Иванов Анатолий Степанович (прозаик, публицист, сценарист)

Родился  5  м а я  1 9 2 8  г о д а  в селе Шемонаиха Восточно-Казахстанской области, в крестьянской семье. Окончил факультет журналистики Казахского государственного университета. Работал в газетах «Прииртышская правда», служил в армии — сначала в общевойсковых частях, затем военным журналистом. После демобилизации А. Иванов попал в Новосибирскую область, где несколько лет был редактором мошковской районной газеты «Ленинское знамя». Позже работал редактором Новосибирского книжного издательства, заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». После переезда в Москву 25 лет возглавлял журнал «Молодая гвардия». Член Союза писателей СССР. Избирался членом правления и секретраем Союза писателей СССР и РСФСР, депутатом Верховного Совета СССР. Творчество А. Иванова отмечено Государственными премиями: РСФСР им. М. Горького — за первую книгу «Вечного зова» (1971) и СССР — как соавтора киносценария телесериала «Вечный зов» (1979). За участие в экранизации романа Г. Маркова «Отец и сын» А. Иванов был отмечен премией Ленинского комсомола (1978). В 1994 году А. Иванов был удостоен премии им. М.А. Шолохова. Герой Социалистического Труда. Награжден болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени. В 2001 А. Ииванову присуждено почетное звание «Гражданин XX столетия в Новосибирской области». На доме, где он жил (рядом с мэрией) установлена мемориальная доска. Как прозаик А. Иванов дебютировал в журнале «Крестьянка» в 1954 году. Публиковался в журналах «Сибирские огни», «Огонек», «Москва», «Молодая гвардия» и др. В 1956 году вышла в Новосибирске его первая книга «Алкины песни». Автор многих книг прозы, общий тираж которых перевалил за 30 миллионов экземпляров. Переведен на все основные языки мира, издавался  на всех континентах. В русской литературе второй половины XX века А. Иванов — один из наиболее популярных писателей. Первыми его крупными произведениями были романы «Повитель» (1958) и «Тени исчезают в полдень» (1964). Они посвящены главным образом развенчанию частнособственнической психологии и морали, чуждых социалистической идеологии. Но самым крупным и значительным сочинением А. Иванова стал роман-эпопея «Вечный зов». Важнейшие события почти семи десятилетий XX столетия, насыщенные острыми социальными конфликтами, определяют в повествовании судьбы трех поколений одной сибирской семьи. Через события в селах Шантара и Михайловка легко просматривается история страны, ощущается трагическое и героическое ее дыхание. Помимо предреволюционного подполья, революции, Гражданской войны, строительства первых пятилеток, многие действующие лица эпопеи проходят испытание в горниле Великой Отечественной войны.

Размышляя об этой своей книге, А. Иванов писал: «Социальные катаклизмы, пережитые нашими народами, породили и характеры неисчислимых оттенков и необозримых диапазонов — от эпически легендарных до отвратительно мерзких…». И многочисленные персонажи «Вечного зова» данные слова их создателя достаточно красноречиво подтверждают. Судьбы большинства героев А. Иванова географически и духовно связаны с Сибирью. Здесь они родились, росли, трудились, защищали эту землю и в нее же уходили навечно. Герои А. Иванова, как правило, выписаны с немалой художественной силой. Они узнаваемы, правдивы, отражают наиболее существенные черты русского народа. Подкупает и эпическая обстоятельность романов А. Иванова, пристальное внимание к деталям и подробностям жизни и быта. Особенность творческой манеры А. Иванова, которую он демонстрировал во всех своих произведениях, в том и заключалась, что через скрупулезное исследование характеров, обстоятельств и деталей писатель старался передать и показать столкновение противоположных социальных миров.

В 1970 — 1980-х годах А. Иванов обращается к жанру повести: «Вражда», «Печаль полей» (обе — 1981), «Повесть о несбывшейся любви» (1982) и др. При всем традиционном для А. Иванова драматизме содержания в них усиливается лирическое начало и поэтическое мироощущение. Проза А. Иванова, отличающаяся остроконфликтностью и «заселенностью» яркими сложными персонажами, очень драматургична по своей основе. Не случайно многие сочинения писателя получили сценическую и экранную жизнь. Экранизированы были романы «Повитель», «Тени исчезают в полдень», повести «Жизнь на грешной земле» и «Ермак». А телесериал «Вечный зов» до сих пор собирает миллионы телезрителей.

А. Иванов проявился не только на прозаическом поприще В книге «Живая красота творчества» (1985) он предстает как темпераментный публицист, обеспокоенный судьбой отечества и духовным здоровьем нации. В очерках и статьях, посвященных творчеству А.Толстого, Л. Леонова, Вяч. Шишкова, Е. Пермитина, Г. Маркова К. Седых и др. И. демонстрирует еще и дар критика.

Пробовал себя А. Иванов также в качестве переводчика. Им переведен на русский язык роман болгарского писателя Славы Христова Караславова «Восставшие из пепла» (1984).А. Иванова не раз находились в центре острых полемик. Пиателя обвиняли в «нционализме», «консерватизме» и т. п. Тем не менее, творчество его продолжает пользоваться большим читательским спросом.

Умер  3 1  м а я  1 9 9 9  г о д а  в Москве.

Сочинения: Собр. соч. в 5 т. — М., «Молодая гвардия», 1979 — 1980; То же. — М., 1996.

Литература: Яновский Н. Иванов Анатолий Степанович. / Краткая литературная энциклопедия. — М., 1966. Т. 3; Мостков Ю. Анатолий Иванов. (Лит. портреты). — Новосибирск, 1969; Леонов Б. Зов жизни (Очерк творчества А. Иванова). — М., 1979; Овчаренко А. Двадцатый век в изображении Анатолия Иванова. / «Волга». — 1979, №5; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. — Новосибирск, 1982. Т. 2. Бекедин П. Иванов Анатолий Степанович. / Русские писатели. XX век. Биобиблиогр. словарь в 2 т. — М., 1998. Т. 1.