Жизнь и деятельность А.Н. Радищева в Сибири - его не менее впечатляющий, чем его выступление со знаменитым «Путешествием из Петербурга в Москву», подвиг. В самом нач. 1790 Р. отбыл в ссылку «в Илимский ос-трог... за крепчайшею стражею». В Сибири Р. хотел побывать задолго до ссылки, в чем позже сам признавался в письмах. Оказавшись в положении «путешественника поневоле», Р. стремится собрать как можно больше фактов о Сибири и в своих соч. дать объективную картину края, противопоставив ее «общим изречениям» (существующим трудам и суждениям о Сибири). Наблюдения Р. отразились в его путевых заметках и «Дневниках», которые накапливали своего рода заготовки для будущих соч. о Сибири.
Но появлялись в период ссылки и сами «сочинения» на сиб. тематику. Одно из них - «Письмо о китайском торге», где Р. убеждает, что закрытие Кяхтинского торга большого ущерба не принесет, поскольку побудит заняться производством отсутствующих товаров на месте, даст толчок развитию ремесел и земледелия. Еще одним соч., начатым (и не законченным) в сиб. ссылке, стало «Сокращенное повествование о приобретении Сибири», где Р. также ищет ответ на вопрос о будущей судьбе края, о х-ре и перспективах его социально-экономич. и полит. связей с остальной частью России.
В идейно-тематич. единстве с «Сокращенным повествованием…» стоит также незаконченная поэма Р. о Ермаке «Ангел тьмы» с ее впечатляющим, космически масштабным изображением природных стихий и человеч. страстей. Самым значит. соч. Р. периода сиб. ссылки является философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии», задуманный как пособие «для образования детей». В истолковании основных философских проблем Р. предстает в первую очередь материалистом. Даже доказывая тезис о бессмертии души, Р. акцент делает не на теологической, а на психолого-гносеологич. стороне проблемы. В трактате обнаруживается множество реминисценций из «Путешествия…». Особое место занимают в трактате размышления о значении «великих мужей» в прогрессе общества, что связано с поисками Р. ответа на вопрос о том, какой след в истории оставит его собств. деятельность. В Сибири Р. написал и ряд других, до нас не дошедших соч.
В ссылке Р. проявлял живой интерес к культ. жизни Сибири: посещал театры в Тобольске и Иркутске, знакомился с ж. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену».
Сиб. ссылка, преследовавшая цель похоронить выдающегося рус. писателя-революционера и его идеи, привела к обратному результату: Сибирь «сохранила» прежнего Р., укрепила его в своих убеждениях. И обогатила не только фактами, но и эстетически. Если в произведени-ях1780-х Р. почти не давал картин природы, то в годы сиб. ссылки пейзажные мотивы широко и разнообразно входят в его творчество. Он насыщает ими «дневники» и письма и даже соч. на экономич. темы. Ссылка способствовала побуждению интереса к Р. и его книге, кото-рая в буквальном смысле путешествовала за ним по Сибири.
Лит.: Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 1.