ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОПИСЬ. Первые иконы появились в Сибири вместе с теми русскими, к-рые осваивали ее просторы. Их привозили казаки (в т. ч. из отряда Ермака), духовенство, пром. и торг. люди, крестьяне. Не раз иконы поступали в только что построенные церкви и монастыри в качестве даров царской фамилии: в кон. 1580-х гг. от царя Федора Иоанновича были присланы иконы Христа Спасителя, Богородицы «Одигитрии» и Спаса Нерукотворного для Тобольской Троицкой церкви; в 1601 от царя Бориса Годунова – образы Бориса и Глеба и Деисус из 9 икон в Туринскую церковь, в 1607 от царя Василия Шуйского – неск. почти полных иконостасов в Верхотурский мон-рь; ок. 1623 от царя Михаила Феодоровича – иконы «в Кузнецкий Преображенский собор и два Тарские монастыри». До сер. XVII в. одним из постоян. источников массового рыночного снабжения Сибири П. и. были сольвычегод. мастерские Н.Г. и М.Я. Строгановых. Везли за Урал и продукцию осн. иконописных центров России: новгородского, поморского (Вологда, Великий Устюг и др. города Рус. Севера) и московского. С сер. XVII в. в Сибирь сотнями доставляли дешевые владимир. иконы упрощенного письма. Мастера из упомянутых центров приезжали и для длительной работы в сиб. городах.
Собств. иконописание организовал 1-й сиб. архиепископ Киприан (Старорусенков). В 1622 в Тобольском архиерейском доме работали иконники Второй Матвеев и Богдан Иванов. Иконы для Софийского собора Тобольска писал мест. протод. Матфей (двусторонние – Софии Премудрости Божией и Богоматери «Знамение», а также Богородицы «Одигитрии» и Троицы). В 1637 он написал знаменитую Абалакскую «Знамение» икону Божией Матери, ставшую 1-й чудотвор. иконой Сибири; поклонение ей вышло за рамки региона. Популярность обрели изображения первых сиб. святых – Симеона Верхотурского и Василия Мангазейского, имевшие неск. иконогр. типов. В последующие века к ним добавились иконы с изображением сиб. владык: свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского и свт. Иннокентия (Кульчицкого) Иркутского. В 1630–40-е гг. иконописцы Тобольска уже занимались систематич. обучением своему искусству. Круп. центрами иконописания стали монастыри, сохранив эту функцию до нач. ХХ в. В 1-й пол. XVII в. в Тюмени, Туринске и др. городах постоянно работали иконописцы, обслуживавшие быстро строившиеся церкви и мест. жителей. Ведущие мастера из адм. центров надолго выезжали для исполнения круп. заказов в отдаленные концы обшир. округи. Так, вначале для выполнения мест. работ в Енисейск приезжали специалисты-иконники из Тобольска, а затем енисейск. иконописцы создавали иконы для всей Вост. Сибири, на годы оседая в ее нас. пунктах. В Иркутске постоянные иконописцы появляются лишь со 2-й четв. XVIII в.: первыми становятся духов. лица архиерейского дома и гор. церквей (иерод. Никон Красовский, иерей Богоявленского собора С.И. Копылов).
Во 2-й пол. XVII в. Сибирь уже могла удовлетворять потребности храмов в свящ. образах своими силами, хотя на этом поприще здесь работали мастера и Рус. Севера, и др. центров Европ. России. В это же время оформляются осн. особенности сиб. иконописи. Одно из направлений следовало принципам строгановской школы, другое – северно-рус. «темновидным» образцам с их лаконизмом. Отмечались в сиб. иконографии и подражания моск. новациям, связанным с именем С.Ф. Ушакова, на церк. живопись к-рого повлиял реализм изобразит. искусства Нового времени. Нек-рые сиб. иконы отражали характер. внеш. особенности абориг. народов: лики на образах обретали монголоид. черты.
С нач. XVIII в., когда на Тобольской кафедре появляются архиереи, выходцы с Украины и с ними художники из Киева, иконопись Сибири испытывает возрастающее влияние стиля барокко и особенностей живописи Нового времени. С сер. этого столетия при изготовлении образов для иконостасов широко применяется работа маслом на холсте. В Вост. Сибири этот процесс усвоения принципов нового искусства по тем же причинам ускоряется с 1727, времени образования самостоят. Иркутской епархии. Ее 1-й архиерей, свт. Иннокентий (Кульчицкий), еще до своего поставления во епископы, проживая в Селенгинском Троицком мон-ре, сам создавал для мест. церкви иконы «малороссийского письма». Складывалось т. н. сиб. барокко. Источником зап.-европ. влияния на церк. искусство Сибири с нач. XIX в. стала также школа Демидовых при Нижнетагильском з-де. Со 2-й пол. XIX в. в офиц. иконописании возрастало влияние акад. стиля, в нач. ХХ в. оно уже преобладало. Старые традиции при этом были вытеснены далеко не сразу и не везде. Долгое время в церк. живописи старин. иконогр. канон соединялся с новыми принципами «живоподобия».
После секуляризации церк. земель в 1760-е гг. сиб. архиерейские кафедры лишились даровых иконописцев, хотя пытались оказывать решающее воздействие на церк. живопись, исполняя цензор. функции: выдавали мастерам «аттестаты» и подвергали иконы осмотру. Примерно в это же время повсеместно начинают складываться мест. династии иконописцев, как входившие в цеха, так и трудившиеся вне их. Известны иконописцы Хозяиновы, происходившие из крестьян Абаканского стана. Мартын Хозяинов сыграл выдающуюся роль в истории краснояр. иконописания в XVIII в. В Енисейске работают иконописцы Баранов, Кондаков, Курышкин, Протопопов. В 1-й пол. XIX в. иконописанием в городе занимается семья Барышниковых. В Шадринском у. работают потомств. иконописцы Бронниковы, Погорельцев, Бритвин, Шахматов и др. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. создаются иконописные мастерские во мн. городах Сибири: Шадринске, Кургане, Енисейске, Красноярске и т. д. Иногда мастера в них занимаются и светской живописью (мастерская А. Решетникова в Кургане). В кон. XIX – нач. ХХ в. большую известность приобрела томская мастерская выходца из Мстеры И.А. Панкрышева с сыновьями, к-рая поставляла иконы не только мест. заказчикам, но и для императ. дома и за границу, исполняя работы в манере различ. школ (византийским, «фряжским», т. е. итал., акад. письмом). Иконы Панкрышева отмечены медалями всемир. выставок в Чикаго и Антверпене. Значит. влияние на церк. живопись оказывало народ. иконописание, отличавшееся грубоватой обобщенностью форм, малым кол-вом цветовых компонентов. В Сибири известны центры народ. иконописания, ориентированного на рынок: Сузун и Колывань (ныне – Новосибирская обл.), Притюменье, Рудный Алтай, окрестности Енисейска, Иркутская обл., Забайкалье.
После Окт. революции преследование Церкви и веры привело к исчезновению легального правосл. иконописания в Сибири. Возрождаться оно стало сравнительно недавно. В Красноярской и Енисейской епархии с 1992 работает очно-заоч. иконописная школа для клириков. В Тобольской и Тюменской епархии одно из 3 отд-ний Тобольской духовной семинарии – иконописное и регентское. В Томской и Асиновской епархии работает детская иконописная школа при Петропавловском соборе. В 2004 в Новосибирской и Бердской епархии при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском ин-те открыто иконописное отд-ние.
Старообряд. иконописание – отдельная ветвь общеправосл. церк. живописи, серьезно влиявшая на формирование мест. особенностей последней. Староверы, отвергая «новообрядческие» священные образы, написанные после реформы Патр. Никона, долгое время пользовались старин. иконами. Однако кол-во их сокращалось, в т. ч. и в процессе преследования со стороны властей. Староверы стали приобретать иконы, написанные в «древлеправославных» традициях, у мест. мастеров, часть к-рых работала в монастырях (напр., в Далматовском Успенском, до кон. XVII в. остававшемся одним из тайных центров староверия). Талант. иконники, приверженцы беглопоповщины (направления, принимавшего «беглых» священников из «никонианской» Церкви), заложившие основы «невьянской» школы, обитали в нелегал. скитах (тип небольших монастырей), в первую очередь рядом с демидовскими заводами. Среди них выделялись иноки Паисий (Заверткин, ок. 1689–1768), Гурий (Перетрутов, ок. 1657– не позднее 1743), Григорий (Коскин, сер. 1720-х гг. – кон. XVIII в.), Т.Б. Заверткин (1727–69), И.В. Богатырев (1750 – после 1828) и их ученики. «Невьянская» школа вскоре перешла на полулегал. существование на демидовских заводах. В старообряд. селениях по притокам р. Исети (сев.-запад Курганского, юг Тюменского и Ялуторовского у.), единоверных беглопоповцам Урала, хотя и работали свои иконописцы (в сер. XVIII в. выполнял такие заказы старообряд. священник исетских приходов Симеон Ключарев), собств. школа не оформилась. Среди беглопоповцев Зап. Сибири распространялось большое кол-во икон, изготовленных на горных заводах Екатеринбурга, Невьянска, Ниж. Тагила. Иконники Зауралья, чья живописная манера отличалась от заводской, к сер. XIX в. утратили «высокий стиль», присущий ранним старообряд. иконам. Примерно к этому же времени стало очень заметным влияние на иконописную традицию беглопоповцев гуслицких мастеров (Московская губ.), работавших в 1840–60-е гг. на старообрядцев Урала и Зауралья.
Кроме икон на деревян. досках старообрядцы использовали медные (распятия, образки, «складни» – складывающиеся иконы из неск. соединенных друг с другом створок), изготовление к-рых в ряде мест было запрещено и осуществлялось нелегально. Легал. мастерские работали в Ялуторовском, Курганском и др. уездах до нач. ХХ в. Распространялись за Уралом также изделия меднолитейных промыслов Москвы и Поволжья.
В среде сиб. беспоповцев (поморского согласия, филипповцев, федосеевцев и др., кроме «рябиновцев», признававших лишь нек-рые иконы, и «немоляк» и «дырников», не признававших их совсем) имели хождение иконы, поставлявшиеся «иконописными палатами» Выгорецкой поморской обители (Рус. Север). Поморские иконы отличались не только чисто живописными особенностями, но и содержанием: на них, напр., не изображался Св. Дух в виде голубя, на распятии признавалась каноничной только надпись: «І[су]с Х[ристо]с Ц[а]рь С[ла]вы» – и т. п. Медные иконы для этих согласий также делались по поморским образцам.
Белокриницкая старообряд. церковь, возникшая в сер. XIX в., обладавшая полной иерархией (архиереи, священники, диаконы), обзавелась собств. иконописными центрами, в т. ч. на Урале, откуда их продукция расходилась и по Сибири. Писали для нее также мастера-нестарообрядцы в стиле «древней традиции» или по предложенным образцам.
Как и офиц. Православная Церковь, старообрядчество испытало преследования после окт. 1917. Уничтожались молельные дома, церкви, церковнославян. книги и иконы. Исчезли также иконописные центры, невозможной стала работа отдельных мастеров-иконописцев. Нек-рые из них подверглись репрессиям. Так, в 1930-е гг. сгинул в лагерях имевший патент иконописца В.Ф. Балыкин. Его семья, переехавшая в 1870-е гг. из Казанской губ. на Алтай, осела в дер. Шмаково (ныне – р-н с. Залесово). Немногие другие работали в глубоком подполье, подвергаясь постоян. опасности. Возобновившееся в ряде сиб. старообряд. центров иконописание пока не достигло уровня дорев. мастеров; используются, кроме редких уцелевших старых образов, в осн. иконы, изготовленные по «древним образцам» в центрах Европ. России.
Лит.: Сибирская икона. Омск, 1999.
Н.Д. Зольникова