Если бы не ряд обстоятельств, то Краснообск, он же ВАСХНИЛ (РАСХН) мог быть крупным центром судостроения на реке Оби. Строительство завода не состоялось, но, тем не менее, планы были очень грандиозные. Впрочем, обо всем по порядку.
Задолго до Великой Отечественно» войны, еще в марте 1939 гола был принят III пятилетний план, по которому в нашем городе нужно было к 1942 голу построить катерный судостроительный завод, но так получилось, что в три довоенных года намеченное строительство не началось. Зато в годы войны на судоремонтном заводе в затоне было построено несколько бронекатеров. После победоносного окончания воины вопрос о строительстве военных кораблей в Новосибирске больше не ставился, но в 1946 году приняли пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы, в котором наряду с восстановлением судостроительных заводов Запада была поставлена задача увеличить мощность речных судостроительных предприятии востока страны.
Одним из пунктов программы был вопрос о строительстве в Москве завода торпедных катеров. Столичный гигант судостроения — вроде бы хорошо, но туг вмешались компетентные органы и высказали соображения относительно уязвимости предприятия от воздушных налетов и диверсий. По этой причине на планах строительства в столице нового оборонного предприятия был поставлен крест, вместе с тем начались поиски более надежного и удобного места на востоке страны, где имелся опыт судостроения.
В феврале 1950 года для того, чтобы привлечь внимание к быстрому развитию флота было образовано Военно-Морское Министерство СССР, а в октябре 1952 года в недрах, а точнее, в главном кораблестроительном управлении появилась интересная бумага с очень длинным названием. Речь шла об обосновании преимуществ строительства в районе Новосибирска завода торпедных катеров для всех четырех флотов Советского Союза.
Согласно упомянутому документу местом будущего строительства был выбран левый берег реки Оби, в шести километрах вверх по течению от железнодорожного моста. Имелся в виду мост, построенный ещё в прошлом веке. Большим плюсом была равноудаленность завода от всех флотов. Для будущего строительства имелось всё: рабочие руки пленных и зеков, близкое и дешевое сырье. Дерево, сталь и радиооборудование для катеров предполагалось использовать новосибирские торпеды, торпедные аппараты и алюминий должна была поставлять Кемеровская область, а судовые двигатели — Барнаул. Лишь небольшой перечень комплектующих и вооружения нужно было завозить из Центра России или с Урала. Кроме того, был учтен опыт строительства бронекатеров. Все обстоятельства осенью 1952 года складывались в пользу строительства крупного завода именно в нашем городе.
В конце 1952 года проект с обоснованием был представлен адмиралу Н.Г.Кузнецову, но не был одобрен и подписан. Что побудило так поступить — неизвестно, но Николай Герасимович видимо больше знал продукцию уже давно существующего завода в Тюмени на реке Туре. Наши соседи по Западной Сибири очень усиленно настаивали па сохранении в послевоенное время строительства торпедных катеров проекта «123М», благо тюменский завод достаточно было немного расширить — что было бы дешевле и быстрей, а зря.
Несмотря на выгодность, наш завод не был построен. Спустя два десятка лет на месте предполагаемого строительства вырос ВАСХНИЛ. Самое смешное и интересное: местное, новосибирское партийное руководства не было посвящено в планы: Военно-Морского Министерства и, если бы было принято решение о строительстве, то ситуация была бы по пословице: без меня меня учили.
Слугин Сергей
Добавить комментарий