Николай Аполлонович Белелюбский
Опубликовано: Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. – 432с.
Пятая книга серии «На берегах Оби широкой» – сборник, посвященный наиболее известным мужчинам, чья жизнь и труд являются гордостью Новосибирска в более чем столетней истории нашей области.
«Пишу тебе, дорогая мамочка, еще раз с дороги... Я переехал сейчас на лошадях через Обь и взял билеты до Красноярска...» - писал, пристроившись в маленьком вокзальчике станции Обь, молодой Владимир Ульянов, направлявшийся в сибирскую ссылку. Рано утром 2(15) марта 1897 года прибыл он в Кривощёково и вот теперь, переправившись на правый берег, ждал отправления поезда № 4, который должен был везти его дальше, в Красноярск.
Между прочим, В. И. Ленин оказался одним из первых российских пассажиров, едущих из Европейской России к берегам Енисея сквозным железнодорожным путем. Всего лишь днем раньше от станции Обь до Красноярска открылось временное движение поездов.
Но при чем тут лошади, о которых упоминал в письме Ленин? А дело в том, что мост через Обь был уже хоть и готов, но еще окончательно не принят комиссией, и пассажиры с левого берега на правый переправлялись на лошадях. К прибытию поезда на станцию Кривощёково собиралось много ямщиков. К станции Обь они везли пассажиров по льду реки рядом со строящимся мостом.
Пройдет месяц - и первый из мостов-гигантов Великого рельсового пути (Енисейский и Амурский войдут в эксплуатацию позже) навсегда свяжет два самых крупных и значимых участка Транссиба - Западно- Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги. Ну, а сам Обской мост войдет в историю как крупнейшее сооружение Западно-Сибирской магистрали, которому своим рождением будет обязан один из крупнейших российских городов.
Строился же мост через Обь по проекту знаменитого русского инженера-мостовика, выдающегося ученого в области строительной механики и мостостроения Николая Апполоновича Белелюбского.
Родился он в 1845 году в Харькове. Окончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию, а следом и Петербургский институт путей сообщения, где за отличные успехи его имя было занесено на мраморную доску. Он был оставлен преподавать в институте, а параллельно читал лекции в Институте гражданских инженеров, Горном институте и... Академии художеств.
Лично Н. А. Белелюбским и под его руководством разработано более сотни проектов больших мостов, общая длина которых составляет почти два десятка километров. Это мосты практически через все крупные реки Российской империи. Кстати говоря, по проектам Н. А. Белелюбского построены и все крупнейшие мосты Западно-Сибирской железной дороги: в частности, через Обь, Иртыш, Ишим, Томь.
Николай Апполонович обладал чувством нового и всегда старался воплотить в жизнь самые прогрессивные и новые идеи. Поэтому все сооружения Н. А. Белелюбского отличались смелостью технических решений, улучшенной конструкцией, экономичностью и высокой надежностью. Он и студентов призывал: «Стройте рачительно, бережно, экономично, прочно. И ново. Это дело на века».
Как ученый Н. А. Белелюбский представлял русскую науку на многих международных железнодорожных конгрессах и выставках. О его мировом признании свидетельствует тот факт, что он избирался почетным доктором инженерных наук Германии, Франции, Англии, его творчество было представлено на многих международных выставках (на Парижской он был удостоен высшей награды).
Деятельность Н. А. Белелюбского была вообще чрезвычайно широка и многогранна. Современники даже говорили, что он не человек, а целое министерство, а то и два.
Умер Н. А. Белелюбский 4 августа 1922 года в Ленинграде. И одним из памятников ему стал сооруженный по его проекту мост через Обь, отличавшийся оригинальностью как один из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. В проекте Обского моста Н. А. Белелюбский применил и другие смелые технические решения, которые позволили этому грандиозному сооружению верой и правдой служить без всякой передышки почти сто лет.
Алексей Горшенин
Добавить комментарий