ОРОКИ (самоназв. – ульта, уйльта), самый малочисл. народ РФ, проживает на о-ве Сахалин. Самоназв.: уйльта, ульча, ольча (возможно, от ула – олень). Айны называют их ороко, нивхи – оронгта, орнышку. Этноним «ороки», как и «орочи» (от оро – олень) указывал на гл. занятие этого народа.
О. проживают в Ногликском, Поронайском и Александровском р-нах Сахалинской обл.; небол. группа – на о-ве Хоккайдо в Японии.
Числ. (чел.): 1897 – 749, 1901–04 – 278 сев. О., 246 юж., 1989 – 212 сев., 129 юж., 1990–91 – 164 сев., 156 юж., 1999 – 119 сев., 171–177 юж., 2001 – 169 сев., 164 юж. В переписях 1959, 1970, 1979 О. не учтены. Перепись 2002 фиксирует О. по самоназв.
Антропологически О. относятся к сев.-байкал. типу сев.-азиат. большой монголоид. расы; они более близки к эвенкам и негидальцам, чем к др. народам Амура.
О. язык относится к юж. (приамурской) группе тунгусо-маньчжур. языков, близок ульч. и нанайск. Язык бесписьменный.
Этногенетически О. связываются с охотскими тунгусояз. группами, перекочевавшими на Сахалин в ХVI–ХVIII вв. К сер. XIX в. (а, возможно, и ранее) сформировались 2 территор. группы: сев. – срединная часть сев. Сахалина и юж. – 12 селений О. в юж. части острова (среди айнов), от зал. Терпения до зал. Анива.
Религ. верования О. близки верованиям народов Амура. Преобладают анимистич. представления, почитались духи-хозяева объектов природы, известны культы медведя, морских животных. В шаманизме О. присутствовали мн. элементы, характерные для ульчей и нанайцев.
Хоз-во имело комплекс. хар-р. Сев. О. занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом. Зимой охотились с луками, копьями, позже с огнестрел. оружием на медведя, сев. оленя; с петлями на соболя, с давящими ловушками на мелких зверей, с самострелом на лисиц. Весной перебирались на оленях на вост. побережье Сахалина, где жили до осени.
Морского зверя (нерпу, сивуча, ларгу) добывали гарпунами и острогами, с кон. XIX в. применяли огнестрел. оружие. Для лова рыбы, особенно лососевых, использовали различ. сети, неводы, строили запоры-заездки. Было распространено собирательство. Осн. занятиями юж. О. были рыболовство, морской зверобойный промысел и пешая охота в тайге, с ручной нартой и 1–2 собаками. В нач. ХХ в. нек-рые юж. О. нанимались рабочими на промысл. предприятия японцев. В обмен на пушнину получали муку, крупы, ткани, метал. инструменты (ножи, пилы, копья), огнестрел. оружие и боеприпасы.
Из средств передвижения использовали нарты, лодки чаще приобретали у нивхов (долбленки) и айнов (плоскодонки).
Зим. жилища – конич. чумы, четырехуг. каркас. домики с 2-скатной крышей; лет. жилище – чумы каура, в наст. время – палатки.
Одежда О. близка к одежде нивхов и др. народов Ниж. Амура. Включает короткие штаны из ткани, рыбьей кожи или шкуры, ноговицы на пояске, летний тканевый халат. В нач. ХХ в. распространились муж. рубахи рус. покроя из ткани, якут. сукон. халаты на подкладке. Промысл. одежда – куртки, юбки до колен из нерпич. шкур, нагрудники из оленьей шкуры. Зимняя верх. одежда – шубы из осенних шкур диких оленей, жен. шубы – из меха оленя, лапок соболя, лисицы. Муж. и жен. голов. уборы имели форму капора.
Фольклор О. мало изучен, в нем выделяются устные предания и мифол. рассказы о прошлом; о происхождении родов от животных, о переселении родов и т. д. В муз. культуре осн. место занимают песен. импровизации, колыбельные, песни-пестушки. Из муз. инструментов распространены свистки, бубны, варганы, бубны, погремушки.
В нач. ХХ в. юж. О. подверглись японизации, работали на яп. рыбных промыслах и лесозаготовках, часть О. была репрессирована в послевоен. время.
Сегодня сев. группа практикует семейное оленеводство, юж. группа занята в единолич. и семейном сезон. вылове рыбы. На родном языке могут говорить лишь 46 чел. из 346 О. сев. и юж. групп.
Лит.: Васильев Б.А. Основные черты этнографии ороков // Сов. этнография. 1929. № 1; Смоляк А.В. Южные Ороки // Там же. 1965. № 1; Роон Т.П. Уйльта Сахалина. Историко-этнографическое исследование традиционного хозяйства и материальной культуры сер. XVIII – сер. ХХ в. Южно-Сахалинск, 1996; Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина. Большие проблемы малочисленного народа. М., 2006.
Ю. Ковальчук