110 лет ОАО "Новосибречпорт" (1907)

100 лет ОАО «Новосибречпорт» (1907)

Судоходство на реках Обь-Иртышского бассейна началось в 1838 году с появлением первых пароходов. Водными перевозками в это время занимались двенадцать частных судовладельческих фирм. Наиболее крупными были пароходства В. Е. Ельдештейна, Е. И. Мельниковой, Г. И. Фуксмана, И. Н. Корнилова. Начало строительства Сибирской железной дороги вызвало резкое увеличение грузопотоков на реках Сибири. К лету 1894 года правый берег Оби совершенно изменился: бор постепенно исчезал, поселок переселенцев рос и становился крупнейшим строительным и перевалочным пунктом Сибири. В 1904 году в Обь-Иртышском бассейне было перевезено около 905 тысяч тонн грузов, в том числе 405 тысяч тонн леса в плотах.

18 февраля 1907 года, согласно Высочайшему повелению, участок земли на берегу реки Оби вблизи железнодорожного моста, с бечевником и водным пространством в 250 погонных сажень, был выделен городу Новониколаевску под пристань общего пользования. Голый берег – ни причальной стенки, ни складов, ни механизмов… Убогие мостки, пара деревянных барж, крошечный дебаркадер, единственный вагон на весь пристанский тупик. Так выглядела Новониколаевская пристань в конце XIX века. К 1913 году общий грузооборот пристани достиг 270 тысяч тонн. Более половины объема занимал хлеб, древесные материалы, мануфактурные и бакалейные товары, машины и другие грузы. Все работы на пристани выполнялись вручную.

С 1929 года пристань постепенно расширяется, развивается. Начинают применяться первые механизмы: транспортеры для переработки тарно- штучных грузов и угля, стационарные пневмо-установки для перевалки зерна; появились два портальных крана грузоподъемностью две тонны. В 1932 году пристань была переименована в Новосибирский речной порт.

Прекрасно показали себя новосибирские портовики в суровое военное время. 127 человек были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Решающее значение на развитие порта оказало открытие крупнейших месторождений нефти и газа на севере Западной Сибири. Изменилась номенклатура грузов, в несколько раз вырос грузопоток железобетонных изделий, труб, оборудования, цемента и др. Возникла необходимость увеличения пропускной способности порта, а также обслуживающей его железнодорожной станции. С 1952 по 1966 год под руководством главного инженера порта Ф. А. Булгакова проводится генеральная реконструкция. По существу порт был построен заново: сооружены железобетонная причальная стенка общей длиной 860 метров, кирпичные крытые склады и бетонированные открытые площадки для складирования грузов, установлены портальные краны грузоподъемностью от двух до ста тонн, приобретены плавучие краны, землесосы для добычи песка, гидроперегружатель, автоэлектропогрузчики, транспортный и специальный флот. Полным ходом шло строительство объектов портового хозяйства: пассажирской пристани, механических мастерских для ремонта флота и перегрузочной техники, гаражей, диспетчерской, телефонной станции, административно-бытовых помещений. Полностью были снесены бараки и построены жилые многоквартирные дома и общежития для молодых портовиков общей площадью около 23 тысяч квадратных метров, пионерский лагерь, детский комбинат. Численность работников порта в это время составляла 1825 человек, из них более 150 – инженерно-технические работники.

Первая половина 1960-х стала временем наибольшего подъема и развития Новосибирского речного порта. Грузооборот его в 1966 году составил более пяти тысяч физических тонн, перевезено свыше полутора тысяч пассажиров. Чтобы освоить такие объемы одних только технических мощностей порта было недостаточно. Начали развиваться новые, более рациональные формы и методы труда: организация сквозных комплексных бригад докеров-механизаторов, сдельная оплата труда, премиальная система, соревнования между звеньями, бригадами, сменами способствовали повышению производительности. Внедрялись новые технологии: пакетирование пиломатериалов и тарно-штучных грузов, переработка грузов в мешках, ящиках, бочках с использованием поддонов и строп-пакетов, перевозка цемента в термоусадочной пленке на открытом подвижном составе, использование мягких спецконтейнеров для сыпучих грузов, разработка и применение полуавтоматических и автоматических захватов для контейнеров, труб, ЖБИ и других тяжеловесных грузов. Уровень механизации переработки грузов составил 98,5 процентов.

В 1962 году специалистами порта и станции Новосибирск-Товарный был разработан и внедрен единый технологический процесс работы, что позволило сократить простои железнодорожного и речного транспорта, производить перевалку грузов по прямому варианту, увеличить пропускную способность.

Этому во многом способствовал творческий подход к делу специалистов и рабочих порта: инженера А. В. Гусева, главных инженеров В. А. Минеева, ставшего впоследствии начальником порта, и В. Л. Ситника, начальника отдела механизации Ю. П. Смердова, старшего инженера-конструктора А.В. Ковалева, бригадиров УКБ М. Г. Дараселия и лауреата Государственной премии И. Е. Кладова, начальника порта А. Н. Рыжкова и других рационализаторов и новаторов. Многие их технические решения были отмечены дипломами и медалями ВДНХ.

Наиболее отличившиеся портовики удостоились высоких правительственных наград. Судокорпусник Н. Д. Шайдуров и капитан-механик А. В. Солодянкин были награждены орденом Ленина. Начальник грузового склада К. И. Васильева и крановщик плавкрана А. В. Шумский – орденом Октябрьской Революции, звеньевой докеров-механизаторов В. Е. Баев – орденом Дружбы народов. Более тридцати работников порта награждены орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», Трудовой Славы. Сотни портовиков награждены различными медалями: «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За освоение нефтегазоносного комплекса», «Ветеран труда» и др. Многие стали обладателями почетных отраслевых знаков: «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник речного флота», «Отличник речного флота».

За успехи, достигнутые в выполнении заданий 9-й пятилетки по ускорению обработки флота и вагонов и широкое внедрение передовой технологии погрузочно-разгрузочных работ, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.02.1976 года Новосибирский речной порт был награжден орденом «Знак Почета».

В начале 1990-х годов коллектив Новосибирского речного порта, как и все предприятия страны, пережил период экономической нестабильности, снижение объемов производства, гиперинфляцию. В 1993 году в ходе приватизации порт преобразован в ОАО «Новосибирский речной порт». С 2001 года руководство хозяйственной деятельностью порта осуществляет Управляющая компания «СКС». За эти годы стабилизировалось финансовое состояние, оптимизированы налоги, сложился определенный рынок потребителей продукции и услуг порта, увеличился объем выручки, предприятие стало рентабельным.

Сегодня порт расположен в центре Новосибирска – крупнейшего транспортного узла Западной Сибири и является современным технически оснащенным предприятием речного транспорта. Площадь его акватории – почти полтора квадратных километра, протяженность причалов – свыше трех, железнодорожных подъездных путей – 2,4 километра. Площадь крытых складов для хранения грузов – 3,4 тысячи квадратных метров; открытых складов – около 25 тысяч метров. Порт имеет портальные и плавучие краны общей грузоподъемностью более четырехсот тонн; землесос, буксирный, пассажирский, рейдово-маневровый, специальный и служебно-вспомогательный флот общей мощностью 16,5 тысяч лошадиных сил, развитую инфраструктуру портового хозяйства. Пропускная навигационная способность порта составляет 4 110 тысяч тонн, суточная – 22,2 тысячи тонн.

Основными видами деятельности порта являются погрузочно-разгрузочные работы (перевалка грузов с железнодорожного транспорта на водный и обратно) и связанные с ними услуги, добыча и реализация нерудных строительных материалов (песка), перевозка грузов и пассажиров речным транспортом, комплексное обслуживание флота и прочие услуги вспомогательных производств (ремонтные, строительные, автотранспортные). Из общего объема продукции, работ (услуг), выполняемых ОАО «Новосибречпорт», около сорока процентов приходится на транспортную обработку и перевозку грузов в районы Крайнего Севера и более шестидесяти – потребителям Новосибирской области. Почти весь добытый песок поставляется предприятиям и организациям города.

Все большее развитие получают грузовые перевозки. Последние годы объем выручки от перевозок грузов составляет более сорока процентов от общей суммы доходов. Порт осуществляет также перевозки пассажиров речными судами на пригородных линиях, прогулочные, экскурсионные и туристические рейсы по живописным местам Оби и водохранилища, обеспечивает работу паромной переправы «Ордынск – Нижняя Каменка».

18 февраля 2007 года Новосибирскому речному порту исполняется 100 лет. У руководства порта большие планы по дальнейшему развитию грузовых и пассажирских перевозок, расширению их географии, обеспечению конкурентоспособности. Накопленный коллективом опыт вселяет уверенность в успешном выполнении намеченных планов и дальнейшем развитии производственной деятельности порта.

Р. П. Кукарева, А. А. Черданцева

Литература

БЫЗОВ О. Г. Анализ производственно-финансового состояния работы ОАО «Новосибирский речной порт» в навигации 2001-2003 гг. / О. Г. Бызов // Проблемы развития транспортной системы Сибири : [сб. науч. тр.]. – Новосибирск, 2005. – С. 260 – 264.

АЗЯБИНА И. А. Направления учета и снижения риска в экономической деятельности ОАО «Новосибирский речной порт» / И. А. Азябина // Проблемы развития транспортного комплекса Сибири : сб. науч. тр. –Новосибирск, 2000. – С. 161 – 163.

ВАРГАСОВА Е. На кораблик с ветерком / Е. Варгасова // Веч. Новосибирск. – 2005. – 25 мая. – С. 9 : ил. По материалам беседы с М. С. Панихидниковым, генеральным директором порта, о пассажирских и грузовых перевозках речников и о перспективах следующей навигации.

ПАНИХИДНИКОВ М. С. Речные ворота столицы Сибири : [интервью с генер. директором] / М. С. Панихидников ; подгот. Ю. Плотников // Веч. Новосибирск. – 2001. – 29 июня. – С. 7 : портр.

ЛИПОВСКИЙ Г. От пристани до современного порта : [история] / Г. Липовский // Веч. Новосибирск. – 1961. – 13 окт. – С. 2.

ПАССАЖИРООБМЕН Новониколаевской пристани [в 1905-1915 гг.] // Алт. дело. – 1916. – 12 окт. – С. 3.

ЛОСКУТОВ Е. Н. Речной порт / Е. Н. Лоскутов // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 739.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год

подкатегория: 
Average: 3.7 (3 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Минина
наверно, авторы неплохой гонорар получили за свою статью. Ну, нельзя же писать, что все хорошо, когда все, что касается речпорта, а особенно - пассажирских перевозок (кои отсутствуют вообще), так отвратительно плохо! БСК, вы хоть розовые очки раздавайте для прочтения материалов... Кстати, откуда у авторов данные по 1907 г.? -у меня они наоборот весьма оптимистичные: больше 100 пароходов, 11 пароходств имели в Новониколаевске свои пристани. Хотя, с людьми, для которых история началась только в 1917, на тему исторической истины говорить не имеет смысла.

Добавить комментарий

Target Image