Негидальцы

НЕГИДАЛЬЦЫ, элкан бэйэнин, амгун бэенин (самоназв.), корен. народ Хабаровского кр. Проживают в Николаевском, Ульчском и им. Полины Осипенко р-нах по рекам Амур, Амгунь и на оз. Удыль. Числ. в РФ: 1897 – 423 чел., 1926 – 683, 1970 – 495, 1979 – 477, 1989 – 587, 2002 – 567 чел., в т. ч. в Хабаровском кр. – 505 чел.

Относятся к байкал. антропол. типу. Говорят на негидальском яз. тунгусо-маньчж. группы алт. семьи. Диалекты: низовский, верховский (по Ниж. и Верх. Амгуни). 1-й имеет мн. общего с яз. ульчей, орочей, нанайцев; во 2-м заметно влияние эвенков. Яз. бесписьм., используется в быт. сфере. Распространен также рус. яз.

В формировании этнич. основы Н. участвовали нивхи, ульчи, нанайцы. Предположит. Н. – эвенки, расселившиеся по Амгуни и смешавшиеся с нивхами и ульчами. Заселение рус. на территорию проживания Н начинается со 2-й пол. XIX в.

Основу хоз-ва и верховских, и низовских Н. составляли рыболовство и таеж. охота. Верховские Н., жившие в горн. местности, занимались также оленеводством. Рыбу ловили круглый год. В осн. промышляли проходных лососей, ловили заездками монгон, неводами, сетями. Были спец. сети на различ. рыбу. Использовались остроги – однозубые, соскакивающие с древка, и трехзубые, крючки, переметы на осетровых рыб.

Охотились Н. в течение всего года. В пушном промысле первостепен. значение имел соболь. В поисках соболя охотники выходили к амур. лиману, на Сахалин, в бас. Горина и Хунгари. Пушная охота носила в целом товар. хар-р. Способы охоты и орудия промысла не отличались от эвенкийских. У части Н. распространенной была охота на мор. зверя в амур. лимане и на Охотском побережье.

У Н. известны 4 типа жилых каркас. построек: конические, двускатные, в форме рассеченного цилиндра и прямоугольные с двускатной крышей. Зим. жилищем в низовьях Амгуни служил каркас. однокамерный четырехугольный дом хагду с кановым отоплением. В верховьях Амгуни зимой жили в двускатных или пирамидальных домах из плах, засыпанных землей, в небольших полуземлянках с низким срубом на поверхности, или в чумах тунгус. типа. Отапливались жилища костром, в кон. XX в. появились желез. печи. С приходом весны перебирались в летние селения на озерах и малых речках. Жили в дюкча – каркас. постройках из жердей, крытых лиственничной или березовой корой, иногда сеном.

Одежда (муж. и жен.) – распашной халат из рыбьей кожи или ткани, женщины носили нагрудники. Мужчины надевали халат из оленьей замши или меховую шубу, при езде на собачьих нартах или на зим. рыбалку – короткую юбочку из нерпичьей шкуры поверх шубы. Голов. убор – меховой капор, шапка с наушниками. Обувь – из оленьих и нерпичьих шкур, замши.

Основу питания в прошлом составляла рыба. Мясо диких животных важную роль играло лишь у верхнеанюйских Н. Рыбу и мясо заготавливали впрок. Мясо, нарезанное тонкими длинными ломтями, сушили на солнце и коптили. Осн. часть лососевой рыбы заготавливалась в виде юколы. Из рыбы путем продолжит. варки и сушки получали рыбную муку барча. Большое значение в питании имели дикоросы. Травы и коренья в кач-ве приправы добавляли в супы, из них готовили разнообразные салаты, к-рые обильно сдабривали рыбьим жиром. В кон. XIX в. в рацион Н. входит картофель, к-рый они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно нек-рые низовские Н. сами начали сажать картофель.

Средством передвижения служили лыжи 2 типов (голицы и камусные), летом – дощатые плоскодонные лодки, берест. оморочки и долбленки. Для перевозки грузов охотники пользовались ручной нартой с полозьями, загнутыми с обеих сторон. Н. в низовьях Амгуни держали ездовых собак, к-рых запрягали в спец. ездовую нарту. Верховские Н. ездили верхом на оленях, или впрягали их в нарту такого же типа как у зейско-алданских эвенков.

Роды Н. жили дисперсно, нек-рые объединялись в экзогамные группы доха, в к-рые включались также нивхи, нанайцы, эвенки. Большое соц. значение имели тер.-соседские общины, регулировавшие жизнь в селениях и семьях. Функционирование общины обеспечивало постоянную взаимопомощь всех жителей селения.

Традиц. верование – анимизм, шаманизм. В религ. верованиях Н. мн. общего с ульчами. Вселенная, по их представлениям, состояла из 3 миров, расположенных один под другим. Верхний – голубой небесный свод – состоял из 9 сфер. Ср. мир туй – земная поверхность – однослоен. В ниж., подземном мире буни живут умершие люди. Небо считалось высш. силой, а в кач-ве его духов-помощников выступали солнце и луна, обладавшие могуществ. благодатной силой. Почитание солнца нашло отражение в декор. искусстве Н.

Среди др. духов-хозяев особо почитались синкэн (хозяин тайги, всех зверей), уйгули (хозяин медведей), тамун (хозяин воды), подя (дух-хозяин огня). Изображения духов-хозяев делались в виде плоских антропоморф. фигур, к-рые устанавливались на лиственнице на родовом мольбище. Ряд представлений, относящихся к разным этнич. традициям, связан с медведем. Представления о роли медведя и тигра наши отражение в шаман. пантеоне. Усиление роли пушной охоты в жизни народа способствовало выделению спец. духов-хозяев пушного промысла.

Из фольклор. жанров зафиксированы предания, сказки, пословицы и поговорки. Декор. искусство представлено орнаментацией на одежде и различ. быт. предметах. Декор. искусство в низовьях Амгуни близко к амурскому, в верховьях рисунок орнамента эвенкийского типа. В прошлом была характерна вышивка подшейным волосом лося, также характерная для эвенков.

В наст. время все Н. живут в неск. нас. пунктах совместно с рус. и др. народами. Жилища, одежда, средства транспорта, хоз. занятия не отличаются от окружающего населения. Повсеместно преобладают этнически смешанные семьи. Вместе с тем нац. самосознание Н. отличается большой устойчивостью.

Лит.: Смоляк Г.Ф. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. Середина XIX – начало XX в. М., 1975; Народы России: Энциклопедия. М., 1994.

Е.В. Антропов