Культбазы

КУЛЬТБАЗЫ (культурные базы), форма обслуживания малых народностей Севера в 1920–30-е гг., комплекс судеб.-адм., просвет., леч., производств. учреждений. Пост. о создании К. с прод.-кооп., врачебно-вет., культ.-просвет. и науч.-исслед. функциями принято Комитетом Севера при ВЦИК в мае 1925. После дискуссий решено размещать К. вдали от нац. и особенно рус. поселений на территории достаточно большой площади близ традиц. мест летних выпасов оленей. К. рассматривались как будущие нац. центры в отдален. р-нах Севера, организующие жизнь народа и руководящие всеми его делами. В 1928 Комитетом Севера с участием ученых разработаны «Положение о туземных культбазах Севера» и инструкция для заведующих.

К. включала туземный совет, кооп.-торг. орг-ции, больницу с амбулаторией и врачеб.-подвижным пунктом, школу-интернат, вет.-зоотех. пункт с бактериол. лабораторией и опытно-показат. оленьим стадом, прод. магазин, склады, дом туземца (клуб), радиостанцию, баню, дома для сотрудников, краевед. пункт. Стр-во одной базы требовало 250–300 тыс. руб., ее содержание – 150–170 тыс. руб. в год. Более экономичный вариант К. включал туземный совет, кооп.-торг. орг-ции, школу-интернат, мед. и вет. пункты, магазин и склады.

Первые 2 К. возведены в 1927. В нач. 1930 в р-нах Кр. Севера и Д. Востока функционировало 6 К., на стр-во к-рых затрачено 2,5 млн руб.: на Чукотском п-ове, на Сахалине, Охотском побережье, в Якутии, Туруханском кр. и Большеземельской тундре. К 1935 действовало 19 К., из них 9 в Вост. Сибири и по 5 в Зап. Сибири и на Д. Востоке.

К. принадлежала решающая роль в ликвидации неграмотности, обучении взрослого населения и детей на родном яз. В 1933/34 уч. г. в 13 школах занималось более 700 детей. Сотрудники Вост.-Эвенкийской К. М.Г. Левин и В.И. Левин создали в 1930–31 рукоп. буквари и учебники эвенк. яз. Сотрудники Пенжинской К. б. на севере Камчатки Н. Богданова, Д. Коваленко и Ф. Логинов разработали букварь на каменском диалекте коряк. яз. В школах работали П.Я. Скорик, Г.Д. Вербов, П.Ю. Молл, Н.Б. Шнакенбург, А.С. Форштейн, ставшие впоследствии видными североведами.

Врачи К. проводили регуляр. обследования корен. населения. В нек-рых р-нах им приходилось вступать в острую конкуренцию с лекарями-шаманами. В 1933 в каждой из 13 К. работали врач и фельдшер, к-рые за год принимали 60 тыс. пациентов. Среди чукчей и эскимосов Вост. Чукотки большой известностью пользовались врачи Е.П. Кузьмина и Ф.Л. Леонтьев. Им удалось объяснить мест. жителям пользу акушер. и фельдшер. пунктов, в результате чего кол-во женщин, рожавших в больнице Чукотской К., увеличилось с 2 чел. в 1932 до 30 чел. в 1934.

Науч. ценность представляют проведенные на К. краевед. исслед-я. В 1930 на К. действовали 6 краевед. пунктов, в 1934 – 12, в к-рых работали 27 специалистов (экономисты, экономисты-географы, этнографы, зоологи-охотоведы, антрополог, метеоролог, естественник).

Одной из лучших являлась Туринская К., построенная в 1927 для эвенков в Туруханском кр. в устье р. Туры. Спец. экспедиция определила наиб. подходящее место для стр-ва К. – стойбище эвенков чапогирского рода, находившееся у слияния рек Кочечум и Ниж. Тунгуска. Уже готовые дома в разобранном виде сплавлялись плотами из верховьев Ниж. Тунгуски, почти за 2 тыс. км. Через 2 мес. после нач. стр-ва на К. открылись амбулатория, больница и вет. пункт. В 1930 Тура стала адм. центром Эвенкийского авт. окр.

На Обь-Иртышском Севере наиб. заметными являлись Казымская, Сосьвинская и Ямальская К. В 1931 началось стр-во Сосьвинской К. в Берёзовском р-не. Осенью 1931 для работы среди оленеводов Саранпаульского совхоза организована культпалатка, в ней были б-ка, фотоаппарат, патефон, бильярд. В 1938 на Сосьвинской К. жили и работали 76 сотрудников, обеспечивавшие работу школы, в к-рой учились 142 чел., больницы на 20 коек, занимались с. х. Здесь работал М.А. Воскобойников (1877–1947), выпускник Московского ун-та, экономист и юрист, землеустроитель и круп. специалист по переселенч. делу. Казымская К. развернула свою деят-ть в нач. 1930-х гг. В 1935 построена школа-интернат, рассчитанная на пребывание 70 учащихся; в 1936/37 она вмещала 118 чел. В 1938 К., где работали 58 чел., обслуживала территорию площ. 5 млн га, на ней размещалось 5 советов. В 1932 в осн. завершилось стр-во и оснащение Ямальской К. В 1934 Комитет Севера назначил зав. базой М.М. Броднева, к-рому удалось превратить К. б. в центр хоз. и культур. жизни Ямальского р-на.

Вместе с тем деят-ть К. не имела однозначно положит. влияния на корен. население. Гл. проблема заключалась в степени оправданности интенсивной трансформации традиц. образа жизни. В ряде р-нов деят-ть К., прежде всего обучение детей в школах-интернатах, вызывала недоверие мест. жителей. На Казыме насильств. насаждение К. привело к длительному массовому протесту населения, завершившемуся убийством в нач. 1934 членов бригады Уральского обкома ВКП(б) и сотрудников К. Нек-рые ученые-этнографы видели в К. продолжение дорев. колонизац. политики и полагали, что их деят-ть ведет к деградации и спаиванию корен. населения. Не всегда удачно было выбрано место для стр-ва К. Нагаевская К. ликвидирована в 1931 в связи с массовым наплывом пришлого населения.

После упразднения в 1935 Комитета Севера К. переданы в ведение Главсевморпути, что обусловило преим. развитие производств. сектора. В сент. 1939 К. переданы на баланс мест. исполкомов, что означало окончание истории К. как ист. феномена.

Лит.: Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Меляков Н.И. Ленинская национальная политика и просвещение народностей Севера // Летопись Севера. М., 1977. Т. 8; Ерныхова О.Д. Казымский мятеж (об истории Казымского восстания 1933–1934 гг.). Новосибирск, 2003.

Л.В. Алексеева