КОМИ (зыряне и пермяки) принадлежат к перм. подгруппе финно-перм. ветви финно-угор. группы уральской языковой общности. Самоназв.: К. морт (К. человек), К. войтыр (К. народ). Этноним К., вероятно, связан с назв. р. Камы. В сказках мифол. хар-ра дочь Солнца Зарань (этимологию ее имени связывают с золотом или зарей) называется прародительницей К.-зырян, женой богатыря Перы. К.-зыряне являются корен. населением Респ. Коми РФ, большие по числ. группы расселены также в сев. областях России (Мурманской, Архангельской, Вологодской), на Урале (Свердловская обл.) и в Зап. Сибири. К.-пермяки составляют ок. 60% населения Коми-Пермяцкого авт. окр., компакт. группы проживают в бассейнах рек Язьва и Кама (тер. Пермского кр., Свердловской и Кировской обл.). Большая часть верующих – православные, есть старообрядцы.
В 1959 в РСФСР зарегистрировано ок. 430 тыс. К. (в т. ч. зырян – ок. 285 тыс., пермяков – ок. 150 тыс.), среди них в нац. округах – ок. 380 тыс. чел. (в Коми АССР – ок. 250 тыс., в Коми-Пермяцком авт. окр. – ок. 130 тыс. чел.); в 1979 – ок. 470 тыс. К. (320 тыс. зырян, 150 тыс. пермяков), из них в Коми АССР – более 280 тыс., в Коми-Пермяцком авт. окр. – ок. 105 тыс. чел.; в 1989 – ок. 490 тыс. К. (ок. 340 тыс. зырян и ок. 150 тыс. пермяков), из них в Коми АССР – ок. 295 тыс., в Коми-Пермяцком авт. окр. – ок. 95 тыс. чел. титульной национальности.
В Сибири народы К. (зыряне и пермяки) проживают в Тюменской, Омской, Томской, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Читинской обл., Красноярском и Алтайском кр. Большинство сибиряков-К. зарегистрировано в Тюменской (ок. 11 тыс. чел.; из них ок. 8 тыс. жителей Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого авт. окр.) и Омской (ок. 2,5 тыс. чел. в 1959; 1,2 тыс. чел. – в 1989) обл.
Среди К. распространены беломорский, вост.-балтийский, сублапоноидный (вятско-камский) антропол. типы. В К.-зырян. яз. выделяются 10 диалектов: верхневычегодский, верхнесысольский, вымский, ижемский, лузско-летский, нижневычегодский, печорский, присыктывкарский, среднесысольский, удорский. Распространен также русский яз. Письменность на основе рус. алфавита. Миссионер Стефан Пермский (начавший просвет. деят-ть среди К. в 1379) на основе кириллицы для К. языка разработал алфавит, однако он не получил распространения.
На тер. Волго-Уральского региона, вероятно, в III – нач. II тыс. до н. э. сформировалась прибалтийско-волжско-уральская неолит. общность. На протяжении II и I тыс. до н. э., а также в 1-е столетия н. э. происходило выделение из общего массива финно-угров пермской и волго-финской язык. общностей. Бассейны рек Сев. Двина, Печора, Кама, верх. и ср. течение Волги были заселены племенами, к-рые составили памятники ананьинской, городецкой и дьяковской археол. культур. В X–XIV вв. сформировались этнотерритор. группы перми вычегодской на мест. основе охотничье-рыболовецких племен ванвиздинцев в результате актив. взаимодействия с пермскими переселенч. группами с тер. Верх. Прикамья. Археол. памятники перми вычегодской известны по Ср. и Ниж. Вычегде, в бас. рек Вымь, Вашка, Луза. Этноним пермь впервые упоминается в недатированной вводной части наиб. раннего из сохранившихся древнерус. летописных сводов – «Повести временных лет» (нач. XII в.).
В кон. XIV в. К. были христианизированы. В 1478 г. земли перми вычегодской, бывшие частью Новгородской республики, вошли в состав Московского гос-ва. В XVI–XVIII вв. происходило продвижение К. на север, формировались этногр. группы (вымичи, сысольцы, прилузцы, удорцы); в XVII–XVIII вв. в результате расселения К.-зырян на север сложились группы верхневычегодцев, печорцев и ижемцев. К.-пермяцкий этнос составили 2 этногр. группы, сформировавшиеся в XVII–XVIII вв.: косинско-камские, зюздинские, иньвенские и язьвинские.
Осн. занятиями у юж. групп К. были земледелие и жив-во, существ. роль отводилась декор.-прикл. промыслам, сбору ягод, грибов, трав; у более сев. групп важное значение имели также рыболовство и охота; у самых сев. К. (ижемцев) присваивающие промыслы и оленеводство доминировали над с. х., успешно развивалось замшеделие.
К. издавна знали пути в Зауралье и поддерживали торг. связи с мест. населением (хантами, манси, ненцами), промышляли пушнину. В XVI–XVII вв. на Сиб. Севере К. основали ряд поселков (Обдорск, Мангазею, Уркар, Войкар), участвовали в стр-ве городов (Берёзов, Пелым, Верхотурье) и селились в них в кач-ве посадских, торг. и служилых людей. В XVI–XVII вв. К. довольно широко расселились по Зауралью и северу Зап. Сибири. В XVI в. К.-зыряне, как знатоки Сибири, считались лучшими проводниками рус. войск, направляющихся за Урал; мн. из них записывались в служилые казаки и принимали актив. участие в освоении Сибири.
В XVIII в. осн. поток К.-переселенцев устремился на юг Зап. Сибири: зыряне и пермяки стали оседать в алт. степях, где впоследствии слились с рус. населением.
Ижемские оленеводы, пасшие стада в вост. предгорьях Урала и бас. Ниж. Оби, активно проводящие обменно-торг. операции в Обдорске (Салехарде), положили начало формированию этноареальной группы обских К. С 1840-х гг. началось их переселение в с. Саранпауль, с. Мужи, Берёзов (тер. проживания обских угров). Обосновавшись за Уралом, К.-ижемцы продолжали заниматься оленеводством, выделкой кожи, охотничьим промыслом; усилилось значение рыболовства. Характер. особенностью обских К. являлись интенсив. торг. и миграц. контакты с Коми краем; сохранялись культур. и хоз.-быт. традиции.
В сер. XIХ в. К.-зыряне и обрусевшие К.-пермяки основали ряд поселений в бас. р. Тобол – группа ялуторовских К. С 1870-х гг. началась новая волна К. мигрантов на Алтай и Прииртышье – алтайские и омские К. Осн. видами с/х труда этих групп (из юж. р-нов Коми края) были земледелие и стойлово-пастбищное скот-во, занимались промыслами: произв-вом смолы и дегтя, выделкой кожи, плетением корзин и др.
В кон. XIХ в. неск. зырян. семей основали 2 селения в таеж. зоне на р. Шиш (приток Тары), где природ. условия были близки к Коми краю. Спецификой формирования группы тарских К. была промысл. доминанта в хоз. деят-ти.
Осн. типом сел. поселений у К. были деревни, расположенные по берегам рек и окруженные с.-х. угодьями. В XIX в. в результате слияния близлежащих деревень образовались многодворные села, растянувшиеся на неск. километров вдоль рек. Традиц. жилище К. представляло собой наземную срубную постройку на высоком подклете. Жилая часть из двух изб (зимней и летней), соединенных сенями, составляла единое целое с 2-ярусным хоз. двором (внизу хлев, вверху поветь). Обычно обе избы располагались под одним скатом крыши, под вторым скатом был двор. Для юж. р-нов были характерны 1-этажные жилища, у сев. К. в кон. ХIХ в. распространились 2-этажные многокомнатные дома. Внутр. планировка сев.-русская: печь в углу у стены со входной дверью, там же полати, в глубине помещения по диагонали от печи красный угол.
Традиц. одежда К. сходна с одеждой сев.-рус. населения. Муж. одежда состояла из холщ. рубахи навыпуск, подпоясанной ремнем, холщ. штанов, заправленных в шерст. носки с навернутыми поверх онучами. Верх. одеждой служили кафтан, зипун, шуба. Голов. уборами были войлоч. колпак или шапка из овчины. Основу жен. костюма составляли рубаха и сарафан различ. типов. Поверх сарафана надевали короткие распашные кофты. Верх. одежда – дубник, шабур, овчинная шуба. В кач-ве голов. убора девушки носили ленту, женщины – кокошник, сороку, сборник, а в старости – платок. Вязаные изделия украшались геометр. орнаментом. Сев. К. зимой использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича, совик (глухая верх. одежда из оленьих шкур), пимы (меховые сапоги) и др.
Переселенцы быстро воспринимали распространенные в Сибири типы жилищ, заимствовали с.-х. и др. орудия. Неск. медленнее изменялись формы традиц. одежды, и особенно украшения изделий, архаич. орнаменты. Наиб. устойчивыми оказались народ. обряды, обычаи и язык (2-е и частично 3-е поколения переселенцев признавали родным К. язык; смена языка обычно происходила в 4-м поколении). Традиция съезжих праздников способствовала сохранению и укреплению связей между жителями соседних сел. Сиб. К. продолжают поддерживать отношения с родственниками Коми края.
Определяющим элементом духов. культуры К. являлось православие, переплетенное с традиц. верованиями и обрядами, восходящими к язычеству. Наиб. мифологизированными считаются 3 события в жизни человека – рождение, свадьба и смерть, поэтому с ними связано наиб. кол-во обрядов обережной магии. По народ. представлениям, окруж. мир населен сверхъестеств. существами: хозяевами леса, воды, дома и т. д. – как зловредными, так и помогающими человеку. Сильна вера в жизнь после смерти: умерших родственников регулярно навещают на кладбище, дома приглашают к столу; распространены представления о душе-двойнике человека (орт), к-рая является перед смертью. Мн. приметы связывают с природ. явлениями, поведением животных и т. д. Обские К. переняли ряд мифол. представлений обских угров, связанных с локал. духами-хранителями территории.
Лит.: Чебоксаров Н.Н. Этногенез коми по данным антропологии // Сов. этнография. 1946. № 2; Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. XIX – начало ХХ в. // Тр. Ин-та этнографии. Новая серия. М., 1958. Т. XLV; Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с другими народами. М., 1982; Мамсик Т.С. Хозяйственное освоение Южной Сибири: Механизмы формирования и функционирования агропромысловой структуры. Новосибирск, 1989; Конаков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми. Формирование и современное этнокультурное состояние. М., 1991; Мифология коми: Энциклопедия Уральских мифологий. М.; Сыктывкар, 1999. Т. 1; Повод Н.А. Коми Северного Зауралья (XIX – первая четверть ХХ в.). Новосибирск, 2006.
О.В. Голубкова