НЕНЦЫ. Среди народов, населяющих Кр. Север России, Н. в числ. отношении являются самым крупным. Самоназв. ненэць – «человек», ненэй ненэць – «настоящий человек» было введено в офиц. употребление в 1930. Первоначально Н. называли самоедами или самоедами-юраками.
Делятся на 2 этнотерритор. группы – тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского п-ова (с кон. ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (тер. Мурманской обл., Архангельской обл. – Ненецкий авт. окр., Тюменской обл. – Ямало-Ненецкий авт. окр., Красноярского кр. – Долгано-Ненецкий (Таймырский) авт. окр.), лесные (самоназв. нещанг «человек») расселяются в таеж. зоне междуречья Оби и Енисея. Осн. часть лесных Н. живет в бас. р. Пур, а также в верховьях р. Надым и по сев. притокам рек Лямин, Тромъеган и Аган.
По данным переписи 1939, в РФ – 24,7 тыс. чел., 1959 – 22,8; 1970 – 28,5; 1979 – 29,5; 1989 – 34,2 тыс. чел.; 2002 – 41,3 тыс. чел., в т. ч. в Тюменской обл. – ок. 28,8, в Красноярском кр. – 3,2 тыс. чел.
Ненецкий яз. относится к самодийской (самоедской) группе уральской языковой семьи и делится на 2 диалекта – тундровый, к-рый распадается на зап. и вост. говоры, общение между их носителями не мешает взаимопониманию, и лесной, отличающийся своеобразием фонетич. состава, что затрудняет язык. контакт с носителями тундр. диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров. Письменность существует с 1932 на осн. латинской, а с 1937 – на основе рус. графики.
В антропол. плане Н. относятся к урал. контактной малой расе, для представителей к-рой свойственно сочетание антропол. признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением Н. антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих осн. тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоид. комплекса фиксируется у лесных Н. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоид. и монголоид. черт, что объясняется как межэтнич. контактами, так и относит. изоляцией отд. территор. групп Н.
Н. относятся к хоз.-культур. типу оленеводов тундры. Важную роль в хоз. занятиях играют рыболовство и охота.
Осн. традиц. средством транспорта у Н. является оленья упряжка. Транспорт. нартенное использование оленя осуществляется в тундре и лесотундре практически круглогодично.
Особенности устройства ненец. поселений обусловлены традиц. образом жизни: кочевым – у тундр. групп и полукочевым – у лесных. К наст. времени значит. часть тундр. ненец. населения проживает в круп. и малых поселках. Кочевой образ жизни Н. и окружающая природ. среда определили условия использования ими в кач-ве жилищ переносных, разборных построек – чумов.
Комплекс муж. одежды состоит из малицы, сшитой из оленьих шкур ворсом внутрь, совика с капюшоном, глухого «балахона», сшитого мехом наружу, и обуви – меховых пимов, изготовленных из шкур с ног оленя, и прилагающихся к ним чулок-подкладов, оленьей шерстью внутрь. Традиц. жен. одежда также широко употребляема у Н. в наст. время. Зимой женщины носят меховую распашную одежду типа шуб. В Большеземельской тундре и в Сибири распространены жен. голов. уборы в виде капоров – с затылоч. частями из оленьего меха и опушкой вокруг лицевой части из меха песца – с многочисл. медными ажур. бляшками, подвешенными на цепочках или метал. трубочках.
Пищей Н. издавна служили мясо и рыба. Приготовление пищи и ее заготовка впрок также были делом женщин. Мясо оленя употребляется в пищу гл. обр. в зим. период. Помимо мяса оленя зимой добывают и едят куропаток. Весной и летом промышляют птиц – гусей, уток, турпанов, гагар, поморников. В период промысла линных гусей мясо этих птиц составляет осн. питание Н. Его едят гл. обр. в вареном виде, используют также полученный бульон.
Соц. система Н. структурирована на 3 уровнях – мяд’тер (семья), еркар (род), тэнз (племя, фратрия, народ), обеспеченных традиц. нормами гендерных и межпоколенных связей, собственности, лидерства, межродовых и межэтнич. отношений. Эта система унаследовала старые самодийск. традиции, но существ. обновилась, особенно в структурах рода и народа, 3–4 столетия назад в ходе «оленеводческой революции», когда ненец. роды дробились, объединялись и смешивались под влиянием рос. колонизации, войн, преобразования торг. и миграц. путей. В череде конфликтно-контакт. отношений с соседями и рос. администрацией они образовали сообщество, называемое ненец. народом.
Н. верили в существование большого числа духов, к-рые принимали непосредств. участье в жизни людей, принося им удачу или неудачу в промыслах, доставляя радости или огорчения, нacылая различ. болезни и т. п. Желание задобрить этих духов, привлечь их на свою сторону вызывало к жизни такие явления, как создание священных мест и жертвоприношение.
Наиб. известными у Н. священными местами были Болванский Нос на о-ве Вайгач, Козьмин перелесок в р-не р. Несь, Яв'мал на Ямале, гора Манисей на Сев. Урале, ряд священных мест на Канинском п-ове. Помимо этих широко известных мест во всех р-нах расселения Н. имелись небольшие священные места, где приносили жертвы члены одного рода или семьи, а иногда и просто проезжающие мимо этого места Н. Обычно эти жертвенные места располагались возле камня какой-нибудь особенной формы, на вершине сопки, к-рая в разную погоду меняет свои очертания, на берегу озера.
Помимо принесения жертв духам существовал еще способ общения с ними – через шаманов. Шаманы являлись посредниками между людьми и духами. Однако шаманы могли общаться с духами не постоянно, а лишь в процессе камлания, когда, находясь в состоянии транса (экстаза), они встречались с добрыми и злыми духами разных миров, могли узнавать у них скрытые от людей события.
Лит.: Васильев В.И. Проблема формирования северосамодийских народностей. М., 1979; Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995; Хомич Л.В. Ненцы: очерки традиционной культуры. Л., 1995; Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.
Л.В. Хомич