АВВАКУМ (Петров) (20 нояб. 1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у. - 14 апр. 1682, Пустозерск), протопоп, крупнейший деятель и писатель раннего старообрядчества. Сын священника. С 1642 – дьякон, с 1644 – священник. Будучи в 1647 в Москве, сблизился с членами кружка «ревнителей благочестия» и стал осуществлять их программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоян. конфликты как с паствой, так и с властями. В 1652 А. стал протопопом в Юрьевце-Повольском, но вскоре вновь бежал в Москву, служил здесь в Казанском соборе на Красной площ. и в церкви св. Аверкия в Замоскворечье. За актив. сопротивление церк. реформам Патр. Никона А. в 1653 сослан с семьей в Сибирь. Жил полтора года в Тобольске, служил протопопом в Вознесенском соборе, пользовался покровительством воеводы кн. В.И. Хилкова и сиб. архиеп. Симеона, но в связи с новыми конфликтами по указу Патр. Никона А. было велено перевести в Якутск с запрещением отправлять богослужение. В 1655 он с семьей двинулся под охраной служилых людей в путь; в Енисейске по новому указу А. включен в отряд енисейск. воеводы А.Ф. Пашкова, выступившего 18 июля 1656 на дощаниках в Даурию. Уже 15 сент. 1656 А. наказан кнутом на Долгом пороге (на Ангаре) за «малое писанейце», в к-ром Пашков осуждался за грубость и жестокость. По прибытии 1 окт. 1656 в Братский острог А. заключен в холодную башню, где сидел до 15 нояб. В мае 1657 отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилоку, и к окт. добрался до оз. Иргень. В кон. зимы 1658 служилые люди Пашкова, а с ними и семья А. отправились иргенским волоком до р. Ингоды и по ней к нач. июня 1658 добрались до устья Нерчи. Здесь на прав. берегу Шилки они воздвигли новый Верхшилкский (Нелюдский, позднее - Нерчинский) острог и завели пашню. Между тем уже с кон. зимы 1658 в отряде начался голод, страшные сцены к-рого А. позднее запечатлел в своих сочинениях. Весной 1660, так и не сумев закрепиться на Амуре, Пашков с остатками своих людей вернулся в Иргенский острог. 12 мая 1662 сюда ему на смену прибыл новый даурский воевода Л.Б. Толбузин, привезший с собой царскую грамоту об освобождении А. из ссылки. В кон. июня А. отправился в обратный путь. В 1662/63 он зимовал в Енисейске, в 1663/64 - в Тобольске, а весной 1664 приехал в Москву.
Во время своего пребывания в Сибири А. довелось вытерпеть невероятные лишения и голод, преодолеть множество опасностей, пережить смерть 2 сыновей. Здесь родилась его слава как героя и мученика за «старую веру», развился талант проповедника, осталось немало учеников и последователей. В Москве А. продолжил обличать церк. нововведения, за что в авг. 1664 был сослан с семьей в Пустозерск, но задержался на р. Мезень в Окладниковской слободке. 1 марта 1666 его вновь привезли в Москву, где он находился под стражей в разных монастырях и присутствовал в кач-ве обвиняемого на заседаниях Московского церковного собора, к-рый лишил его сана и предал проклятию. В кон. авг. 1667 вместе с др. осужденными на соборе старообрядцами А. отправили в заточение в Пустозерск. В период пустозерской ссылки созданы его осн. сочинения. Впоследствии А. и его соузники (поп Лазарь, дьякон Федор Иванов и инок Епифаний) были сожжены здесь в срубе «за великие на царский дом хулы».
Соч.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.
Лит.: Малышев В.И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность. Л., 1985; Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. СПб., 1900; Ростов/Дон, 1998; Демкова Н.С. Сочинения Аввакума и публицистическая литература раннего старообрядчества. СПб., 1998.
А.Т. Шашков