ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ, Новосибирск, памятник архитектуры. Сооружен на месте старого деревян. вокзала по конструктивистскому проекту арх. Н.Г. Волошинова, доработанного Г.Я. Бартом, Б.А. Гордеевым, А.Д. Крячковым и др. в духе принципов классицизма. Заложен в 1930, сдан в 1941. Имеет важное градостроит. значение в формировании архитект. ансамбля не только привокзального р-на, но и центра. Привокзальная площ. объединена с центр. гор. площадью им. В.И. Ленина Вокзальной магистралью, благодаря к-рой здание вокзала, замыкая большую перспективу, хорошо просматривается из центра. В соотв. с требованиями технологии вокзал расположен ниже привокзал. площади, занимающей 4,4 га. Общий объем здания внушителен и решен в простых лаконичных формах, четкая и простая структура – одно из осн. достоинств вокзал. комплекса. Со стороны площади силуэт вокзала асимметричный, акцентир. с сев. стороны башней со служеб. помещениями. В центре гл. фасада – круп. объем входной части. Фасады имеют 3-частное членение по вертикали с наличием, как в классике, цокол. этажа, невидимого со стороны гор. центра, ср. части и аттикового этажа. Огромная арка-портал, символизирующая «ворота города», закреплена по бокам массивными пилонами с накладными 3-четвертными колоннами дорического ордера. Разбивка оконных проемов монотонна, с однообразным ритмом плоских пилястр в 2 этажа. Цокол. часть вокзала выполнена в круп. формах, традиц. окрашена в темные тона и слегка диссонирует с верх. этажами, окрашенными в светло-зеленый цвет с белыми карнизами, поясками, пилястрами. Входы в вокзал – с площади на 2-й этаж посредством 2 мостовых переходов, ведущих в центр. холл, по сторонам к-рого расположены кассовый зал и залы ожидания. Выход на перрон со 2-го этажа обеспечивают виадуки и тоннели. Связь с 1-м этажом, где находятся различ. помещения, буфеты и сервис-центр для обслуживания пассажиров, обеспечена внутр. спусками и наруж. лестницей с площади. Значит. часть 1-го этажа занимает просторный ресторан. Осн. помещения вокзала с бол. высотой интерьеров – зал ожидания, кассовый зал, вестибюль – анфиладные, расположены по продольной оси здания, просторны, светлы, открыты и воспринимаются как единое целое. В кон. 1990-х гг. произведены комплекс. реконструкция и кап. ремонт внутр. помещений и фасадов вокзала. В 2006 построено новое здание пригород. вокзала.
Лит.: Ащепков А.Е., Журин Н.П. Памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства // Памятники истории и культуры Сибири: Сб. науч. статей. Новосибирск, 1978.
А.Г. Туманик