ПРОКУРАТУРА в Сибири, гос. органы, осуществляющие функции общего и судеб. надзора, обвинительного института в правосудии. Учреждена в Российской империи в 1734 в соотв. с Манифестом от 2 окт. 1730 и серией законодат. актов 1731–34, к-рые обозначили орг. основы и иерархию П.: генерал-прокурор и обер-прокурор Сената, коллеж. прокуроры, прокуроры приказов, губ. прокуроры. Формально губ. прокуроры подчинялись генерал-прокурору Сената, но фактически находились в зависимости от губернаторов. Ранг губ. прокуроров был приравнен к чину подполковника. На практике прокурорами становились обер-офицеры, к-рые контролировали губернаторов, выслуживших генеральские чины. 1-м сиб. прокурором был отставной капитан П.А. Челищев (1734–41). Должностные обязанности сиб. прокурора определялись инструкцией 1733: заседание с губернатором в общем присутствии; ведение спец. журнала поступающих указов и исполнения по ним; надзор за воеводами в налог. сборах и колодничьих делах. Введение штатов 1763 привело к попытке усиления роли П. Наряду с должностью губ. прокурора в ранге подполковника (с 1775) учреждались прокуроры в ранге майора при провинц. канцеляриях Енисейска, Иркутска и Якутска.
Дальнейшее формирование сиб. органов прокурор. надзора произошло в ходе общерос. адм. реформы, охватившей Сиб. регион в 1778–83. Деят-ть новых судеб. и адм. учреждений контролировалась обновленным институтом П. в лице прокуроров и стряпчих. Их обшир. должностные обязанности нашли отражение в гл. 27 «Учреждения для управления губерний» от 7 нояб. 1775. С 1783 во главе П. 3 сиб. губерний находились губ. прокуроры. Ближайшими помощниками каждого из прокуроров были 2 губ. стряпчих – казен. и уголов. дел. Должности прокурора и 2 стряпчих вводились при судеб. учреждениях: 7 магистратах, 7 верхних расправах и 3 верхних надворных судах. Учреждалась должность уезд. стряпчего: 5 – в Колыванской губ., 16 – в Тобольской, 17 – в Иркутской губ. Существ. увеличение числа служащих органов надзора не внесло принципиальных изменений в служеб. положение работников П. Их должностной и соц. статус по-прежнему был ниже, чем у тех, за кем они должны были надзирать, что ставило прокуроров в подчиненное положение по отношению к правителям губерний. Сам надзор сводился по преимуществу к исполнению формальностей. Эта тенденция сохранялась в XIX в.
По штатам 31 дек. 1796 губ. и уезд. стряпчие были упразднены. Число прокуроров сократилось до 2 губернских (тобольский и иркутский), к-рые стали единств. блюстителями законности в Сибири. С 1802 сиб. губ. прокуроры подчинялись генерал-прокурору в лице министра юстиции. К 1805 были восстановлены должности губ. и уезд. стряпчих.
«Учреждения для управления Сибирских губерний» от 22 июля 1822 регламентировали порядок и границы прокурор. надзора в Сибири, место прокуроров и стряпчих в губ. упр-нии. По реформе 1822 прокурорский надзор был представлен губ. прокурором, губ. стряпчими казен. и уголов. дел и окр. стряпчими. Губ. прокурор и губ. стряпчие определялись по представлению генерал-губернатора министром юстиции. Уезд. стряпчие назначались гражд. губернатором с согласия губ. прокурора.
Надзорная власть имела 3 степени, к-рые зависели от административно-территориального устройства Сибири. Она олицетворялась Советом главного управления генерал-губернаторства (СГУ), куда входил советник Мин-ва юстиции; Губернским советом (ГС), в составе к-рого числился губ. прокурор (или в его отсутствие губ. стряпчий), и, наконец, Окружным управлением (ОУ), где присутствовал окр. стряпчий. Чины П. рассматривались «яко местные наблюдатели» этих учреждений.
Надзорные действия осуществлялись срочной проверкой дел, особенными обозрениями, донесениями прокурора и стряпчего и частн. жалобами. «Срочная поверка» носила формальный хар-р и заключалась в сверке ведомостей нижестоящих учреждений с целью выявить скорость решения дел. Обозрения – подробная проверка губернатора, генерал-губернатора или спец. уполномоченных от них чиновников делопроизв-ва подчиненных учреждений. Донесения прокурора или стряпчего поступали в ГС и СГУ. Как правило, чины прокурор. надзора одновр. предлагали меры по устранению выявленных недостатков в работе тех или иных органов. Все адм. дела должны были принимать письм. и устные жалобы на подчиненных и давать им законное движение.
СГУ в кач-ве органа надзора мог приостановить исполнение приговора суда по представлению губернатора и направить для решения в Сенат. На ГС дополнительно возлагались обязанности надзора за течением дел, в к-рых обвиняемые содержались под стражей, рассмотрения жалоб гор. и вол. сообществ на притеснения и злоупотребления; охрана прав купеч. и мещан. сословия. ОС обязан был дополнительно ежемесячно освидетельствовать остроги и ежедневно – тюрьмы, требовать следствий по особо важным делам.
Губ. прокурор обязан был проверять все дела адм. учреждений. Для этого он просматривал все журналы и протоколы. Чиновники прокурор. надзора отсылали в СГУ и ГС все срочные ведомости о течении дел губ. учреждений, а также списки всех протестов и напоминаний, к-рые были отосланы на места. Окр. стряпчий имел все те же права в ОУ, что и губ. прокурор в ГС.
Особый порядок был предусмотрен для судеб. дел. На уровне губерний была введена спец. должность губ. стряпчего уголов. дел. Губ. П. не имела процессуальных прав в суде, выступая в нем только в кач-ве надзорного органа. Она не вмешивалась в определение дел по существу. В случае спора по формальным вопросам между судом и прокурор. надзором предъявления вносились в губ. совет или общее окр. правление.
Штатная числ. сиб. П. по Положению 1822 – 4 губ. прокурора (томский, тобольский, иркутский, енисейский), 1 обл. прокурор (омский), 1 обл. стряпчий (якутский), 8 губ. стряпчих казен. и уголов. дел, 34 окр. (уезд.) стряпчих.
Штаты упр-ний в Зап. и Вост. Сибири 6 дек. 1856 впервые установили служеб. ранги, размеры жалованья, канц. расходы работников сиб. П. Должности губ. и обл. прокурора был присвоен 6 кл. по «Табели о рангах», ден. годовой оклад (со столовыми расходами) в 1,5 тыс. руб. – для тобольского и томского, 1650 – для иркутского, енисейского губ. и забайкальского, якутского обл. прокуроров; 8 губ. стряпчих и 2 стряпчих Семипалатинской, Сибирских киргизов обл. получили 7 кл., 750 и 900 руб. в зависимости от принадлежности губернии, области к Зап. или Вост. Сибири. Отдельно взятому из 28 окр. стряпчих, вкл. прокурора Кяхтинского градоначальства, был назначен 9 кл. с окладом в 400 и 500 руб. Общий годовой расход на сиб. П. составлял более 42 тыс. руб. серебром.
С течением времени губ. П. при проведении очередных адм. реформ была поставлена в независимое положение от мест. властей и сконцентрировала в своих руках все надзорные функции. В 1857 новая редакция «Общих губернских учреждений» систематизировала все надзирающие функции губ. прокурора и представила их в виде 3 категорий: охрана общего благоустройства в губерниях, надзор по казен. упр-нию и надзор по суду и расправе. В первом отношении губ. прокурор содействовал своими заключениями точному толкованию законов и правильному их исполнению; пресекал противозакон. деяния и злоупотребления, особенно в случаях возможного ущерба казен. и обществ. интереса, решал вопросы о разграничении компетенций между губ. местами; посещал тюрьмы, раб. и смирительные дома; принимал участие в делах по губ. рекрутскому присутствию, а также в освидетельствовании безумных и сумасшедших; и т. д. На нем лежали также обязанности: присутствовать в комитете земских повинностей, в комиссии народ. продовольствия, в стат. комитете и, в звании директора, в попечительном о тюрьмах комитете.
Вторая категория дел заключалась в охране казен. интересов. Прокурор пресекал недозволенные казен. расходы или налог. сборы, присутствовал при произв-ве всяких от казны торгов и подрядов; участвовал в освидетельствовании казен. имущества; предотвращал подлоги в приписке купцов к семейным капиталам и т. д.
Наконец, третья категория дел предполагала наблюдение за исполнением законности в судеб. решениях, надзор за правильным исполнением форм и обрядов судопроизв-ва и внутр. порядка судеб. мест; содействие своими заключениями скорому решению дел и охрана прав обвиняемого. Гл. задача прокурор. надзора состояла в том, чтобы суды не присваивали себе не принадлежащей им власти. Прокурор. надзор получил право возбуждения дел «безгласных»; ходатайства в судеб. местах по делам казны, обществ и установлений и содержащихся под стражей, беспомощных, глухонемых, несовершенолетних и т. д.
В кон. ХIX в. прокурор. надзор подвергается реорганизации, связанной с внедрением в жизнь норм бурж. судопроизв-ва. «Временные Правила о некоторых изменениях по судопроизводству и судоустройству в губерниях Тобольской, Томской, Восточной Сибири и Приамурском крае» от 25 февр. 1885 упразднили все должности губ., обл., окр. и городовых стряпчих. Вместо них при губ. и обл. прокурорах учреждались должности их товарищей. Этот же закон изменил процессуальный порядок уголов. преследования, к-рое распадалось на формальное и судеб. следствие. Формальное следствие (дознание и предварит. расследование) вверялось полиции и судеб. следователям. Надзор за этой частью процесса был возложен на чинов П.
Временное положение от 13 мая 1896, устанавливавшее в губерниях и областях Сибири новую систему судоустройства и судопроизв-ва, одновр. предполагало и дальнейшее реформирование прокурор. службы. Отныне фигура прокурора воплощала в себе не только правительств. власть с обязанностью наблюдать за правильным применением закона судеб. установлениями, но и обвинит. власть в суде. Тем самым на тер. Сибири распространили свое действие знаменитые Судебные уставы 20 нояб. 1864. В результате проведенных мероприятий Сибирь была включена в единое правовое пространство Российской империи.
В кон. XIX в. П. входила в состав судеб. ведомства, но была отделена от судеб. власти и имела свою собств. орг-цию. П. имела ряд качеств. отличий от прочих судеб. должностей. Речь идет о началах иерархич. подчиненности и единства прокурор. службы. Согласно Временным правилам 1896, судеб. система в Сибири была представлена местной (мировые судьи), общей (окр. суды, судеб. палата) и кассационной (Правительствующий Сенат, на к-рый был возложен общий надзор за деят-тью судов) юстицией. Прокурор. служба состояла из прокурора и его товарищей в Сенате (к названию их должности прибавляли «обер»), судеб. палатах и окр. судах. Прокуроры окр. судов подчинялись прокурорам судеб. палат, а последние, как и обер-прокуроры, состояли в непосредств. зависимости от министра юстиции как генерал-прокурора. Прокурор. надзор не предусматривался в мировых судах.
На должности прокуроров окр. судов в 1897, 1899 были назначены след. лица: Тобольского – Н.Н. Камышанский, Томского – Н.А. Татаровский, Красноярского – Д.В. Малинин, Иркутского – К.Я. Орбелани, Якутского – Ф.И. Подольков, Читинского – М.А. Подгоричани-Петрович, Благовещенского – Г.Ф. Фусс, Владивостокского – В.А. Скворцов, Омского – С.И. Хруцкий, Семипалатинского – К.Н. Подрезан. Исполнение обязанностей прокуроров палат возложили на А.А. Кобылина (Иркутской) и А.Е. Кичина (Омской).
Тер. Сибири делилась на прокурор. уч-ки, во главе к-рых стояли товарищи прокуроров окр. судов. Границы прокурор. уч-ков не совпадали с административными. Осн. принципами формирования прокурор. уч-ков были число предварит. следствий и мобильность служеб. разъездов. Орг-ция прокурор. службы предусматривала камерного товарища прокурора, к-рый исполнял ряд обязанностей прокурора, а также наблюдал за тюрем. делом в губ. столице. В кон. XIX в. по штатам для Сибири полагалось 57 товарищей прокурора окр. суда и 4 – судеб. палаты. Задачи обвинит. власти состояли в следующем.
1. Уголов. преследование: возбуждение преследования, рук-во полиц. дознанием, наблюдение за предварит. следствием, направление дел в суд, обличение подсудимых перед судом, опротестование приговоров, распоряжение по их исполнению и участие в возобновлении уголов. дел.
2. Наблюдение за законами, регулирующими деят-ть судеб. ведомства: присутствие на заседаниях судеб. органов, предоставление заключений о применении соотв. законов в судеб. практике, распоряжения по поводу замеченных упущений, выступление с законодат. инициативами через министра юстиции в порядке, установленном ст. 136 Учреждения судебных установлений.
3. Участие в делах адм. ведомства: наблюдение за правильным содержанием заключенных; участие в губ. комитетах Попечительного о тюрьмах об-ва и его уезд. отд-ниях, в губ. присутствиях по крест., гор., фабрич., питейным делам, воинской повинности, в особых присутствиях для освидетельствования лиц, страдающих расстройством умств. способностей, в комиссиях по составлению списков присяж. заседателей. Установленная в 1897 орг-ция прокурор. надзора фактически без изменений просуществовала до 1917.
После взятия власти большевики декретом № 1 «О суде» от 22 нояб. 1917 ликвидировали все правоохранит. органы, действовавшие ранее в Российской империи и при Временном пр-ве, в т. ч. и П. В годы Гражданской войны и на нач. этапе новой экономической политики контроль над соблюдением законности в стране осуществлялся слабо, им занимались разные ведомства. Так, функции общего надзора частично исполняли отделы юстиции исполкомов советов, они вели предварит. просмотр проектов постановлений исполкомов и заключенных договоров. Обязанность наблюдения за законностью произв-ва следствия лежала на судах. ВЧК, помимо борьбы с контрреволюцией, имела право проверять работу мест. органов власти с точки зрения соответствия действовавшим законам. В губ. ЧК Сибири с этой целью были созданы спец. отд-ния. Внутри ВЧК существовала особая инспекция, контролировавшая законность действий чекистов. Такая же структура имелась и в милиции. Помимо этого, законность действий милиции могли проверить чекисты. В условиях деят-ти гос. аппарата на осн. принципа рев. целесообразности, преобладания т. н. мест. законности отсутствие общегос. органа надзора за соблюдением законности не воспринималось властями как недостаток. Но с переходом к нэпу необходимость создания независимого органа, к-рый бы обеспечивал единую по всей стране законность, ощущалась все острее.
В нач. 1922 Наркомат юстиции (НКЮ) разработал принципы, определил функции и сферы деят-ти П. В марте 1922 отдел юстиции Сибревкома приступил к составлению штатов П. в губерниях, поиску и подготовке кандидатур на должности прокуроров и их помощников. 28 мая 1922 ВЦИК утвердил «Положение о прокурорском надзоре». На местах П. должна была начать работу с 1 авг. 1922. С образованием СССР и изданием положения о Верховном суде СССР учреждается П. Верховного суда СССР.
В Сибири процесс формирования органов П. неск. затянулся. 6 авг. 1922 НКЮ РСФСР назначил прокурором Сибирского отд-ния Верховного революционного трибунала С.В. Александровского, к-рый возглавил работу по орг-ции П. в регионе. В авг. 1922 были утверждены прокуроры сиб. губерний, а затем помощники прокуроров по уездам. В составе сиб. областной и губернских П. создавались 3 отдела: а) общего надзора за законностью в деят-ти гос. аппарата и наблюдения за местами заключения; б) по орг-ции обвинения и надзора за органами следствия и дознания; в) секретариата. Кол-во работников П. в Сибири определялось числом адм.-тер. ед. и потребностями в обеспечении законности по различ. направлениям. В 1923 в сиб. П. трудилось 76 сотрудников, в т. ч. 1 обл. прокурор, 6 губернских, 39 ст. помощников губ. прокурора и 30 уезд. прокуроров. На протяжении 1920–30-х гг. в П. региона наблюдался постоянный дефицит кадров.
П., по сути, являлась единств. гос. структурой, защищавшей граждан от произвола мест. властей, привыкших за годы «военного коммунизма» действовать без оглядки на закон. Так, П. Новониколаевской губ. за год после нач. своей работы опротестовала 37 постановлений и распоряжений органов мест. власти, П. Омской губ. – 38. П. быстро завоевала авторитет у населения, о чем свидетельствовал стремит. рост кол-ва жалоб граждан: в новониколаевскую губ. П. за 1-е полугодие работы поступило 464 жалобы, за 2-е полугодие – 1 277. Число жалоб, поданных в П. Сибири, выросло с 12,4 тыс. в 1924 до 27,1 тыс. в 1925. П. края становилась действенным инструментом борьбы с самоуправством мест. чиновников. Только за 1925 она возбудила 41 уголов. дело против сотрудников райисполкомов; 125 – против пред. и секр. сельсоветов; 35 – против работников кооперации, 105 – против сотрудников милиции.
Повышение роли и авторитета П. позволили резко расширить ее штаты при проведении в 1925 адм. реформы и районирования. Если до образования Сибирского кр. в регионе насчитывалось 86 прокурор. работников, то в 1926 их числ. достигла 156 чел., а аппарат краевого прокурора вырос с 13 до 43 чел. На тер. Сибирского кр. на 1 янв. 1927 было образовано 66 прокурор. уч-ков. Появление участковых прокуроров, в сферу компетенции к-рых входило до 4 сел. р-нов, позволило заметно улучшить надзор за соблюдением законности. Этому способствовало и усложнение структуры аппарата П. Число отделов краевой П. возросло до 8: общая канцелярия, секрет. часть, отделы общего надзора, наблюдения за судом, следствием и дознанием, органами ОГПУ и местами заключения; инструкторско-ревизионный отдел. Во главе каждого отдела стояли ст. помощники прокурора. В 1929 в органах П. Сибирского кр. работало 173 сотрудника, из них 154 являлись ст. помощниками прокуроров, в т. ч. 62 сотрудника действовало на уровне первичного звена – прокурор. уч-ка.
В кон. 1920-х гг. в ходе проведения чрезвыч. мер по хлебозаготовкам (см. Хлебозаготовительный кризис 1927/28 г., Сталина И.В. в Сибирь поездка 1928 г., Урало0Сибирский метод хлебозаготовок) органы П. постепенно превращались из надзорных в исполнительные. Более того, их работу стали контролировать уполномоченные всех рангов, сов. и парт. органы на местах. Т. о., в 1928–29 П. в Сибири, как и в целом в СССР, в значит. степени утратила те контролирующие позиции в сов. гос. аппарате, к-рые ей удалось завоевать в ходе работы по укреплению законности в 1923–27.
В 1933 образована Прокуратура СССР, с 1936 все прокурор. органы стали подчиняться ей, выйдя из подчинения респ. наркоматов юстиции.
В 1930-е гг. в процессе формирования сталинской системы упр-ния П. окончательно потеряла самостоятельность и функции контроля над законностью, право принятия решения по принцип. правовым вопросам принадлежало парт. органам. Особенно явно это проявилось в ходе «Большого террора», к-рый осуществлялся в осн. чрезвыч. внесудеб. органами – «тройками». В состав «тройки», как правило, входил обл. или краевой прокурор, но возглавлял ее и обладал правом решающего голоса парт. руководитель данной адм. единицы. Жертвами репрессий стали и мн. работники П. Сибирского и Дальневосточного регионов. Так, прокурор Новосибирской обл. И.И. Барков, будучи обвиненным в 1938 во вредительской деят-ти, предпочел позорному судеб. процессу самоубийство, выбросившись из окна здания П. во время допроса.
В годы «хрущевской оттепели» П. начала постепенно восстанавливать свой авторитет и функции защитника законности. Ее работниками в 1950-е гг. проведена большая работа по реабилитации необоснованно репрессир. граждан. В то же время компетенция П. по-прежнему была существенно ограничена, на протяжении всего сов. периода П. продолжала находиться под жестким контролем парт. органов.
Стр-во новой рос. П. началось в 1990-е гг. В наст. время П. играет важнейшую роль в осуществлении одного из осн. принципов Конституции РФ – создании правового гос-ва в России.
Лит.: Муравьев Н.В. Из прошлой деятельности. СПб., 1900. Т. 1; Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. М., 1941. Т. 2; Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XIX – начало XX в. М., 1996; Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1; Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998; Акишин М.О. Российский абсолютизм и управление Сибири XVIII века: структура и состав государственного аппарата. М.; Новосибирск, 2003; Исаев В.И., Угроватов А.П. Правоохранительные органы Сибири в системе управления регионом (1920-е годы). Новосибирск, 2006.
Д.А. Глазунов, В.И. Исаев,
А.А. Пережогин, А.П. Угроватов