80 лет со дня принятия Сибирским краевым комитетом РКП(б) решения о разграничении функций банков в Сибири (1924)

16 октября 1924 г. на заседании Сибкрайкома РКП(б) было принято решение о разграничении функций банков в Сибири и создании при филиалах Госбанка в центрах губерний, в т.ч. в Новониколаевске, «совещания банков» – для решения споров, возникающих в процессе привлечения финансовых средств государственным и коммерческими банками.

Данное решение принято в связи с обострением конкурентной борьбы между многочисленными банками на периферии и явилось попыткой местной власти урегулировать возникшую в союзном масштабе проблему: быстрое развитие банковской сети, не сочетавшееся с действительными потребностями экономики. Произошло это вследствие противоречий между элементами новой экономической политики (НЭП), содействовавшей накоплению капиталов отдельными лицами, сложившейся ситуацией в производственной сфере России и идеологией, ограничивающих оборот капиталов. Поэтому часто борьба между открывшимися банками шла не за наиболее рациональное размещение своих активов, а вытекала из стремления закрепить за собой посредством вкладов наиболее выгодную часть клиентуры. Усугублялась ситуация отсутствием «регулирующего начала, регламентировавшего развитие банковской сети» и разграничивавшего функции банков. Все это мешало стабильному развитию региона.

Не считая возможным подвергнуть сложившуюся на тот момент систему банков изменению, но не исключая возможность внесения частичных коррективов, Сибирский краевой комитет РКП (б) решил сделать первый шаг в разрешении проблемы. Он разграничил функции банков и возложил на Сибирский революционный комитет обязанность регулировать количество вновь открывающихся банков посредством более критического и разумного подхода к новым заявкам.

Определяя функции каждого банка, финансовая комиссия Сибревкома исходила из удельного веса этого банка в хозяйстве Сибири. Наиболее значимыми финансовыми учреждениями, а значит и первоочередными по уточнению их функций, были признаны Госбанк, банк Общества сельскохозяйственного кредита, Промбанк, Всеэкобанк и банк Общества взаимного кредита.

Основное и главное финансовое обслуживание сибирского хозяйства, естественно, принадлежало Госбанку. Являясь правительственным банком, он вправе был претендовать на протекционистскую политику относительно местных органов власти.

Лидирующее положение Госбанка определялось не только постановлениями правительства, но и тем, что «в деле фактического кредитования сибирского хозяйства свыше 70%» принадлежало именно Госбанку. Кроме того, после проведения денежной реформы 1924 г., которая ввела в обращение твердую советскую денежную единицу – червонец, необходимо было «взять решительный курс на объединение государственной кассы» – для решения первоочередных экономических задач в стране. Исходя из этого, финансовая комиссия Сибревкома рассматривала деятельность коммерческих банков как специфическую, приближенную к той или иной отрасли хозяйства.

Так, разграничение функций между Госбанком и Всеэкобанком сформулировано следующим образом: «Всеэкобанк производит только краткосрочное коммерческое кредитование кооперации». При конкретизации видов финансовых вложений для Всеэкобанка «чистым» остался лишь кредит первичных кооперативов, все остальное проводилось при согласовании с Государственным банком.

Наиболее сложным и спорным стал вопрос о разграничении функций между Госбанком и Промбанком. Отвергая принцип монопольного кредитования Промбанком промышленности, было решено сосредоточить работу вышеуказанного банка на торговле и местной промышленности, полностью передав ему финансирование кожевенной и лесной отраслей. Комиссия Сибревкома убедила органы государственной и партийной власти в нецелесообразности передачи Промбанку функций Коммунального банка, так как справиться с многозатратными проблемами коммунального хозяйства на тот исторический момент может только Госбанк.

Во взаимоотношениях Госбанка и банка Общества взаимного кредита спорных вопросов возникло меньше всего, так как последний работал по кредитованию частной клиентуры: «розничника» и «кустаря». На государственные органы в отношении банка Общества взаимного кредита возлагалась контрольная функция за ростом учетного процента и за оказываемыми банковскими операциями.

Отдельно, как не вызывающий сомнений, рассмотрен вопрос о банке Общества сельскохозяйственного кредита. Работа банка сводилась к финансированию мероприятий, организующих работу и развитие сельского хозяйства: приобретение средств производства, укрепление первичных кооперативов, строительство заводов первичной переработки сырья, мелиоративные мероприятия, организация промыслов.

Проведя разграничение деятельности банков в области кредитных операций, рассмотрели вопрос о вкладах. Финансовая комиссия Сибревкома, подтверждая предоставленное правительством Госбанку исключительное право хранения бюджетных средств, отвергла его монопольное право на хранение вкладов граждан и организаций. Как заявили члены комиссии, «расширение вкладных операций каждым банком должно вытекать из размера активов каждого финансового учреждения».

Было признано, что для выполнения банками вышеуказанных функций потребуется увеличение оборотных средств, и так как эти функции необходимы развивающейся экономике России, государственные органы будут оказывать помощь банкам. Прежде всего, из оборотных средств Госбанка выделят часть, которая пойдет на развитие деятельности других банков, оговоренной принятым постановлением.

Кроме того, для увязки работы различных банков на местах создавалось Совещание из представителей Госбанка, Промбанка, Всеэкобанка, банков Общества сельскохозяйственного кредита и Общества взаимного кредита под председательством управляющего Государственным банком. Контроль за исполнением постановления о разграничении деятельности банков, упорядочением банковской системы в регионе и ее рациональности возлагался на финансовую комиссию Сибирского революционного комитета.

Ю. Г. Мартынова

Литература и документальные источники

ПЕВЗНЕР А. М. Проблемы [и перспективы] кредита в Сибири // Жизнь Сибири. – 1924. – № 7/9. – С. 18 – 25.

ГАНО. Ф.П-2. Оп.1. Д.2а. Л. 149 – 155.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image