Проверено: лучшего места для перехода нет!

1 февраля исполнилось 155 лет со дня рождения инженера-путейца, изыскателя Роецкого Викентия-Игнатия (1861-1896).

Опубликовано: Созвездие земляков. Знаменитые мужи Новосибирска: Литературно-краеведческий сборник. Серия «На берегах Оби широкой». Книга пятая. – Новосибирск: Редакционно-издательский центр «Светоч» правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2008. – 432с.

«Кривощёковский» вариант пересечения Оби сокращал протяженность Западно-Сибирской железной дороги на сотню с лишним верст и позволял при этом сэкономить до 4 млн. рублей (а стоимость тех миллионов, заметим, на порядок выше нынешних). Но железнодорожникам было необходимо еще раз проверить имеющиеся варианты мостового перехода (около 80), сделать окончательный выбор и провести изыскания и гидрографические обследования в выбранном месте строительства моста.

С этой целью 19 июня 1881 года из Колывани в сторону Кривощёково двинулся изыскательский отряд инженера В. И. Роецкого, входивший в состав Пятой Колыванской партии.

Об этом человеке, оставшемся на многие десятилетия как бы в тени Н. Г. Гарина-Михайловского, следует сказать особо.

В. И. Роецкий родился 1 февраля 1861 году в семье мещан римско- католического вероисповедования (предположительно в Польше). В 1884 году окончил Петербургский университет «по математическому разряду физико-математического факультета со степенью «кандидата» и в 1887 году - Петербургский институт путей сообщения «со званием гражданского инженера, с правом производства строительных работ». После окончания обоих вузов служил рядовым в 145 Новочеркасском пехотном полку и был уволен в запас в чине унтер-офицера. После этого В. И. Роецкий начал гражданскую службу инженера-путейца и изыскателя. Сначала в скромной должности младшего помощника делопроизводителя технического отдела Временного Управления казенных железных дорог. Здесь он показал себя с наилучшей стороны и привлек внимание начальника изысканий Западно-Сибирской железной дороги (позже и начальника ее строительства) К. Я. Михайловского, который в своем прошении к Управлению назвал его в числе 12 инженеров, которым с 15 апреля 1891 года поручалось проведение изысканий по трассе Челябинск - Мариинск.

Работа предстояла тяжелая и ответственная, и К. Я, Михайловский решил организовать особую изыскательскую партию (Пятую Обскую, как она названа в документах) во главе с В. И. Роецким для определения места железнодорожного моста через Обь. Если районом деятельности Шестой (Колыванской) партии Н. Г. Гарин-Михайловского предполагалась правобережная территория от Оби в сторону Томска и Мариинска до соединения Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог, то перед Пятой партией ставилась задача определить направление линии на восток от Оби и обследовать трассу возможной ветки на Томск. Но средств хватило лишь на пять партий, поэтому партию Роецкого (Обскую) формально, на правах отдельного изыскательского отряда с самостоятельным финансированием, включили в состав партии Н. Г. Гарина-Михайловского, назвав последнюю Пятой Колыванской. В. И. Роецкий был назначен старшим инженером и помощником начальника этой партии.

Отряд В. И. Роецкого тщательно обследовал около ста верст берегов Оби вверх и вниз от Колывани. Были выделены и изучены возможные переходы в самых узких местах реки: у селений Скала, Дубровино, Ташара, Орск, Кривощёково и др. Обследования показали, что переход у Кривощёково имел явные преимущества перед другими вариантами: наименьшую ширину русла и меньшую ширину разлива реки, которая протекала здесь в скалистой «трубе», не позволявшей ей отклониться и обеспечивавшей постоянный характер течения.

Во второй половине августа 1891 года Н. Г. Гарин-Михайловский в связи с завершением основных изысканий выехал в Самару, а В. И. Роецкий, оставшись за начальника Пятой партии, завершил изыскания и предоставил К. Я. Михайловскому пояснительную записку с обоснованием преимуществ «кривощёковского» варианта мостового перехода Оби. Тот, в свою очередь, вместе с подрядчиком по строительству мостов генералом Л. И. Березиным побывал в Кривощёково и, осмотрев место перехода, согласился с выводами В. И. Роецкого. В конечном счете, всеми инстанциями итоги изысканий были одобрены, и Комитет Министров утвердил сроки начала строительства Западно-Сибирской железной дороги с возведением железнодорожного моста через Обь у села Кривощёково.

Так что вполне можно утверждать, что именно В. И. Роецкий сделал основную работу по окончательному выявлению места для строительства железнодорожного моста через Обь и доказательству преимущества «кривощёковского» варианта. Это подтверждает и Н. Г. Гарин-Михайловский, который в пояснительной записке к Западно-Сибирским изысканиям от 11 ноября 1891 года писал, что Роецкий, которому было «поручено обстоятельное изучение» реки Оби и возможных вариантов ее перехода, «остановился на переходе на Кривощёково».

Судьба В. И Роецкого - прекрасного инженера, беззаветно служившего своему делу человека, - была непростой и закончилась драматично. Постоянное перенапряжение подточило его силы. В 1896 году ему дают отпуск и отправляют лечиться в родные края, в Польшу. Но по дороге болезнь резко обострилась, и он скоропостижно скончался, завершив свою недолгую, но достойно прожитую жизнь.

Алексей Горшенин

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image