35 лет со дня открытия движения по второму коммунальному мосту через Обь (4 ноября 1978 года).
Огромным прорывом в трансформации планировочной структуры Новосибирска стало строительство второго коммунального моста через Обь, которое началось в 1971 г. Это был четвертый мост через Обь и тридцатый в городе. Проект моста представлял собой сложный комплекс сооружений. Это собственно мост с длиной проезжей части 701 м, шириной 30 м, с шестирядным движением по нему, а также подходы, подъезды, транспортные развязки, составлявшие вместе с мостом длину всего перехода в пять километров. Общая стоимость проекта составляла в ценах 1970-х годов 53 миллиона рублей. У истоков проекта этого комплекса стояли сотрудники институтов ЗапСибТИСИЗ, Сибгипротранс, Новосибгражданпроект. Проектное задание моста в Сибгипротрансе разрабатывалось под руководством главного инженера проекта Е. Г. Барабанова, подходы к нему проектировались в Новосибгражданпроекте под руководством инженера В. Е. Наумова. Рабочие чертежи выполнялись московским институтом Гипротрансмост (главный инженер проекта Р. П. Назарова).
По своему конструктивному решению мост являлся уникальным («внеклассным»). Его элементы не имели болтовых соединений, он был цельносварной. Такие мосты уже имелись на тот момент в Москве и Киеве. Уникальность новосибирского была в сварке монтажных стыков в «северном» исполнении. Почти 25 километров сварных швов наложили строители на стальные конструкции моста. Сварку вели рабочие, которые специально обучались подобной работе в Киеве и Ленинграде. Применялась автоматическая сварка с получением пластичных и хладостойких швов. Сварщикам помогали специалисты института имени Е. О. Патона (Киев) и НИИ мостов (Ленинград). Первый шов был сварен 25 декабря 1975 г. Вместе с монтажниками и сварщиками на всех стадиях возведения моста работали и ученые Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Сибирский университет путей сообщения). Они изучали распределение напряжений в конструкциях, сверяя их с расчетно- теоретическими. Стальные элементы моста были выполнены из хромово-никелевой низколегированной стали, поставляемой Орско-Халиловским комбинатом. Опорные части изготовлялись из специального стального литья повышенной прочности (поставщики – заводы Новосибирска Тяжстанко гидропресс и Сибсельмаш, а также Уралмаш, Свердловск), что снижало их вес почти в два раза. Конструкции моста состояли из двух береговых частей и надводного пролета, который перекрывался главными стальными балками длиной в 631 м, соединенными между собой железобетонными плитами. Их верх служит проезжей частью моста. На стыках частей имеются деформационные швы, которые под влиянием температурных перепадов «гасят» перемещения моста более чем на 20 см. Конструкции металлической части моста весят 4800 тонн, а 4300 кв. м железобетона – около 13000 тонн. Все пролетное строение установлено на семи опорах: пяти промежуточных и двух береговых, образующих вместе шесть пролетов, из которых два являются судоходными. Пять опор моста стоят на гранитной скале. Они представляют собой трубы оболочки диаметром 1,6 м, которые стоят на сваях. Каждая из них имеет свою глубину погружения, конструкцию и метод сооружения. По времени опоры возводились от восьми месяцев до года. Установка каждой опоры стоила в среднем миллион рублей. Строили мост рабочие и специалисты мостоотряда № 38 ордена Ленина треста Мостострой-2, а также тресты Дорстрой, Трансгидромеханизация, Связьстрой, Сибэлектромонтаж и другие. Мост был открыт для движения автотранспорта 4 ноября 1978 г. Но на правом берегу был возможен выход только в направлении улиц Фабричной и Владимировской без прямого сообщения с центром города. Тоннельный путепровод под 23 путями строился с отставанием. Этот путепровод – сложное сооружение, возводился он посекционно с поэтапным закрытием парковых путей и с переключением главных на обходные пути. Схема его двухпролетная, по три полосы автодвижения и тротуаром в каждом пролете.
После открытия движения по всему комплексу мостового перехода в 1982 г. Димитровский мост в полном объеме стал выполнять свое предназначение: связав проспект Димитрова с левобережной частью Новосибирска, он значительно разгрузил от потока транспорта первый коммунальный (Октябрьский) мост, став в то же время важным элементом архитектурного облика города.
И. В. Самарин
Добавить комментарий