Наша Кларушка

80 лет назад (1 января 1933 года) в Новосибирске открылся клуб им. Клары Цеткин.

Рабочим завода – очаг культуры

Как там, в «Кларушке» дела? Еще лет пять назад такой вопрос ни у кого из жителей Ленинского района любого возраста не вызывал удивления. Так с нежностью называли Дом культуры имени Клары Цеткин те, кто занимался в кружках и те, кто просто живет в Ленинском районе. Про него даже стишок сочинили:

Есть в Ленинском районе

Красивый светлый дом.

Его с теплом и ласкою

Мы «Кларушкой» зовем.

 К сожалению, в последнее время все чаще слышен вопрос «Жива ли «Кларушка», а если и жива, то где она? Жива! 1 января 2013 года Дому культуры им. Клары Цеткин исполнилось 80 лет!

Его история связана со строительством в Левобережье завода «Сибкомбайн» и жилого поселка по типу «социалистического города». Одним из первых объектов соцкультбыта был построен заводской клуб, который называли тогда «Дом коммуны» или клуб «Сибтекстильмашстрой», так как  предприятие получило новое название.

 Датой открытия клуба считается 1 января 1933 года. Каждый день после рабочей смены в клубе собиралась заводская молодежь, где они пели, плясали, готовили самодеятельные постановки.

Однако, имя Клары Цеткин очагу культуры Кировского района присвоили три года спустя – в 1936 году.

Часто современные школьники задают вопрос: «Кто такая Клара Цеткин и почему учреждение культуры назвали ее именем?» В те годы принято было улицам, площадям, зданиям присваивать имена революционных деятелей. И, хотя Клара Цеткин жила в Германии, в Советском Союзе она была очень популярна. Напомним ее биографию:

«Клара Эйсснер (Цеткин) родилась 5 июня 1857 года в Германии. После окончания приходской школы  поступила в частный педагогический лицей, где и познакомилась со своим будущим мужем Осипом Цеткиным, который был выходцем из России. Именно Осип впервые привёл Клару на одно из собраний революционно настроенных студентов – эмигрантов из России. После посещения этого собрания Клару приняли в кружок социалистов – революционеров. Семья Цеткин познакомилась с дочерью Карла Маркса – Лаурой Лафарг, которая вместе со своим мужем Полем обучают семью Цеткин революционной деятельности. Вместе со своей близкой подругой Розой Люксембург Клара представляла интересы Социал-демократической партии Германии. Наряду со своей политической работой Клара одновременно боролась и за права женщин. От имени своей партии Клара Цеткин выпускала женскую газету «Равенство», которая очень скоро стала самой сильной агитационной газетой, которая боролась за права женщин, во всей Европе. В 1907 году Клара Цеткин создала первую Международную Женскую конференцию, на которой присутствовало большое количество женщин из 17 стран. На самом первом заседании Клара предложила создать новый праздник – Международный женский день и праздновать его 8 марта. В этот день женщины всего мира по идее Клары Цеткин должны своими выступлениями привлекать к своим проблемам общественность и правительство. С приходом Гитлера к власти, Клара Цеткин переехала в СССР, где умерла 20 июня 1933 года в селе Архангельском, недалеко от Москвы» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Цеткин,_Клара)

История существования ДК им. Клары Цеткин так же непроста и драматична, как театральная постановка. Жители вспоминают несколько пожаров, которые удалось пережить Дому культуры, сохранив при этом самое дорогое – любовь жителей района. По воспоминаниям очевидцев, больше всего запомнился пожар 1980 года, после которого была проведена реконструкция. Тогда заменили перекрытия над зрительным залом и большим залом второго этажа.

В жизни ДК были различные страницы: в декабре 1943 года агитбригада клуба выезжала с концертами на Северный флот, 3 августа 1944 года в клубе им. Клары Цеткин прошел прощальный концерт Ленинградской государственной филармонии, 22 февраля 1959 состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетты».

Много замечательных людей прошли школу самодеятельности в ДК и стали профессионалами. Дом культуры им. Клары Цеткин прославили ансамбль «Чалдоны», танцевальный коллектив «Ладушки» и другие.

От драмкружка до профессионального театра «На левом берегу»

Но более всего жителям Левобережья запомнились театральные постановки в Доме культуры им. Клары Цеткин.

История театра началась в далекие тридцатые годы, точнее с 1934 года, с постановки комедии «Чужой ребенок» (автор В. Шкваркин). «Рядом больших, интересных спектаклей был ознаменован первый период деятельности коллектива (с 1934 по 1941 г.). Война нарушила нормальный ход жизни. В клубе поселили эвакуированных, затем помещение занял театр «Красный факел», и для занятий самодеятельности осталась лишь часть верхнего этажа. Но драмкружок не прекратил своего существования. На самодеятельной сцене были поставлены пьесы «Тропа шпиона» А. Дюма, «Великий еретик» Н. Петерсона и Г. Добржанского, «Бронепоезд 14-69» В. Иванова, «Разлом» Б. Лавренева, «Машенька» А. Афиногенова, «Мещане» М. Горького».

В 1953-м году, драматическими актерами совместно с другими коллективами Дома культуры была поставлена музыкальная комедия Б. Александрова «Свадьба в Малиновке» (режиссеры Л. Михайлов и А. Давыдова), с которой коллектив проехал по всем площадкам города.

 «Очень насыщенный и плодотворный период в жизни коллектива», по воспоминаниям жителей «Ленинки», начался в 1958 году, когда в драматическом кружке сибсельмашевского Дома культуры им. Клары Цеткин появился молодой приезжий актер театра «Красный Факел» Семен Иоаниди, задумавший поставить «Ромео и Джульетту». «Отчаянный вызов всем профессиональным театральным коллективам», «творческая смелость» – так характеризовали это стремление.

Премьера состоялась 22 февраля 1959 года и была принята зрителем, что послужило причиной для присвоения коллективу звания «народного театра». При театре была организована школа-студия, в которой, под руководством народного артиста РСФСР Николая Михайлова, артиста «Красного Факела» Г. Красильникова и С. Иоаниди, актеры-любители осваивали сценическое мастерство и понемногу превращались в актеров-профессионалов.

Как пишут историки театра: «60-е годы стали годами подъема самодеятельного искусства, годами, когда концерты и спектакли самодеятельных артистов проходили при переполненных залах, когда этих артистов с нетерпением ждали в воинских частях, на сельских сценах. Профессиональные коллективы были редки, связь с центром города осуществлялась только через электрички, в театры попадать было трудно, и люди с охотой шли на спектакли драматического коллектива. Всего в театре было поставлено более 100 спектаклей, многие из которых получили признание горожан».

В 1964 году С. Иоаниди простился с левобережном театром, чтобы стать главным режиссером Областного театра драмы. Эта страница в истории характеризуется как время «затишья и надежды на лучшее». Приходили и уходили новые режиссеры, спектакли, пусть не так активно, но ставились, коллектив принимал участие в самодеятельных смотрах и фестивалях и, даже получал призы и премии.

 Но и в период своего художественного руководства Областным драматическим театром (1963-1974) и театром «Красный факел» (1974-1980) Семен Иоаниди был рядом со своим народным коллективом.

 Когда через 17 лет основоположник театра, заслуженный деятель искусств РСФСР Семен Иоаниди вернулся, в репертуаре театра появились такие спектакли, как «Единственный наследник» К. Реньяра, «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта, «Уроки музыки» Л. Петрушевской.

С 1993 года театр назывался филармоническим коллективом «Левый берег». «Единственный профессиональный коллектив 700 тысячного Левобережья. В репертуаре театра русская и зарубежная классика, современная драматургия, спектакли для детей. Успех театра в его творческом коллективе!» – так писали о театре в газетах.

С 1997 года он стал именоваться Новосибирский государственный театр драмы «На левом берегу». Вплоть до 1998 года его художественным руководителем оставался знаменитый режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Семён Иоаниди.

Затянувшаяся реконструкция

Сегодня ДК находится в помещении бывшего магазина на улице Станционной, 8. Новое здание на Дом культуры не похоже — близость к ТЭЦ-2, шум проезжей части, но это ощущение сохраняется лишь до той поры, пока не войдешь внутрь. Здесь все буквально пронизано духом творчества. До переезда в Доме культуры числилось 42 клубных формирования, сейчас осталось только пять: эстрадный танец, театральная студия, изостудия, вокально-инструментальный ансамбль, хор ветеранов.

 В связи с закрытием ДК на реконструкцию коллектив театра принял новую форму работы – спектакли стали выездными.

Как рассказал мэр Владимир Городецкий на встрече с журналистами 3 августа 2012,  ремонтные работы  начнутся в 2013 году. На капитальный ремонт ДК им. Клары Цеткин в городском бюджете будет предусмотрено 300 млн. руб. В пресс-центре мэрии добавили, что здание 1933 года постройки принадлежало заводу «Сибсельмаш». Его придется полностью перестраивать, укреплять конструктивные элементы и фундамент. Здание уже демонтировали, площадка круглосуточно охраняется. Проект реконструкции предусматривает надстройку второго этажа и обновление сценического оборудования.

Центр истории развития Ленинского района

Использована информация:

1. сайт-http://cross-k.nso.ru/content/teatr-na-levom-beregu

2. Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области 2003 год

3.История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск, 2005 г.

 

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image