Дворецкий Игнатий (Израиль) Моисеевич (2.V. 1919, ст. Слюдянка Иркутской обл. - 20.V. 1987, Ленинград) - драматург, прозаик. Из служащих. Отец в 1938 был репрессирован и погиб в лагере. После школы Д. работал строительным рабочим, токарем на херсонском з-де «Сельмаш», в мастерских по монтажу металлообрабатывающих станков (Москва). Учился в Московском ин-те права и гос. управ-ления. В 1940 был осужден по уголовной статье и получил 8 лет. После неудачного побега был отправлен на Колыму. Просился на фронт ВОВ, но безуспешно. Работал землекопом, возчиком, трактористом, рыбаком, грузчиком, был руководителем лагерной агитбригады. В 1946 амнистирован. С 1947 в Иркутске. Работал культработником в промысловой кооперации, литсотрудником в газ. Вост.-Сиб. военного окр. «Советский боец». Учился на филол. ф-те Иркутского ун-та. Бывал в творч. командировках в леспромхозах, на крупных сиб. стройках. Они давали Д. материал не только для повестей и рассказов, но и пьес. Именно после командировки на сооружение линии электропередач Иркутск - Братск родилась одна из известных его пьес «Трасса». В 1955 Д. переехал в Москву. В1958-м окончил ВЛК при Лит. ин-те им. А.М. Горького. В 1959 состоялся театральный дебют Д.: пьеса «Трасса» почти одновременно была поставлена в Театре им. Пушкина в Москве и в БДТ Ленинграда. В 1964 переехал в Ленинград. Создал здесь студию молодых драматургов. Под ее влиянием позже появились подобные студии и в Сибири. Начало лит. деятельности от-носится к 1948. Публ. в ж. «Сиб. огни», «Огонек», «Смена», «Молодая гвардия», «Москва», «Знамя», «Новый мир», «Советская драматургия», «Театр». Первая кн. - повесть «Тайга весенняя» (Иркутск, 1952). Автор кн. «Полноводье» (1954), «Командировка» (1957), «Источник» (1966), «Человек со стороны» (1972), «Трасса» (1978), «Веранда в лесу» (1986) и др., изд. в Иркутске, Ленинграде, Москве.
В рассказах, повестях, пьесах Д. писал о совр. сиб. первопроходцах, участниках великих строек, о людях, у которых на первом месте дело. Герои Д. живут и работают в суровых условиях. Они - настоящие герои своей эпохи, но их поведение подчеркнуто буднично и лишено героич. ореола. В пьесах «Взрыв», «Трасса», «Мост и скрипка», а особенно в пьесе «Человек со стороны», которые принесли Д. в 1960 -1970-х всесоюз. известность и с успехом шли в крупнейших театрах СССР и за рубежом, нет парадного благополучия, присущего целому ряду драматургич. произведений 1950-х. Д. проявил себя в своем творчестве как художник, избегающий шаблонов и стереотипов, готовых, облегченных ответов и рецептов на все случаи жизни. Д. не создал того драматургич. единства, которое можно было бы назвать театром Д., но он создал своего героя, который под разными именами пе-реходит из пьесы в пьесу, меняясь со временем и своим создателем.
Лит.: Дворецкий Игнатий Моисеевич. // Писатели Сибири. Краткий библиогр. указатель. - Новосибирск, 1956; Яновский Н. Дворецкий Игнатий Моисеевич. // КЛЭ. -1964. Т. 2; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Сергеев М. И.М. Дворецкий. // Литературная Сибирь. Критико-биобиблиогр. словарь писателей Вост. Сибири. - Иркутск, 1988. Т. 2; Чепуров А. Игнатий Дворецкий: Драматург и его дело. - Л., 1989; Козлова О. Дворецкий Игнатий Моисеевич. // Русские писатели. XX век. Биобиблиогр. словарь в 2 т. - М., 1998. Т. 1.