В сентябре 1913 года при Обществе приказчиков по инициативе Григория Евгеньевича Авксентьева создается первый в Новониколаевске оркестр.
В его составе 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и других музыкантов. Позже оркестр перешел в ведение местного Общества попечения о народном образовании, в оркестре усовершенствовали музыкальную подготовку более 200 человек.
Больше информации об оркестре нет. Но кто был такой Григорий Авксентьев и откуда он приехал в Новониколаевск узнать удалось.
Красноярцы хорошо знают братьев Авксентьевых – Василия и Григория, которые сыграли в истории музыкальной культуры Красноярска большую роль. В конце XIX — начале XX века в России все большей популярностью стали пользоваться исполнители на русских народных инструментах. А в 1908 году оркестр балалаечников появился и в Красноярске. Организовал и руководил этим оркестром известный в городе солист-балалаечник Василий Евгеньевич Авксентьев. Его брат Григорий еще раньше стал руководителем струнного оркестра при технических курсах в Красноярских железнодорожных мастерских.
Но у братьев была иная мечта, которая казалась многим неосуществимой – создать оркестр по типу знаменитого Великорусского оркестра, созданного В. В. Андреевым. Таких оркестров на территории всей Сибири в то время не было.
На свои личные сбережения и собранные среди музыкантов средства они выписали из Петербурга необходимые инструменты, а также и образец устава оркестра, без которого нельзя было добиться разрешения властей.
И вот, 9 октября 1910 года, губернатор утвердил устав вновь образованного музыкального коллектива. С этого времени первый Сибирский великорусский оркестр получил право на свою деятельность.
В состав инструментов оркестра кроме балалаек и домр разных регистров (размеров) входили гусли, свирели, бубны и прочие народные инструменты.
Своей основной задачей оркестр считал популяризацию народных инструментов и пропаганду русской народной музыки. В те времена ноты для таких оркестров не издавались, и Василий Евгеньевич Авксентьев сам делал аранжировки народных мелодий и переложения сочинений классиков для исполнения на народных инструментах.
Первое время оркестр исполнял только русские народные песни, но уже через год молодым коллективом кроме народных песен исполнялись классические произведения: финал из оперы Глинки «Иван Сусанин» — «Славься», увертюра к опере Визе «Кармен» и ряд популярных произведений, таких, как «Полонез» Огинского и другие. Аранжировки производились своими силами, особенно преуспевал в этом деле старший брат Василий.
В те времена народные инструменты не очень то жаловали, а балалайку так и вовсе считали «мужицким инструментом».
По этому поводу в своих воспоминаниях Григорий Авксентьев описал один случай, когда оркестр в полном составе был приглашен в дом купца Гадалова, где по случаю торжественного дня царской фамилии Гадалов устраивал грандиозный бал, куда были приглашены: сам губернатор, жандармский полковник, полицмейстер, высшие губернские чиновники с семьями и другие гости.
«Мы отказывались от такого приглашения, говоря, что в составе оркестра рабочие и служащие, и мы не подходим для такого общества, очевидно хозяин, пославший своего представителя, этого не учел, но тот был непреклонен и настаивал, говоря, что Иван Герасимович просил вас принять участие в праздничном концерте. В конце концов, коллектив оркестра согласился и в назначенное время прибыл на место.
Но каково же было удивление и возмущение музыкантов, когда им предложили играть на кухне: «Но нас приглашали для выступления на эстраде, как и других артистов», — возразили члены оркестра. «На эстраде будут выступать артисты, певцы, скрипачи и другие, а вы — балалаечники, будете выступать на кухне, для дворников, конюхов, кухарок, горничных и прочей прислуги». Мы возмутились, но решили выступать потому, что простые люди лучше поймут нас.
В это время вошел сам хозяин — купец Гадалов. Объяснив, что произошло недоразумение, он пригласил нас на эстраду. Мы поставили условие, чтобы на концерте присутствовала и прислуга. Хозяин разрешил ей пристроиться в дверях.
Особых надежд на успех мы не строили, зная отношение такого «общества» к народному искусству. Но после первого же номера последовали аплодисменты, чего мы никак не ожидали. А во время исполнения плясовых «Барыни» и «Ах, вы сени, мои сени» казалось, что все слушатели, в том числе и отец архиерей, пойдут в пляс. Кроме русских народных песен мы исполняли также и классические произведения».
Вскоре оркестр стали часто приглашать для участия в концертах клубов, общественных собраний и даже городского театра.
В 1912 году Григорий Авксентьев вынужден был расстаться с первым сибирским оркестром русских народных инструментов в связи с переводом его по основной работе на железнодорожном транспорте в Новониколаевск (теперь Новосибирск). Можно сказать, нашему городу повезло. Поэтому в Новониколаевске в сентябре 1913 года появился свой первый оркестр народных инструментов.
Позднее Григорий Евгеньевич создавал оркестры везде, где приходилось ему бывать по роду служебной деятельности (он работал в управленческих структурах железной дороги). Благодаря Григорию Авксентьеву, оркестры появились в Омске, Челябинске, Коломне, Тбилиси, Ростове-на-Дону. В 1960 году Григорий Евгеньевич был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. А в Ростове в 1977 году был торжественно отмечен его 90-летний юбилей. Авксентьев – автор книги «За дирижерским пультом».
После отъезда из Красноярска Григория Авксентьева руководить оркестром остался его старший брат Василий. Но недолго проработал с оркестром Василий Авксентьев. В январе 1913 года он вынужден был выехать в Ачинск для продолжения офицерской службы. Тяжело сложилась дальнейшая жизнь Василия Авксентьева. Во время первой мировой войны он попал в плен и был направлен в лагерь военнопленных в Данию. Русский патриот и страстный музыкант, он и в тяжелых условиях плена сумел раздобыть балалайку. Его игра помогла многим пережить трагедию плена и вернуться в Россию.
С отъездом Авксентьевых оркестром руководили несколько лет разные дирижеры, и он впоследствии распался.
Особую известность уже в наше время получило исполнительское мастерство сына Г. Е. Авксентьева — Евгения Григорьевича, солиста-балалаечника, композитора и дирижера, заслуженного артиста РСФСР.
С его искусством были знакомы не только любители народной музыки в Советском Союзе, но и многочисленные слушатели зарубежных стран: Англии, Франции, ГДР, Вьетнама, Румынии, Чехословакии, Швеции, Норвегии, Дании, Венгрии, Японии, Австралии.
Использованы материалы:
Аверин, В. А. Авксентьев Григорий Евгеньевич / В. А. Аверин // Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1998. - С. 23-24.
Цыплаков И., Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. Новосибирск, 1997.- С. 74.
История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. I. Новосибирск, 2005. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 613-648.
Кривошея Б., Сибирская балалайка / Б. Кривошея // Енисей. - 1981. - №2. - С. 54-59.
В начале XX века // Кривошея Б. Г., Музыкальная жизнь Красноярска / Б. Г. Кривошея, Л. Г. Лаврушева, Э. М. Прейсман. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1983. - С. 29-32.1908 год.
Подготовила Людмила Кузменкина
Добавить комментарий