[9(22).V. 1905, Омск - 21.VI. 1980, Москва] - поэт, прозаик. Род. в семье ж.-д. служащего. Детство прошло на Транссибирской магистрали, в служебном вагоне отца - техника путей сообщения и гидротехника. Окончил Омскую гимназию. В 1920 присоединился к группе омских футуристов. В 1921 в омском ж. «Искусство» появились первые стихи М. А все 1920-е М. провел в странствиях. География их разнообразна: озеро Балхаш, Алтай, Турксиб, Барабинская степь, урманы Прииртышья. Да и занятия самые подчас неожиданные: сборщик лекарствененных трав, сельский книгоноша, пропагандист на агитсамолете, рабочий гидротехнич. экспедиции, журналист. Писал в это время М. корреспонденции, очерки, стихи. А дебютировал с кн. очерков «Грубый корм» (М., 1929). Публ. в газ. «Сов. Сибирь», «Рабочий путь», в ж. «Сиб. огни», «Настоящее», «Звезда». В 1932 М. был арестован по делу «Сибирских поэтов». Вместе с П. Васильевым, Н. Ановым, Е. Забелиным, Л. Черноморцевым его обвинили в антисов. настроениях и выслали. Несколько лет М. провел сначала в Ярославле, потом в Архангельске и Вологде. В кон. 1935 вернулся в Омск. Сразу же после войны М. с женой переехал в Москву.
В поэзии М. начинал как футурист и романтик, что сполна проявилось в его первом поэтич. сб «Стихи и поэмы» (Омск, 1939). В годы ВОВ М. много сил отдавал оперативной газ. работе, деятельно участвовал в выходивших в Омске «Окнах ТАСС». Опубл. очерк «Лукоморье». Не оставлял и работу над стихами, о чем свидетельствуют сб. этих лет «Жар-цвет» (1944), «Эрцинский лес» (1945). По отзыву критика В. Уткова, «в стихотворениях, сказках, балладах, вошедших в эти сб., видишь стремление поэта к наиболее яркому, сильному и доходчивому выражению мыслей и чувств, владевших людьми в те трудные годы, ощутим недюжинный темперамент поэта». Уже в самом нач. творч. пути у М. обнаружился собств. поэтич. взгляд, соединивший в себе фантастич. и реальное, сказоч. и обыденное. Но отчетливей всего он проявился в сквозных образах творчества М. - мифического Лукоморья и «воздушных фрегатов». Возникают они не только в мартыновских стихах, но и в его прозе и публицистике. В частн., в большом военном очерке «Лукоморье», а также в кн. новелл и эссе «Воздушные фрегаты».
Важной вехой в творчестве М. стали его историч. поэмы «Искатель рая», «Домотканая Венера», «Тобольский летописец» и др. В центре этих больших стихотворных повестей с богатыми поэтич. выдумкой сюжетами - пытливые, смелые, честные люди. М. не стремится к изображению крупных историч. событий и характеров, но дух эпохи, в которую погружается поэт, тем не менее у него явственно присутствует. Да и не столько сами по себе события и историч. фигуры интересуют поэта, сколько их истоки и психология простых людей - подлинных творцов истории. Сибирь в эпосе М. - страна цивилизации, творимой людьми разных сословий, возникшая на перекрестке культур многих народов, земля, рождающая и принимающая под свое покровительство души сильные, яркие, свободные. Поэтич. повести М. отличали глубокое знание фольклорно-этнографич., историко-бытового материала, многоголосье, масштабность историко-философского фона, а также оригинальная стихотворная манера: классич. размер передан в них длинной прозаизированной строкой. Поэмы М. стали ярким явлением в рус. лит-ре.
Обвиненный в 1946 в «уходе от действительности», «неприятии со-временности», М. на 10 лет выпал из лит. обихода, пока в 1955 в Москве не вышла его новая кн. «Стихи». Началось триумфальное шествие М.: «Лирика» (1958), «Стихотворения» (1961), «Воздушные фрегаты» (1974) и др., изд. в Омске, Новосибирске, Москве. Теперь М. выступает как поэт-лирик, строящий «свою державу», где он все «заново создает». В то же время М. - летописец дух. сдвигов в сознании человека XX в., а его лирика - дневник состояний, в которых пребывало и еще пребудет человечество. В лирике позднего М. сильно возрожденческое начало, мысль об ответственности человека за все происходящее, за судьбу Земли. Творчество М. послевоенных десятилетий получило высокую оценку: за кн. «Первородство» он был удостоен в 1966 Гос. премии РСФСР им М. Горького, а в 1974 за кн. «Гиперболы» - Гос. премии СССР.
Главное место в поэзии М. послевоенного периода занимает современность. Но это не значит, что прошлое навсегда ушло из его творчества. Как и будущее, оно по-прежнему волновало М. Но о чем бы ни писал поэт - о раскопках ли Помпеи или устремлял свой взор в XXI в. - стихи его всегда были современны и вовлекали читателя в сферу напряженных поисков истины. Что вполне закономерно, ибо зрелый М. - это поэт-исследователь, поэт-философ, чьи произведения отличаются насыщенностью мысли, метафорич. сгущенностью и интеллектуальной наполненностью. Хотя современность М. понимал своеобразно. До последних дней поэт жил как бы на грани прошлого с грядущим, воспринимая настоящее как некий миг перехода минувшего в будущее. «Все мы о будущем помним. // К революции духа зовем», - писал семнадцатилетний М., отправляя в дальний путь «Воздушные фрегаты» на поиски дух. Лукоморья. Величавые его поэтич. корабли продолжают свой бесконечный путь.
Соч.: Собр. соч. в 3 т. - М., 1976; Стихотворения и поэмы. (Б-ка поэта. Большая сер.). - Л., 1986; Избранные произведения в 2 т. - М., 1990.
Лит.: Мартынов Леонид Николаевич. // КЛЭ. - М., 1967. Т. 4; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Дементьев В. Леонид Мартынов: поэт и время. - М., 1986; Воспоминания о Л. Мартынове. Сб. - М., 1989; Банк Н. Мартынов Леонид Николаевич. / / Русские писатели. XX век. Биобиблиогр. словарь в 2 т. - М., 1998. Т. 2.