о к-рых они знали только по слухам, попытку возвращения к системе комиссарско-приказчичьего упр-ния XVII–ХVIII вв., а в предложениях по орг-ции обществ. запашки – аналог государевой десятинной пашни и даже помещичьей барщины. Вследствие этого П.Д. Киселеву пришлось проводить преобразования органов упр-ния гос. деревни в Сибири в виде эксперимента: введения в отд. волостях его образцов. Элементы новой системы, касающиеся делопроизв-ва и порядка сдачи мирских сборов, распространялись на все волости, поэтому единств. отличием образцовых волостей был расширенный штат вол. правлений. К 1853 кол-во таких волостей в Зап. Сибири достигло 26 (в т. ч. 3 инородческих); к 1858 их насчитывалось 47 (17 %), при этом сел. упр-ние вводилось лишь в одной волости. Сел. буржуазия и мест. чиновничество, вкл. его верхушку во главе с генерал-губернатором П.Д. Горчаковым, совмест. усилиями по существу саботировали реформу.

Во 2-й пол. XIX в. была создана историогр. легенда, сильно преувеличившая как размах, так и степень сопротивления крест-ва (до размеров «восстания») киселевско-николаевским попыткам поставить на пути «дикого капитализма» нек-рые преграды в виде гос. патернализма и облегчить жизнь рядовой массе сел. населения. Эта точка зрения оказала сильное влияние и на сов. историографию. На деле попечительные мероприятия 2-й четв. XIX в. реально способствовали укреплению обществ. хоз-ва, развитию производит. сил, повышению грамотности и в целом были одухотворены идеями развития гражд. качеств в крест-ве. В частн., было положено начало стр-ву сел. школ, образцово-показат. хоз-в, распространению через «Земледельческую газету» науч. агрон. и зоотехн. знаний.

Незавершенность адм. преобразований сел. упр-ния выразилась в «переходном состоянии», т. е. отсутствии единой правовой базы, к-рое сохранялось до реформ 1879. В то же время в течение рассматриваемого периода успешно проведены массовые организованные переселения на восток. В 1837–52 только в Зап. Сибирь прибыло до 100 тыс. новых колонистов, бóльшая их часть поселилась в Курганский окр. Тобольской губ., в результате чего население здесь выросло вдвое. Переселенцам бесплатно отводились квартиры, места для кормления скота; заболевшим оказывалось лечение за счет казны. При водворении на отведенных землях безденежно отпускался лес (по 100 бревен) для стр-ва жилья, выдавались безвозвратное ден. пособие (20 руб. на семью), сем. ссуда на 3 года, пара волов на двор, плуг на 8 домохозяев. Переселенцы получали также освобождение от прежних недоимок, налогов и повинностей на новом месте, с уплатой в последние 4 года только 1/2 оброч. подати; льготу от рекрутчины – на 3 набора, от воен. постоя – на 8 лет.

Лит.: Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. М.; Л., 1946. Т. 1; 1958. Т. 2; Мамсик Т.С. Административная реакция на расслоение сибирского крестьянства во второй половине XVIII – первой половине XIX в. // Социально-экономические отношения и классовая борьба в Сибири дооктябрьского периода. Новосибирск, 1987.

Т.С. Мамсик