Будагов Григороий Моисеевич

Мост в будущее

Григорий Моисеевич Будагов (1852-1921)

инженер-путеец, общественный деятель, организовал первую в Новониколаевске школу для детей строителей моста, сыграл заметную роль в первоначальном развитии Новосибирска.

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. I. С. 44-50.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Продолжительное время некоторые давние страницы истории Новосибирска либо замалчивались, либо подавались тенденциозно. Практически ничего мы не знали о первых деятелях города, принадлежавших к сословиям дворян, купцов, мещан и т. д. Не табуировано было лишь имя одного, по меткому слову Горького, «неистощимо бодрого человека» – писателя-демократа, инженера-путейца Н. Г. Гарина-Михайловского, внесшего действительно большой вклад в основание нашего города. Вместе с тем упорно навязывалась мысль о том, что город на Оби основал народ, т. е. разнорабочие, приехавшие со всех концов страны на строительство железнодорожного моста. В этом утверждении была только часть правды, ибо, как говорил герой Андрея Платонова, «без меня народ неполный». Так же неполной, читай – недостаточно правдивой, была историческая картина основания города без целой плеяды инженеров-путейцев, священнослужителей, учителей, врачей, купцов и т. д.

О роли и вкладе первой интеллигенции в становление города из конъюнктурных соображений было не принято говорить. Постепенно, стараниями некоторых неравнодушных историков, краеведов-любителей, где-то в конце 70-х – начале 80-х начали появляться в литературе и периодике новые имена зачинателей города: ученого-мостостроителя Н. А. Белелюбского, инженеров Н. П. Меженинова, Г. М. Будагова, Н. М. Тихомирова, В. А. Линка, В. И. Роецкого, священника В. А. Посельского, врача М. П. Востокова и других. Хочется, в частности, сказать слова особой благодарности новосибирскому историку, уже ушедшей от нас Светлане Владимировне Семеновой, долгие годы подвижнически занимавшейся поиском редких документов, подлинных свидетельств жизни и деятельности представителей первой интеллигенции города на Оби. Вот что она говорила в интервью газете «Вечерний Новосибирск»:

Всем нам, я думаю, стоит хоть на минуту задуматься, что первопроходцы сделали для нас. Они действительно служили Отечеству! Если рабочий мог подойти и сказать: «Барин, давай расчет! Далеко от дома ушли, возвращаемся!» и, как говорится, податься восвояси, то инженер – ни один! – не имел права уйти... Жизнь в Сибири была очень тяжелой, и если рабочие тысячами приезжали, но тысячами и уезжали, то из восьмидесяти пяти инженеров-путейцев одна треть не выдержала нагрузки: многие сошли с ума, все потеряли здоровье. По полгода зимой жили в вагончиках, а ведь почти все они прибыли, что называется, из светских салонов, везли с собой книги, пианино. Приехав, первым делом бережно перенесли из полосы отчуждения церковь... Инженеры-строители были людьми высокой культуры.

В 2002 году исполнилось 150 лет со дня рождения одного из основателей нашего города Григория Моисеевича Будагова. Он родился в 1852 году в городе на Неве. Окончил с серебряной медалью гимназию, потом поступил в Санкт-Петербургский институт путей сообщения. Деятельность его как инженера началась при изысканиях железнодорожной линии на участке Сызрань-Самара. Был инспектором на постройке моста через Волгу, помощником начальника работ на строительстве моста через Днестр, начальником участка на строительстве железной дороги Уфа-Златоуст. Здесь он сдружился с Н. Г. Гариным-Михайловским. Затем в течение четырех лет Г. М. Будагов – производитель работ на постройке моста через Обь у села Кривощеково. В 1896-1899 гг. он являлся помощником начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги.

Нас, конечно же, особенно интересует тот этап в биографии Будагова, который непосредственно связан с нашим городом. В 1892 году государственная комиссия окончательно утвердила направление Западно-Сибирской железнодорожной магистрали – от Челябинска на Омск, с последующим переходом Оби у села Кривощеково. В этом же году приступили к постройке данного участка. По проекту известного инженера-проектировщика профессора Н. А. Белелюбского здесь предстояло соорудить грандиозный железнодорожный мост через Обь. Все его каменные опоры закладывались на природном гранитном основании, впервые в мировой практике мостостроения было применено литое железо. Как один из первых в России консольных мостов, мост через Обь отличался оригинальностью, возводился по самым передовым технологиям того времени: не вдаваясь в специальные подробности, отметим, что «быки» – опоры моста – поддерживали фермы не в крайних точках, как это было принято, а в наиболее уязвимых, нагруженных. Пролеты моста перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. Сколь смелым оказалось это конструктивное решение, можно понять, учитывая, что в то время сварка еще не применялась, и весь крепеж осуществлялся заклепками. И все же забегая вперед, скажем – мост с честью выдержал испытание временем.

30 апреля 1893 года конный поезд инженера Г. М. Будагова прибыл из Колывани. Почти в это же время, после ледохода, на паромах «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли» приехали на строительство моста из Самары инженеры-строители Зенкевич и Линк, подрядчик генерал Березин, рабочие, техники. Ответственные задачи сооружения важного объекта сразу же потребовали от инженера Будагова концентрации всех сил. Общественные постройки и дома в поселке Кривощеково были «оккупированы» для нужд строительства, переоборудованы или приспособлены под конторы и временные жилища прибывающих на строительство работников. Не теряя времени, Будагов строил жилье и на правом берегу Оби, и за Каменкой, куда переносил большие дома, купленные в окрестных деревнях. Нанимая рабочих, создавал участки управления строительством подъездных дорог, пристаней, карьерного хозяйства, складских площадок и построек. Одновременно начались работы по подготовке территории для устоев моста, хотя на тот момент рабочие чертежи еще были не готовы и стоимость работ не определена. Ускоренно велись вскрышные работы и забойка уступов карьеров в Каменке и Буграх, сооружалась насыпь для рельсовой «конки», от карьера в Буграх до мостового устоя.

20 июня 1894 года были срочно затребованы чертежи каменных опор моста. И вскоре состоялась торжественная закладка: это поистине историческое событие происходило при большом стечении народа, в присутствии рабочих-строителей и жителей Кривощековского поселка. Начальник работ Средне-Сибирского участка инженер Н. И. Меженинов, руководитель строительства Г. М. Будагов, томский губернатор, представители Министерства путей сообщения и Комитета по строительству Сибирской железной дороги положили первые камни в опору моста.

К концу 1894 года на Западно-Сибирском участке железной дороги от Омска до ст. Камышевка (ныне Новосибирск-Западный) было закончено земляное полотно, началась балластировка пути и укладка рельсов. А к январю 1895 года завершены изыскания и уточнен проект отдельных участков магистральной линии от Омска до Оби и от Оби до Красноярска. Сообщалось: «... для моста через Обь заготовлен весь потребный для кладки устоев и быков бутовый и облицовочный камень... приступлено к опусканию одного быка». Собирались кессоны и для следующих быков. Надо отметить, что на возведении моста работали 110 каменотесов и каменщиков, 40 плотников, 12 кузнецов и молотобойцев, 120 мастеровых и 50 их помощников. Всего здесь трудилось более четырех с половиной тысяч человек. Известно, в частности, что на заготовке, фигурной обработке и кладке облицовок устоев были даже заняты итальянские рабочие и мастера-каменотесы.

В это самое время сибирские газеты писали: «Берега реки заняты раскинувшимися на большое пространство железнодорожными постройками, перед которыми стушевывается самое Кривощеково». На левом берегу земляного полотна еще не было, в то время как на правом «... в нескольких саженях от быков виднеется почти готовое полотно железной дороги, общее впечатление работ по постройке моста — впечатление чего-то грандиозного».

Поселок на правом берегу быстро рос, появлялись все новые избушки строителей. Особенно активное и подчас хаотичное строительство жилья велось в двух новых поселках – у будущего вокзала и речки Каменки. Здесь Управление строительства не успевало следить за порядком застройки. За год «слепили» до 500 бараков, халуп, полуземлянок, так называемых «балагашек». По указанию инженера, для закрепления прибывающих рабочих в Закаменском районе ускоренными темпами строили общежития и усадебные дома с хозяйственными постройками. В 1896 году здесь уже возникло более 20 кварталов.

Приезжали торговые люди, устраивали лавки, магазины. Быстро развивалась торговля водкой, поглощавшая почти все деньги, заработанные рабочими, начались кражи и убийства. Наблюдая нежелательную картину пьяного разгула, инженер Будагов задался целью организовать культурно-просветительскую работу среди рабочих строителей. В первую очередь он считал – необходимо открыть школу. Но ни железнодорожная администрация, ни управление Алтайского горного округа, на земле которого строился поселок, не принимали мер к открытию школы. Весь груз забот и ответственности инженер Будагов вместе с единомышленниками взял на себя. В это время по его поручению дочь местного священника А. Посельская провела учет детей школьного возраста. Будагову выделили один из бараков на берегу Оби для школы, в которую было набрано более 100 учащихся. Учительница первой школы Степанида Павловна Козлова рассказывала: «По приглашению Г. М. Будагова мы с мужем Н. В. Козловым прибыли в поселок для занятий в школе. Будагов предложил посмотреть барак, предназначенный для школы. Мужа моего назначили заведующим, а меня – вторым учителем».

На содержание школы были собраны средства среди рабочих и служащих, охотно откликнувшихся на призыв инженера, значительную же часть их дал из своих сбережений сам Григорий Моисеевич. Впоследствии некоторые средства школа получала от самодеятельного драмкружка, ставившего в поселке спектакли и концерты. Руководителем кружка стал Николай Васильевич Козлов, прекрасный музыкант – он хорошо играл на скрипке, гармони, пианино, был танцором, певцом и незаурядным артистом. Из воспоминаний первых учителей известно, что они не только учили грамоте, но и вели культурно-просветительскую работу. Для подростков и взрослых проводили воскресные чтения, сопровождая их «туманными картинами». Организовали хор, в драмкружке ставили пьесы Островского, Гоголя. Декорации им рисовали инженеры и техники. Спектакли пользовались огромным успехом. «Помещались они сначала в казенном доме, – писал журнал «Нива», – теперь для этой школы выстроено специальное здание с приспособлениями для театра... Школа во всех отношениях обставлена прекрасно: имеется «волшебный фонарь», фисгармония, масса учебных пособий...»

Имею честь почтительнейше просить Ваше превосходительство, если признаете возможным, дать распоряжение, чтобы в устроенной мною в поселке Новониколаевском школе были произведены штатным смотрителем весною текущего года установленные экзамены, – писал Будагов попечителю учебного округа. В очередной информации к попечителю уточнялось, что школа помещается в здании бесплатной народной библиотеки-читальни, устроенной на средства, собранные по подписке.

А первая школа по-прежнему находилась около речки Каменки, в самом начале нынешней Большевистской улицы, старожилы ее так и называли Будаговской. Днем в школе обучались ребятишки, а вечером – взрослые. Инженер являлся попечителем обеих школ и заботился о них все время, пока не окончилось строительство и его не перевели на новый участок работы. По примеру Будагова в 1896 году на ст. Обь на частные средства также открыли школу.

31 мая 1897 года после испытаний с нагрузкой в четыре паровоза мост через Обь торжественно открыли.

После Октябрьской революции 1917 года Г. М. Будагов продолжил свою профессиональную деятельность, его богатый опыт и знания оказались востребованы. Кстати, Георгий Моисеевич, уже, будучи действительным статским советником, в 1911 году вновь посетил Новониколаевск, когда ему поручили возглавить строительство Алтайской железной дороги. Позднее он работал в техническом комитете Народного комиссариата путей сообщения, был членом ВСНХ. Скончался известный инженер-просветитель в Петрограде в 1921 году. По стопам отца, став мостовиком-строителем, пошел сын Григорий Григорьевич Будагов. Однако судьба и карьера его сложились не так успешно, наступили суровые времена, Г. Г. Будагов был дважды репрессирован и... сослан в Сибирь. Так что город на Оби и красавец-мост, построенный отцом, довелось ему увидеть сквозь решетку тюремного вагона. Позднее Григорий Григорьевич, в переписке и при личных встречах с сибирскими историками, поделился своими воспоминаниями об отце, передал фотографии и копии документов, относящиеся ко времени пребывания Г. М. Будагова в наших краях...

Талантливый инженер, ведавший огромным по тем временам строительством, Григорий Моисеевич Будагов был популярнейшей личностью в поселке. Незаметно, без официальных решений, улица Трактовая стала именоваться Будаговской, так как располагалась она возле моста, который он строил, здесь же находилась организованная инженером школа. Тщетно сегодня искать такую улицу на карте города. Прошло время, и мы, «благодарные потомки», переименовали Будаговскую в Большевистскую. Переименовали много улиц. Никто не спорит, что надо было сменить название Кабинетской на Советскую, Дворцовой на улицу Революции. Соответственно времени звучит и Большевистская... Но справедливо ли это по отношению к памяти человека, столь много сделавшего для города?..

Григорий Моисеевич Будагов построил надежный и красивый мост, положил начало системе школьного образования в городе на Оби. Он думал о нас. Наверно, это черта характера всех первооткрывателей, смысл их жизни... Когда-то, впервые увидев бескрайние просторы Сибири, Н. Г. Гарин-Михайловский написал: «Что-то общее, единое для всей России – жизнь устроена не так, как нужно народу. Но Сибирь, богатая, неизведанная, – это страна, которая ближе всех подходит к мечтам о том, что когда-то будет...» Удивительно, но и сегодня, по прошествии ста десяти лет, эти слова все еще актуальны... до последней точки в многоточии. Будем верить, что мечтам о счастливой и богатой жизни когда-нибудь суждено сбыться, а пока вспомним благодарным словом всех тех, кто стоял у истоков возникновения нашего города. А может быть, не только вспомним, но и начнем постепенно отдавать долги, восстановим историческую справедливость – вернем улицам, площадям и скверам прекрасные имена первопроходцев. А еще создадим в их честь музей под открытым небом, тем более что уже много лет существует замечательный проект, авторами которого являются заслуженные деятели науки и техники РСФСР, доктора технических наук, профессора НИИЖТа Г. Власов, А. Дюнин, К. Коржавин:

Мост, хотя бы в какой-то его части, должен быть сохранен. Он – первый на Оби, начало нашего города, единственное крупное инженерное сооружение, доставшееся в наследство Новосибирску от прошлого (уже позапрошлогоавт.) века. Одно из подвесных сооружений длиной 87 метров установить у берега на специальных опорах. Установка пролетного строения с инженерной точки зрения особой сложности не представляет. Наиболее подходящее место – вблизи пристани Октябрьская. Конечно, сооружение должно быть архитектурно и художественно оформлено, как исторический памятник. Он представляет собой образец русского инженерного искусства.

Действительно, во всех цивилизованных странах фермы старых мостов никогда не пускают в переплавку, так почему хотя бы одному пролету нашего моста-трудяги не дать вторую жизнь. Здесь можно оборудовать не только смотровую площадку, с которой посетители смогут увидеть захватывающую панораму набережной и всех обских мостов, но и создать музей первостроителей города. Думается, в экспозиции этого музея среди других замечательных имен имя Григория Моисеевича Будагова будет достойно представлено.

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 5 (2 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Хорошая статья, надо только поправить, не Новосибирском-Западным стала ст. Кривощеково, а не Камышевка. А Камышевка – это, видимо, Урал

Добавить комментарий

Target Image