лит-ра эвенков. Эвенки (орочон - само-название, тунгусы - устаревшее название) расселены небольшими островками от побережья Охотского моря на востоке до Енисея на за-паде, от Сев. Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и р. Амур на юге: в Якутии, Эвенкии, Дудинском р-не Таймырского а. окр., Туруханском р-не Красноярского края, в Иркутской, Читинской, Амурской, Сахалинской обл., в Бурятии, Хабаровском крае. Эвенкийский яз. от-носится к тунгусо-маньчжурским яз. Письменность на основе рус. алфавита.
Устная поэзия эвенков многожанрова: от мифологии до героич. песен (нимчкан). Особенностью фольклора является раннеэпич. традиция. Самый развитый жанр фольклористы определяют как раннюю форму героич. эпоса, х-рной чертой которого является сохранность мифологич. поэтики.
Разработанная письменность послужила толчком и основой для появления Э. л. Динамика развития Э. л. отличается цикличностью и в целом отражает социально-историч. изменения в нац. сообществе: каждый цикл истории Э. л. обусловлен подъемом уровня социально-дух. благосостояния или его стагнацией.
Значит. роль на первом этапе становления Э.л. сыграла деятельность ученых-североведов и преподавателей Ленинградского пед. ин-та на-родов Севера, где учились эвенкийские литераторы, и в частн., те, кого принято считать зачинателями Э.л. - Н.В. Сахаров (1915 - 1945), Г.Я. Чинков (1915 - кон. 1960-х), А.М. Салаткин (1924 - ?). Хотя первым известным эвенкийским автором был Г.С. Гантимуров (1850 - 1921), писавший на рус. яз. (романы «Ганя Хмуров», «Двое в одной шкуре»). Благодаря инициативе сотрудников ин-та создавались рукопис. студенч. альманахи, где дебютировали молодые эвенкийские поэты и прозаики. В 1937 вышла первая кн. А. Салаткина «Тайга играет». Тогда же в лит-ру пришли эвенкийские авторы А. Платонов, Г. Чинков, Н. Сахаров, Г. Марков. На первом этапе Э. л. функционировала как на эвенкийском, так и на рус. яз.
В середине 1940-х - нач. 1960-х в сб. «Мы люди Севера», «По тропам тайги», «Родная тайга» появляются стихи И. Кириллова, А. Хромова, Н. Петрова, В. Соловьева, написанные на эвенкийском и переведенные на рус. яз. Значение этого периода в сохранении худ. тенденций, обозначившихся на первом этапе: обращение к малому и ср. эпич. жанру, приверженность прозаиков к автобиографизму, который становится стиле-вой чертой.
Вторая пол. 1960-х - 1990-е - период творч. активности и худ. само-определения Э. л. В это время дебютируют прозаик В. Доколев, поэты И. Удыгир, Д. Апросимов.
Наиболее значит. явления Э. л. 1990-х, продолжающие лит. процесс прошлых лет, связаны с именами А. Немтушкина, Г. Кэптукэ, Н. Кали-тина, А. Латкина, В. Даниловой. В их творчестве выражена обеспокоенность будущим эвенков, физич. и дух. выживанием народа, сохранением обычаев и традиций, определяющих нац. бытие и самоидентичность. Ну а центр. проблематика Э. л. - адаптация и выживание народа в новых культ.-историч. условиях, острые социальные проблемы, обеспокоенность в связи с утратой «корневых», нац. основ жизни. Наиболее известным эвенкийским писателем был А. Немтушкин.
Лит.: Пошатаева А. Литературы народов Севера. - М., 1988; Хазанкович Ю. Эвенкийская литература. - М., 2002; Жулева А. Эвенкийская литература. // Литературы народов России. XX век. Словарь. - М., 2005.