Метрополитен

МЕТРОПОЛИТЕН (метро), вид рельсового пассажир. транспорта, перспективный в условиях больших городов с насыщенным улич. движением. Линии М. обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах. 1-я линия М. построена в Лондоне в 1863, в России – в 1935 (Москва). Следующая рос. «подземка» открылась в Ленинграде (1955), затем в Горьком (1985) и Новосибирске (1985), в Куйбышеве (Самара) (1987), в Екатеринбурге (1991), в Казани (2005). Новосиб. М. остается единственным за Уралом.

Технико-экон. обоснование сооружения М. в Новосибирске утверждено Советом министров РСФСР 24 апр. 1975. В нояб. 1978 Совет министров СССР одобрил проект стр-ва 1-й очереди протяж. 13,1 км. 12 мая 1979 на месте нынешней ст. «Октябрьская» забили 1-ю сваю. 28 дек. 1985 гос. комиссия подписала акт о приемке 1-го пускового комплекса от ст. «Красный проспект» до ст. «Студенческая» (Ленинская линия). 31 дек. 1987 началось движение по 2-й (Дзержинской) линии, к-рая включала 2 ст.: «Площадь Гарина-Михайловского» и «Сибирская». Открытие станций «Площадь Маркса» (июль 1991), «Заельцовская» и «Гагаринская» (март 1992), продолживших Ленинскую линию, позволило завершить сооружение 1-й очереди метро. Она связала лево- и правобережье центр. части города, соединив неск. круп. транспорт. развязок (площ. К. Маркса, Речной вокзал, ж.-д. вокзал Новосибирск-Гл., площ. Калинина).

Почти 17 лет велось стр-во уч-ка, продолжающего Дзержинскую линию в направлении еще одной транспорт. развязки (Березовая роща). Из-за технических, а затем финанс. проблем стр-во трижды останавливалось. Рассматривался вариант консервации стройки, но он оказался более дорогим по сравнению с достройкой. Успешному завершению работ способствовало привлечение к стр-ву в 2003 иногородней фирмы «Бамтоннельстрой». Задействовав совр. проходческий щит канад. произв-ва, новый подрядчик закончил тоннель в кратчайшие сроки. Ст. «Маршала Покрышкина» ввели в эксплуатацию 28 дек. 2000, ст. «Березовая роща» – 25 июня 2005.

На 2006 Новосибирский М. – это 12 станций и 14,3 км гл. путей (из них 2,1 км – метромост через Обь), более 1,7 тыс. сотрудников. Движение 20 поездов, по 4 вагона каждый, регулирует бессветофорная автомат. система. Поезда развивают скорость до 80 км/ч. Обеспечивая почти четверть гор. перевозок, М. перевозит ежедневно 150–200 тыс. чел. Это в 1,5 раза превышает показатель нижегородского метро, в 1,3 раза – самарского и екатеринбургского вместе взятых.

Проект развития Новосиб. М. на срок до 2030 предусматривает доведение числа станций до 70, протяж. линий – до 90 км. До кон. 2010 предусматривается также запуск метро в Омске и Красноярске. Решение о стр-ве М. в Омске принято в 1979. План стр-ва предполагал в первую очередь связать центр города с его пром. р-ном (ул. Рабочая). Стр-во, начатое в 1987–89, возобновилось в 1992, однако сложности с финансированием сохранялись. Поскольку к сер. 1990-х гг. изменилось направление осн. пассажиропотоков, изменили план стр-ва. Первоочередной стала рассматриваться связь центра города с левым берегом Иртыша. Стр-во тоннеля, включающего совмещенный авто- и метромост через Иртыш, началось в 2000 и успешно завершилось в июне 2006. Тоннель соединил первые 2 (еще не построенные) станции на левом и прав. берегах Иртыша («Библиотека им. А.С. Пушкина» и «Заречная»). С 1994 ведется стр-во М. в Красноярске. Оно неоднократно останавливалось из-за нехватки средств. К апр. 2006 завершено 10 % работ, необходимых для пуска 1-й линии.

Метростроение в России на 80 % обеспечивается за счет федер. бюджета, поэтому скорость развития М. в сиб. городах напрямую зависит от объема средств, выделяемых пр-вом, от распределения этих средств между столицами и провинцией, а также от выполнения бюджет. обязательств Мин-вом финансов.

Лит.: Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003.

А.К. Кириллов