[18(30).X. 1842, Омск - 7 (19).VI. 1894] - публицист, поэт, критик, крупнейший обществ. и культ. деятель Сибири XIX в. Из купеч. семьи (мать из крепостных). В 1851 семья Я. переезжает в Томск. Учился сначала в частн. пансионе, потом в гимназии. Не окончив ее, уезжает в столицу и поступает в 1860 вольнослушателем в Петербургский ун-т на естеств. ф-т. Здесь Я. знакомится с Г.Н. Потаниным и создает вместе с ним «сибирское землячество». Это сближение имело огромное значение для всей дальней-шей судьбы Я. Он участвует в студенч. волнениях, знакомится с деятелями тайного общ-ва «Земля и воля».
Тогда же начинается активная лит. деятельность Я. Первые его публикации появляются в петербургском сатирич. ж. «Искра» (орган рев. демократов). Здесь Я. публ. серию фельетонов из сиб. жизни, где резко осуждает колониальную политику самодержавия, разоблачает алчность и невежество мест. толстосумов. Тяготение Я. к сатирич.-обличит. направлению не случайно. Этому способствовали особенности его таланта. Кроме того, он с юных лет близко к сердцу принял передовые идеи и обществ. настроения своей эпохи, с которыми знакомился по книгам Герцена, Огарева, Чернышевского, Белинского.
В 1863 Я. вернулся в Сибирь. Сначала жил в Омске. Работал домашним учителем, активно участвовал в лит. жизни города: выступал с обличающими самодержавие лекция-ми перед молодежью города. Они вызвали негодование у мест. властей, и Я. вынужден был в 1864 перебраться в Томск, где в это время жил его друг Потанин. Здесь начал-ся новый период публицистич. деятельности Я. В омских и томских газ. он печатает статьи о состоянии обществ. жизни в Сибири. Но не замыкается только на внутренних проблемах региона. Освещая сиб. действительность в историч. перспективе, Я. стремится осмыслить ее в целом. Я. не только не пытался обособить Сибирь, выделить ее из общего мирового процесса, но, напротив, стремился четко обозначить ее место в нем. К несчастью, полагал Я., развитию Сибири очень мешает отношение к краю как к отсталой колонии. Это мнение явно не совпадало с официальным и вызвало у властей негативную реакцию. Она усугублялась тем, что Я. вместе с Потаниным устраивали чтение нелегальной лит-ры на тайных собраниях передовой томской молодежи, организовывали сбор средств в пользу ссыльных и т. п. Следствием этого явился новый арест Я. и Потанина в мае 1865 по обвинению в попытке создания независимой Сибири. Сначала Я. отправляют в омскую каторжную тюрьму, где за 15 лет до этого томился Ф. Достоевский, а в 1868 этапом высылают в Архангельскую губ. (г. Шенкурск). Живя здесь, Я. часто публ. свои очерки и статьи в ж. «Дело», которые станут основой его будущей кн. В 1874 Я. был освобожден и переехал в Петербург.
Тюрьма и ссылка наложили на творчество Я. свой отпечаток: дали богатую пищу и послужили толчком к созданию его первой кн. «Русская община в тюрьме и ссылке» (СПб, 1872), ставшей выдающимся исследованием рус. тюремного быта. Но кн. эта - произведение не только науч., но и худ.-публицистич., в ко-тором ярко проявился самобытный лит. талант Я. За образец Я. взял «Записки из Мертвого дома» Ф. Достоевского. Органичное сочетание научности и художественности, глубокого анализа жизненных явлений и поэтич. образности стало осн. отличит. чертой творчества Я. Глав-ной же задачей при освещении сиб. каторги и ссылки Я. считал разрушение в сознании читателей традиц. представления о Сибири лишь как о крае снегов, морозов и острогов. Я. отстаивал принципы глубоко правдивого изображения Сибири. Пусть и нелицеприятного. Чему свидетельство - его многочисл. фельетоны, высмеивавшие отриц. явления в разных слоях сиб. общ-ва.
Ту же задачу всестороннего и глубоко правдивого изображения родного края Я. ставил в своей самой крупной и значит. кн. «Сибирь как колония» (СПб, 1882), которую видел как «обозрение всех главнейших мест. обществ. вопросов». И она действительно охватывает самый широкий круг проблем Сибири, касавшихся и ее народонаселения, и ссылки, и природных богатств, и культуры с образованием, и административного управления. Приуроченная к 300-летию присоединения Сибири к России, она носила в какой-то мере итоговый характер, и Я. справедливо полагал, что такая кн. нужна будет не только сибирякам, но и всей России. Много внимания в кн. уделено так называемому «областному типу» рус. народности на Востоке (в совр. понимании - «сибирскому характеру») и связанной с ним проблеме взаимоотношений рус. населения и аборигенов. С гневом и болью в кн. Я. пишет о «расхищении естественных богатств» Сибири «наезжими людьми». В прямую зависимость развитие вост. окраин ставил Я. от уровня просвещения и культуры. И еще отмечает Я.: «правительство во взгляде на Сибирь руководствовалось завоевательными соображениями», а сиб. наместники смотрели на вверенный им край как на «место наживы». Кн. «Сибирь как колония» пронизана «областнической идеей». Но в понимании Я. она не отождествлялась с сепаратизмом. Главная же суть этой идеи, по его мнению, была в том, чтобы заставить обратить более пристальное внимание Центра на бедственное положение рос. окраин и дать им возможность свободно и плодотворно развиваться. В силу чего Я. выступал как истинный патриот сво-его края, являющегося неотъемлемой частью России.
Вторая пол. 1870-х в жизни Я. была отмечена активным участием в работе комиссии по тюремному вопросу. А в 1878 и 1880 он совершает экспедиции на Алтай с целью изучения географии края, переселенч. движения, жизни аборигенов.
1880-е были едва ли не самыми плодотворными для Я. в творч. отношении. Он активно публ. в ж. «Вестник Европы», «Русское богатство», «Отечественные записки». А в 1882 создает в Петербурге газ. «Восточное обозрение», которой на два десятилетия суждено будет стать самым передовым и авторитетным печ. органом Сибири. На ее стр. в полной мере раскрылся публицистич. и лит.-худ. талант самого Я. Более 200 фельетонов, множество очерков, рассказов, лит.-крит. статей и даже стихов опубл. он здесь.
Однако преобладающим жанром в многообразном творчестве Я. был путевой очерк. Ведь большую часть своей жизни он провел в странствиях. Кроме Сибири, объездил еще полмира: от Европы до Китая и Америки. И практически все его путешествия нашли отражение в очерках, которые он подписывал «Сибирский Странник» или «странствующий Корреспондент».
Творчество Я. вообще автобиографично. Крупицы собственной жизни и судьбы рассыпаны по многим его произведениям. Но и к «автобиографии» как к жанру Я. тоже не раз подступался, о чем свидетельствуют его «Детство», «Воспоминания о Томской гимназии» или «Сибирские литературные воспоминания», составляющие по сути главы одной повести о формировании юной души.
В 1887 Я. вместе с газ. «Восточное обозрение» переезжает в Иркутск. А в 1894 Я. перебирается в Барнаул. В последние годы жизни Я. переживал сильнейший идейно-психологич. кризис и пору жестоких разочарований. Особенно угнетало его сознание собств. бессилия перед лицом обществ. зла и невежества. Оказала влияние и личная трагедия: в 1888 умерла его жена, верный друг и помощник. В нач. 1894 Я. вступил в должность зав. Алтайским статистич. бюро, но в июне этого же года (есть сведения, что он, приняв большую дозу опия, покончил с собой) великого патриота и подвижника Сибири не стало.
Соч.: «Русская община в тюрьме и ссылке» (СПб, 1872); «Сибирь как колония» (СПб, 1882).
Лит.: Жеребцов Б. Сибирский поэт и публицист Н.М. Ядринцев. // Б. Жеребцов. Сибирский литературный календарь. - Иркутск, 1940; Раппорт Е. Н.М. Ядринцев. // Литературная Сибирь. Писатели Вост. Сибири. - Иркутск, 1971; Яновский Н. Ядринцев Николай Михайлович. / / КЛЭ. - М., 1978. Т. 9; Он же. Проза и поэзия Ядринцева. // Н. Яновский. Писатели Сибири. - М., 1988; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 2; Зеленский В. Великий радетель Сибири. // «Сиб. огни», 2008, № 1 - 3.