Драматургия сибирская

Драматургия сибирская. Своими истоками восходит к сиб. нар. театру. Сформировался он на тех же социальных условиях, что и общерус. Все виды нар. театра и игрищ были распространены в сиб. крае. Особой популярностью пользовался «Вертеп», вывезенный в кон. XVLLI в. с Украины священнослужителями. «Вертеп» пользовался популярностью в Тобольске, Иркутске, Омске, Томске и др. городах Сибири. На всех сиб. ярмарках и нар. увеселениях был распространен и кукольный театр «Петрушка», относившийся к тем древнейшим лицедействам, в которых сиб. зритель видел живой отклик на многие пороки тогдашней действительности.

Метко и точно разил «Раёк», появившийся в Сибири вместе с беглыми барскими холопами и первыми переселенцами. В XVIII в. появляется в Сибири и нар. драма. Видимо, первыми пьесами «сибирского театра» были утратившие свой средневековый х-р мистерии. В библейский текст вставлялись отрывки из сказоч. материала, легенд, фарсов. И древние мистерии превращались в массовые зрелища.

Практич. вся лит-ра Сибири XIX в. развивалась вне драматургич. жанра. Настоящее развитие он получает уже в 1930-е. Успехи первых пятилеток нашли отражение и в драматургии тех лет. Вслед за ведущими драматургами страны сибиряки обращались к героич. современности, стремились воплотить в пьесах ведущие проблемы времени. О необходимости развития драматургии как жанра, обладающего огромной силой худ. воздействия, не раз говорилось в сиб. печати и критике тех лет. Как и о том, что «нужна хорошая пьеса».

В 1930-е появился целый ряд драм. произведений, где авторы пытались передать пафос созидания нового общ-ва. Широко освещались темы индустриализации в пьесах Г. Павлова «Мартын и Жонас» (1932), Г. Пушкарева «Машина инженера Шацкого» (1934), быт и нравы сиб. деревни периода коллективизации нашли отражение в пьесах Е. Хвощинской «Конец старой Быстрянки» (1931), Н. Шешенина «Отцы и дети» (1939) и др. Сиб. драматургам, правда, недоставало мастерства в передаче историч. сдвигов в жизни страны. Конфликт их пьес обычно замыкался в производственной сфере, обнаруживалось неумение показать столкновение человеч. страстей и х-ров. Пьесы сиб. авторов 1930-х не сыграли заметной роли в развитии сов. драматургии. В эти же годы сиб. театры испытывали острый репертуарный голод, недостаток хороших пьес о совр. Сибири. Единственно по-настоящему заметной фигурой в драматургии Сибири 1930-х был П. Маляревский (см. Маляревский Павел Григорьевич) - талантливый драматург, поэт, театр. критик.

Очередной раз драматургия Сибири заявила о себе уже в послевоенное десятилетие. Главным содержанием пьес, написанных в это время, стала тема борьбы и труда, анализ х-ра сов. человека, одержавшего победу в жестокой битве с врагом, проверке его нравственных основ. Послевоенная драматургия Сибири насчитывает много авторских имен, но, за исключением отдельных пьес, она не дала произведений высокого худ. уровня.

Негативное влияние оказала на нее «теория бесконфликтонсти». Меньше всего затронула она историч. драму. Здесь в 1940 - 1950-е у сиб. драматургии имелись наибольшие достижения, о чем говорят пьесы иркутян А. Ольхона «Вилюйский узник» (1948), П. Маляревского «Канун грозы» (1949), омича М. Максимова «Навсегда» (1950), барнаульца М. Юдалевича «Ползунов» (1954) и др. Историч. драма в Сибири, представленная пьесами историко-биографич. и историко-рев. х-ра, обращается к крупным конфликтам, обусловленным необычайно острой полит. ситуацией, события здесь взяты не мелкие и буднично-спокойные, а насыщенные драм. борьбой, столкновением непримиримых х-ров. На первый план выдвинулся революционер, борец за новую жизнь. Об этом свидетельствуют пьесы томского драматурга В. Досекина «Юность трибуна» (1953), в центре которой юный С.М. Киров, организующий в Томске в 1905 году вооруженное восстание, «Сергей Лазо» (1953) приморского автора Е. Бондаревой, «Июнь-корань» (1954) хабаровчанина Н. Рогаля о событиях Гражданской войны на Д. В.

В пьесах о современности, написанных на рубеже 1940 - 1950-х, большое место занимает проблема личности и коллектива. Она поднимается и в произведениях с производственным конфликтом - например, в пьесе забайкальских драматургов Б. Костюковского и Б. Левантовской «Судьба товарища» (1950), и в тех, где конфликты лежат в бытовой плоскости. Так, вопросы воспитания личности в пьесах новосибирцев «Аттестат зрелости» (1948) Л. Гераскиной и «Твоя семья» (1955) Ю. Сальникова решаются на материале школьной жизни. Обе пьесы прочно вошли в репертуар сов. театра. Пьеса Л. Гераськиной была экранизирована (1954).

Во всей полноте в 1940 - 1950-е развернулся драматургич. талант П. Маляревского, которого отличали жанровое многообразие, экспериментаторство. Надолго его излюбленным жанром становится сказка. В простой и доходчивой для детей форме Маляревский поднимал большие социальные и этич. проблемы, ставил извечные темы бытия. Среди множества его сказоч. пьес к числу лучших относятся «Счастье» (1938) и «Чудесный клад» (1947), написанные на основе бурят-монгольского фольклора. Первым крупным драм. «взрослым» произведением Маляревского стала пьеса «Костер» (1946) об освоении при-родных богатств Сибири. Большим успехом пользовалась его историко-рев. драма «Канун грозы» (1949), удостоенная в 1951 Сталинской премии.

Заметный вклад в сиб. драматургию 1950-х внес новосибирец В. Лаврентьев (см. Лаврентьев Виктор Владимирович). Уже в первых пьесах «На просторах», «Кряжевы» (обе - 1952) проявились такие отличит. черты его драматургии, как гражданский пафос, публицистич. страстность. Ведущей темой его творчества становится утверждение бескорыстного, самоотверженного служения обществу. Ею, в частности, пронизаны пьесы «Светлая» (1954), «Иван Буданцев» (1955).

В кон. 1950-х - нач. 1960-х сиб. драматургия, как и вся сов., переживает период повышенной активности. Продолжают появляться пьесы на историко-рев. тему: «Подни-мается мститель суровый» (1955), «Годы буревые» (1957) Л. Халова, «Так добывалась правда» (1958) М. Юдалевича, «Беспощадное лето» (1966) Г. Маркова и др. Они грешат чрезмерным охватом событий, внешним истолкованием эпичности. И уже не они, а пьесы о современности занимают ведущее место в драматургии. В сиб. ж. и альманахах публ. многочисленные пьесы как профессиональных драматургов, так и прозаиков, пробующих себя на драматургич. поприще (Е. Корона-това, И. Кожевников, 3. Чигарева, Л. Квин и др.). К теме современности обращается П. Маляревский в пьесах «Крутые перекаты» (1955), «Поэма о хлебе» и «Камень-птица» (обе - 1958). Однако подъем не толь-ко сиб., но и общесоюз. драматургии этого периода во многом связан с именами В. Лаврентьева, иркутян И. Дворецкого, А. Вампилова.

В. Лаврентьев продолжил цикл пьес о людях совр. села, начатый в «Иване Буданцеве», - «Успех» (1957), «Ради своих ближних» (1960), «Где-то совсем рядом» (1962), а также о ВОВ - «Суровые годы», «Человек и глобус». Проблеме брака, семьи, нравственного воспитания детей посвящены его комедия «Последняя легенда» (1958) и семейно-бытовая пьеса «Чти отца своего» (1964). Одной из самых лирически взволнованных стала в творчестве Лаврентьева пьеса «Горная баллада» (1958) о влюбленной в путешествия, но прикованной к постели девушке. Героев Лаврентьева отличают сильные характеры и романтич. устремленность. Они прочно стоят на земле, но в то же время всегда в пути, в конфликте со всем пошлым, мещанским, отживающим свой век. Пьесы Лаврентьева - целая эпопея жизни первых послевоенных десятилетий: герои одного произведения как бы подхватывают недосказанное в предыдущем.

Уже первые пьесы И. Дворецкого (см. Дворецкий Игнатий Моисеевич) «Трасса», «Взрыв», «Большое волнение», «Мост и скрипка», посвященные людям, осваивающим Сибирь и Крайний Север, участникам великих строек, принесли автору всесоюз. известность. Творчество И. Дворецкого явилось порождением эпохи огромных преобразований. Человек на сиб. стройке стал главной темой драм. произведений и для иркутянина А. Преловского. Его пьесы - о молодежи и для молодежи. Они лиричны, ироничны, полны стихов, песен.

Яркой страницей в сиб. драматургии 1960-х - начала 1970-х стало творчество А. Вампилова (см. Вампилов Александр Валентинович). Он успел написать всего 6 пьес - «Дом окнами в поле» (1964), «Прощание в июне» (1965), «Старший сын» (1967), «Провинциальные анекдоты» («Двадцать минут с ангелом», 1962 и «Случай с метранпажем», 1970), «Утиная охота» (1971), «Прошлым летом в Чулимске» (1972), но все они, образуя уникальное драматургич. явление «Театр Вампилова», стали совр. классикой. После Вампилова больших открытий в сиб. драматургии не происходило.

Правда, в 1980-х в сиб. драматургии появился ряд новых интересных имен. Это прежде всего красноярец Р. Солнцев, новосибирцы Ю. Мирошниченко и А. Косенков, иркутянин А. Князев. Объединяет их злободневность и социальность, острота поднимаемых нравственно-этич. проблем.

Лит.: История Сибири в 5 т. - Л., 1969. Т. 5; Сидельников В.М. Русский народный театр Сибири. // Проблемы литературы Сибири XVII - XX вв. - Новосибирск, 1974; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2.