Якутская литература

лит-ра якутского народа на якутском яз. (относится к уйгурской группе тюркских яз.). Письменность на основе рус. алфавита (введена в 1820). Якуты (самоназвание - саха) живут в Якутии.

В середине XIX в. благодаря усилиям рус. миссионеров и просветителей, деятельности полит. ссыльных якуты стали практиковать бытовую переписку на родном яз. Первые памятники якутской письменной лит-ры - героич. эпос (олонхо) М. Андросовой-Ионовой «Колкюл Беге». Решающую роль в возникновении якутской худ. лит-ры сыграла кн. О.Н. Бетлинга «О языке якутов» (1851), где были опубл. «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я. Уваровского. Это автобиогр. соч. стало первым памятником худ. прозы народа Саха: повествование о жизни автора включает лирич. отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзажные и портретные зарисовки. Язык «воспоминаний» богат образностью, фольклорными и речевыми якутскими образцами. Это изд. послужило толчком к собиранию фольклорных текстов на якутском яз.

В нач. XX в. формируется якутская письменность, усиливается влияние рус. культуры, увеличивается кол-во образованных якутов. Появляются произведения почти всех жанров поэзии, драматургии, прозы. Многие из них возникли под влиянием фольклора и рус. лит-ры. Один из первых профессиональных писателей - А.Е. Кулаковский (см. Кулаковский Алексей Елисеевич). Первые драм. произведения вначале создавались как инсценировки обрядов, шаманского камлания, героич. эпоса. В 1908 отдельным изд. вышла драма «Разбойник Манчары» В.В. Никифорова (1866 - 1928), задолго до этого распространявшаяся в рукописях и поставленная во многих улусах. Заметным событием в драматургии стали пьесы А. Софронова. В якутской поэзии нач. XX в. особое место занимали философские раздумья о судьбах человека, мира, выдвигались насущные проблемы сохранения малых народов. Проза была представлена в осн. рассказами Н. Неустроева.

Огромное влияние на обществ.-полит. обстановку в Якутии, развитие культуры и лит-ры оказали рус. революции 1905 - 1907 и 1917. Возникла мест. печать на рус. и якутском яз. После 1917 в якутской поэзии звучит пафос обновления мира, утверждение социального равенства.

Среди поэтов нового поколения - С. Кулачиков (Элляй), В. Новиков (Кюннюк Урастыров) А. Иванов (Кюндэ) A.         Кудрин (Абагинский), С.Васильев, В. Чиряев и др. Популярностью пользовалась поэзия П. Слепцова (Ойунского). Его драм. поэма «Красный шаман» (1930) неоднократно ставилась на сцене.

В отличие от поэзии, в драматургии и прозе 1920-х шло в осн. худ. освоение общечеловеч. проблем. Но со временем появлялись и отклики на события Гражданской войны: пьесы и рассказы П. Слепцова, А. Иванова, С. Яковлева (Эрилик Эристин) и др. Дальнейшее развитие якутской лит-ры замедлилось в связи с репрессиями творч. интеллигенции, которым, в частн., подверглись К. Гаврилов, B. Никифоров, П. Слепцов и др.

В годы ВОВ создавались поэтич. произведения о героях войны, драмы об участии якутов в боях за Родину. Появились первые романы на якутском яз.: «Молодежь Марыкчана» (1942) С. Яковлева, «Весенняя пора» (1944) Н. Мординова (Амма Аччыгыйа), изображающие представителей поколения 1920 - 1930-х. Развитие получил документ.-публиц. очерк. Создаются историч. повести («Степан» И. Никифорова, «Кузьма» Н. Павлова-Тыагыта и др.). В послевоенное десятилетие получила развитие социально-психологич. проза (рассказы С. Данилова, А Федорова, Н. Габышева и др.).

Новая волна репрессий, связанная с постановлением Якутского обкома КПСС о «буржуазном национализме» в творчестве А. Кулаковского, А Софронова, Н. Неустроева и в работе Г. Баршева «Три якутских реалиста-просветителя» (1944), сказалась на развитии и уровне якутской лит-ры 1940 - 1950-х. Лишь после реабили-тации основоположника якутской лит-ры П. Слепцова в 1956 стали восстанавливаться объективные оценки лит. наследства якутских писателей, в более полном виде изд. их произведения.

В 1960-е дальнейшее развитие получает поэзия. В ней углубляется философская интерпретация фольклорной тематики, появляются новые жанры: сонет, баллада, четырех-восьмистишная миниатюра, повесть и даже роман в стихах - «Младший сын» (1960) С. Васильева-Борогонского, «Солнечная гора» (1962) И. Гоголева, «Сыновья и невестки» (1964) Р. Багатайского. Якутская поэзия активно переводится на яз. народов СССР и ин. яз. Особую популярность получают творчество С. Данилова, произведения В. Новикова (Урастырова), П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова, С. Тарасова и др. Начинают творч. путь В. Потапова, Н. Харлампьева. Расширяется проблематика прозы, преодолевается бесконфликтность, декларативность. Появляются повести о промышленном освоении Якутии. Писатели осмысливают жизнь своего народа на разных этапах его истории. В драматургии 1960 - 1970-х выделяются произведения И. Гоголева на социально-бытовые темы. Плодотворно работают в этом жанре И. Семенов и И. Алексеев.

В 1980 - 1990-х якутская лит-ра стремится к отражению актуальных проблем совр. жизни, истории. В поэзии важное место занимает тема экологии, историко-философские размышления о судьбе родного яз., истоках нац. культуры. В драматургии дается совр. трактовка событий в репрессивные 1930-е и жизни тружеников тыла во время ВОВ. Ряд пьес о жизни совр. села написал И. Семенов. В прозе преобладает историч. тема. Так, В. Яковлев-Далан в романе «Тыгын Дархан» воссоздал жизнь и социальные взаимоотношения якутов первой пол. XVII в. Прозе этого периода удалось правдиво отобразить жизнь далеких улусов в голодные 1940 - 1950-е. Появляются повести и романы о репрессиях 1950-х. К якутскому читателю приходят первые произведения в жанре детектива (Е. Неймохов) и науч. фантастики (Г. Угаров).

Лит.: Якутская советская литература и искусство. Якутск, 1964; Очерк истории якутской советской литературы. М., 1970; Тобуроков Н., Сыромятников Н., Габышев Н., Михайлова М. История якутской литературы. Середина XIX -начало XX вв. Якутск, 1993; Тобуроков Н., Сивцева П. Якутская литература. // Литературы народов России. XX век. Словарь. М., 2005.