Образ жизни советских женщин в годы Великой Отечественной войны (по материалам газеты «Советская Сибирь»)

Актуальность темы обусловлена рядом обстоятельств. Мы обозначим только два, которые считаем наиболее важными.  Во-первых, одной из глобальных и важных проблем современности стала положение женщин в обществе.  По словам Н.В. Паниной период Великой Отечественной войны стал тем временем, когда  «женщина сыграла особую роль в укреплении военной мощи страны и достижении Победы» [5, с.  3].  Во-вторых, сибирские страницы сибирской истории являются неотъемлемой частью национального самосознания и региональной идентичности.  Мы провели сплошной просмотр газеты «Советская Сибирь» за период 1941 – 1945 гг., отобрали материалы по нашей теме, проанализировали их и сформировали представление о том, как газетой «Советская Сибирь» конструировался  образ жизни сибирских женщин в годы Великой отечественной войны. В результате работы материалы газеты «Советская Сибирь»,  посвященные женщинам, мы разделили на пять групп: 1) образ жизни женщин села; 2) образ жизни женщин работниц промышленных предприятий; 3) образ жизни женщин-медсестер; 4) образ жизни женщин жен фронтовиков; 5) образ социально-активной женщины.

Приведем примеры,  иллюстрирующие образ жизни женщин села. Так, газета «Советская Сибирь» писала 21 августа 1941 г.: «В деревне Быково Новосибирского района – два колхоза: имени Орджоникидзе и «Завет Ильича». В первом – уборка в полном разгаре. В поле работает комбайн, жатка, лобогрейка, две косилки с приводами. Кроме того ежедневно не менее 15 женщин (курсив наш – В.Г., А.М., И.П.) убирают рожь серпами. Здесь стар и мал вышли на уборку урожая. 68-летняя Матрена Расакатская, Евдокия Первей и другие колхозницы постоянно выполняют и перевыполняют нормы по жатве хлеба. Достаточно сказать, что из 80 гектаров скошенной ржи 30 убрали женщины вручную»  [8].   Газета, сообщая об уборке хлебов в колхозах Каменского сельсовета  «Партизан Ярошенко» и имени Челюскинцев  писала, что его «вязальщицы колхоза «Партизан Ярошенко» Федосья Клишевец,  Вера Коновалевская и другие норму выполняют на 120 – 130 процентов. …А вязальщицы колхоза имени Челюскинцев Меланья Ведомцева,  Мария Сопочкина,  Агафья Галкина и другие вяжут по 700 – 800 снопов в день. Среди колхозниц нет ни одной, которая не выполнила бы нормы»  [6].  Готовясь к весенней посевной 1942 г., утверждали, что «женщины  в колхозе – большая сила.  Девушки нашего колхоза Катя Аксененко, Антонина Артамонова, Лиза Малькова и многие другие пахали зябь не хуже любого мужчины.  И весной на пахоте у нас будут работать, главным образом, женщины»  [2].   В. Андреева писала о работе животноводов: « Люди на ферме, в  большинстве своем,  опытные,  работающие много  лет. Взять, к примеру,  доярку Марию  Иван овну Криницыну. В прошлом  году  от 12  коров она  выходила    14  телят… . Хорошо работает свинарка Евдокия Вогина, пастух Ольга Санникова и другие члены бригады.  … Не плохо и с овцами. За нынешний год стадо их выросло  на 99 голов. Очень заботливо и любовно смотрят за ними колхозницы Анна Попова – жена фронтовика и Евдокия Конева. План развития овцеводства перевыполнен [1] .   Газета писала, что «большую роль на косьбе сена играют женщины.  У нас открыты детские ясли и площадка. Колхозницы спокойны за детей, оставленных в деревне, и работают старательно. Установлен премиальный фонд для поощрения передовиков сеноуборки»  [10]. 

Характеризую вторую категорию, выделенную нами, приведем такие примеры. Так, в газете было напечатано письмо жены красноармейца Александра Изегова Серафимы Гавриленко, которая писала своему мужу: «Милый Саша! Я оказалась способной ученицей. Станок я уже освоила и вот второй день работаю самостоятельно. При чем в первый же день норму выполнила на сто процентов, а в ближайшие дни думаю дать двести процентов»  [4].

Много заметок в газете «Советская Сибирь» посвящено желанию женщин добровольно стать медицинскими сестрами. Так, в  заметке «Женщины Сталинска» читаем: «Три моих брата пожизненно избрали себе военную специальность, - говорит комсомолка Иванова. – Сейчас они – командиры и сражаются за счастье советского народа. Надеюсь, что и мне будет оказана честь, и меня пошлют, как медицинскую сестру в Действующую армию. А пока я обязуюсь подготовить десять бойцов-санитаров»  [3].   В заметке «Подруги» мы читаем историю девяти девушек-студентов школы медицинских сестер, которых война застала на втором курсе медицинской школы: «И вот они, - девять подруг Валя Сухинина,  Вера Игнатьевна и другие девушки пишут: «В райвоенкомат, от студенток 2 курса школы медсестер.  Просим считать нас мобилизованными для работы на передовой линии фронта»  [7].  Газета писала о подвигах медицинских сестер на фронте: «Шура Шелковникова – сибирячка из Сталинска, что в Кузбассе. Она вынесла из боя сорок два раненых. Удлинила сорок две жизни! Восемнадцатилетняя Шура - простая сибирская девочка с теплой искрой в серых глазах. Она училась. Она работала. ..  Когда началась война, она ушла на фронт.  … Ненависть пересиливала страх. Бояться было просто некогда. Надо было перевязывать, надо было выносить из огня.  ... Бойцы потрясены. Девочка, а несет!» [ 9].  

 Красноречиво об образе жизни женщин – жен фронтовиков говорит заметка «Четыре письма»: «Ну а теперь о себе и о детях. Живем мы хорошо, ни в чем не нуждаемся. Вчера мне завод дал ордер на новую квартиру, завтра переходим. Дровами и углем тоже обеспечены. Так что о нас можешь не беспокоиться»  [4].  

Ярким примером образа жизни социально-активных женщин служит письмо уже упомянутой Серафимы Гавриленко.  В своем письме она пишет, что для Красной Армии она тоже внесла подарок: «Отдала твои стеганые брюки и фуфайку. Когда придешь,  новые купим. А всего мы собрали 5 полушубков, 25 пар пимов, 12 пар теплого белья, 5,5 метров шинельного сукна, 8 ватных фуфаек, 23 ватных брюк, 9 пар теплых носков, 2 суконных брюк, 3 суконных гимнастерки, 4 пары перчаток, 11 метров фланели, 5 овчин и много других вещей»  [4].  

 Подводя итог, мы пришли к заключению, что в  средствах массовой информации  образ жизни советской женщины представлялся полным физических трудностей, так как женщины заменили мужчин в сельском хозяйстве и  в промышленности. Женщина вела образ жизни, как и подобает советскому гражданину: была ответственной, сильной и трудолюбивой. Кроме того в «Советской Сибири» транслировалась мысль, что Советское государство оказывает всестороннюю помощь женам бойцов Красной Армии. Помимо того, что пришлось освоить мужские профессии, женщины уходили на фронт в роли медицинских сестер. Социальная активность сибирских женщин проявилась  в организации и участии сборов средств для бойцов Красной Армии.

Библиографический список

1. Андреева В. Нa  колхозной  ферме //Советская Сибирь. 1943. 6 декабря.

 2. Башев И. Женщины в колхозе – большая сила  //Советская Сибирь. 1942. 20 января.

3. Женщины Сталинска  //Советская Сибирь. 1941. 29 июня.

4. П.К. Четыре письма //Советская Сибирь. 1941. 28 сентября.

5. Панина Н.В. Исторический вклад советских женщин в обеспечение стабильности тыла и организацию помощи фронту в годы Великой отечественной войны: по материалам Российской Федерации:  дис. на соискание степени д.и.н. М., 2002.  

6. Перунов К. Во всеоружии встретим уборку яровых хлебов //Советская Сибирь. 1941. 12 августа.

7.   Северный Я. Подруги //Советская Сибирь. 1941. 29 июня.

8. Соколов Г. Два колхоза //Советская Сибирь. 1941. 21 августа.9.  Шкапская М. Сибирячка //Советская Сибирь. 1943. 13 апреля.

10. Юткин  Г. Наш опыт сеноуборки //Советская Сибирь. 1944.  11 июля.

Галстян В., Маркова А., Полич И.

г. Новосибирск

МБОУ СОШ № 186, 11 класс

Научный руководитель: Антипенко В.М., учитель истории МБО СОШ № 186

Научный консультант: Котович Л.В., к.и.н., ведущий методист музея Железнодорожного района филиала МКУК «Музей города Новосибирска»

 

 

Average: 3.4 (5 votes)

Добавить комментарий

Target Image