Банная ода (О Фёдоровских и не только…)

«В баню входят разные, а выходят счастливые…»

Эта поговорка поможет нам понять смысл бани не только как места помывки, или оздоровления, но и откровенного разговора или ещё каких надобностей. Насколько я помню своё детство и юность, баня была для меня кусочком счастья. Причем открыл я это счастье уже тогда, когда семье уже дали квартиру с горячей водой и ванной. А мы с отцом продолжали ходить в баню. Сборы в баню это была целая эпопея. Выбор бани, сборы белья, рукавиц, шапок, тапочек, заварка чая с травками, подготовка веников. Веники продавали и в самой бане, но брать веники в бане было дурным тоном. Да и плохенькие они были. А у частников покупать дороговато. Веников брали два, чтоб в обе руки, дома их предварительно замачивали в холодной воде (чтобы неторопливо «раскрывались»). Потом появилась книжка «Щедрый жар», зачитанная до дыр.

Позже, во времена хипповских странствий по нашей стране, приезжая в очередной город, я в первую очередь старался посетить местную баню и церковь, и только потом формулировал суждение о городе. Лучше наших Фёдоровских, надо отметить, было не так много. Конечно же, Сандуны, да, пожалуй, относительно современные Краснопресненские в Москве и Невские в Питере на Марата. Другие областные центры не тянули. Так что, есть с чем сравнить.

Возвращаясь к Новосибирску, первое место всё же за Фёдоровскими. Когда большинство остальных бань (на Петропавловской, Плахотного, Расточке, Восточном, Гурьевской, 25 лет Октября, Владимировской) всё еще выдавали пар из крана, Фёдоровские уже парили каменкой. Поэтому и ездили сюда с левого берега неоднократно. Даже когда я перебрался жить на Советскую, по субботам мы с отцом встречались в Фёдоровских.

Мужской зал был налево, в коридоре очередь как минимум на час. Это ещё до почасовых сеансов, талонов на очередь и мужских/женских дней. Вот были ли кабинки в раздевалке - не помню. А дальше начинается ритуал. Неизменное «здравствуйте». Организующие мужики, моющие парилку и запирающие её на швабру. Не входить. Потом толпа побаловаться свежим парком. Все полки заняты. Эвкалипт, липа, хвоя. И бесконечные рассказы – как надо готовить вкусный пар. «Нет прохода здесь, клянусь вам, от любителей искусства». Потом шоу веников с поухиванием и покряхтыванием. А потом задушевные разговоры про колбасу, политику и старого деда Лёню. И всё сначала – парилка на швабру. Чтобы избежать массовки, в баню лучше было ходить с утра. Тогда и народу немного, и пар можно свой сделать, без заумных помощников. После третьего-четвертого захода мы с отцом ложились на массаж. Прямо здесь же, на лавку. Это не Сандуны, банщиков и массажистов у нас я уже не застал, поэтому делали друг другу по очереди. Начинал всегда отец.

Еще мне очень нравилась игра жары и холода. К сожалению, в Фёдоровских не было выхода на воздух, в продуваемую ледяным ветром пристройку. Такая точно была в бане на Западном и, кажется, на Петропавловской. Сразу после парилки на улицу  и… вечный кайф! А потом снова в парилку. В Фёдоровских температурного контраста я добивался перебегом из ледяного душа в соседний горячий и наоборот. А в Сандунах прыгал из ванны в ванну. А подвесные вёдра… Дёрнешь на веревочку и получаешь ледяной ушат. Да что там! Предполагаю, что нынешние даже не понимают, о чём идет речь. Они знают лишь домашний душ и ванну, в лучшем случае, сауну. И вот после последнего, «на чистую» захода в парилку, распаренный, в красно-белой раскраске свободно дышащего тела посидишь неспешно в раздевалке, с травным чайком или с пивком, да поговоришь ладком с соседями - снова же о деде Лёне, о Штирлице и Иронии судьбы, о провидце Достоевском, умнице Пушкине, да ещё о женщинах. Целые клубы собирались. С лёгким паром!

Всё это потерялось уже в 90-х. Всё быстро, без лишних разговоров. Вышел, оделся, пошёл. Время регламентировано, души нет. Можно сказать, общественные бани не для помывки себя изжили.

Ну, тут-то мы и плавно перешли к истории «изжившей себя» и недавно разрушенной Фёдоровской бани. В принципе, она уже многократно описана. Источников не так много (большая часть в воспоминаниях), поэтому специалисты вряд ли найдут в моей квинтэссенции что-то новое. Так что заранее прошу прошения за невольные повторы известного. Но, для полноты темы…

 Площадь Кондратюка (до 1983 года Андреевская площадь) одна из старейших в городе. В конце XIX века это была северная окраина поселка, за которой начинался лес. Называлась она по фамилии предпринимателя Андреева, который в то время проживал и активно устраивал здесь жизнь. Его фамилия и стала «местообразующей». В начале XX века здесь почти все называлось Андреевским: около сада Андреева разместилось вокзальное отделение добровольно-пожарного общества, в 1907 году супругами Андреевыми в саду было построено зимнее театральное здание, в результате появилось название «сад-театр Е.Андреевой», и в этом театре праздновали 10-летие ДПО и годовщину Городской пожарной команды (газета «Обь», 6 июня 1907 года), а Крячковская школа на Сибирской, 54 до сих пор называется Андреевской школой.

На западном краю площади располагалось небольшое озерко под названием Круглое. Тогда ещё оно было желанным - в нём плавали утки и водилась рыбёшка. От озера к Оби бежал ручей, когда-то, видимо, достаточно мощный, коли руслом ему служил широченный Михайловский лог (ныне пр-т Димитрова). Озеро быстро загадили, на его берегах сваливали нечистоты, утки исчезли. Какой-то остроумный интеллигент назвал образовавшуюся грязную лужу «Срединазёмным морем» (от слова «назём» - навоз).

Андреевская площадь и озеро Круглое, после 1912 года

(фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»).

Свою немалую толику в убийство озера Круглое внесли и Фёдоровские бани.

Крестьянин Зиновий Иванович Фёдоров приехал Ново-Николаевск из Херсонской губернии Ново-Одесской волости работал младшим кондуктором Сибирской железной дороги, но в 1905 году решил организовать собственное дело и основал небольшое мельничное производство. В апреле он вместе с мукомолом Луканиным арендует участок земли и строит на нём мельницу. (Кузменкина Людмила.  «Вечерний Новосибирск», 22.12 2007). Через два года Фёдоров находит новую торговую нишу.

Зиновий Иванович Фёдоров

Конечно, во многих дворах имелись собственные баньки, и первые общественные бани появилась только около 1904 года. Одна была построена рядом с казармами военно-остановочного пункта и находилась на стыке Владимировской и Тоннельного спуска (ныне на её месте БЦ «Пентагон»). Баня питалась от водонапорной башни и использовалась в основном железнодорожным и военным ведомствами. Была она большой, с офицерским и солдатскими отделениями, с прачечной. «…все это даром, для чистки и отдыха проходящих войск! Спасибо великое устроителям сказали мы…» (из дневника полкового священника 51-го драгунского Черниговского полка отца Митрофана, 24-26 июня 1904 года, (Ладыгин И.В, Замира А.Ю. «Ново-Николаевск в военном мундире 1904-1920 гг»). Был я несколько раз в этой красной двухэтажной бане, снесенной уже где-то на рубеже 80-х - 90-х. Чем-то она притягивала, хотя была грязноватой и запущенной. И её, кстати, нет ни в одном городском справочнике. Баня-призрак.

В то же время открылась баня в 19 квартале Вокзальной части (её здание на Омской, 1 существует и поныне), принадлежавшая господину Старову, позднее перешедшая Шаапу. Чистотой они тоже не отличались – многие годы водосток в Михайловский лог был открытым, и запах закисшей мыльной воды был приметой округи. Был я и разок в этой «бане». Во времена службы в армии, будучи забранный патрулём, я был препровождён сюда и провёл ночь в одной из камер подвального помещения. Баню там мало что напоминало, тогда это была гарнизонная комендатура.

Вообще-то, стоимость помывки в бане для жителей стоила тогда 10 копеек. Копеечка к копеечке, рублик к рублику и вот в 1907 году Зиновий Фёдоров подает в городское управление прошение: «Честь имею просить… выдать мне разрешение на право производства постройки жилых кирпичных домов и служб к ним на моих местах, находящихся по Кабинетской и Вагановской улицам, места 1-е и 12-е, квартал 99-й. При сём прилагаю чертёж постройки и квитанции от управления Кабинета Его Императорского Величества Алтайского округа за N 945-й и 946-й». Заметьте – «на моих местах». Т.е., к тому времени Зиновию Ивановичу уже принадлежал немалый земельный участок.

Прошение, 1907 год (фото: http://sib.fm)

16 апреля 1907 года Фёдоров получает разрешение, берет в долг у Луканина и быстро строит первые, деревянные бани, питающиеся водой от собственных колодцев. Сливной «механизм» тоже был совсем нехитрым – открытый водосток в озеро. Аромат соответствующий.

Вскоре в газете появляется объявление: «Новая Центральная Торговля. Баня З.И. Федорова. Кабинетская ул. Собственный дом. Устроена по новому образцу с паровым поддавателем пара. Открыта ежедневно. При бане имеется опытный массажист-мойщик. Тут же нужен кочегар». Надо сказать, что баня та, была плохенькой, тесной и грязной. Оборудование тоже желало быть… «Странные души имеет он: ставит регулятор на тёплую воду, идёт тёплая вода. Вдруг она сменяется кипятком. Ещё момент, и на вас сыплется частый-частый холодный дождь. Выходит, что душ в бане самодействующий, благодаря чему посетители рискуют или простудиться, или свариться». Но многие читатели, наверное, подтвердят, что проблема эта вечная – наши нынешние водопроводные сети до сих пор не устранили этот душевой эффект.

Тем не менее, на безрыбье и рак рыба. В баню ходили и уже менее через два года, в мае 1909-го, Фёдоров смог выстроить новую баню – капитальную, двухэтажную, которую и помнят почти все поколения жителей нашего города.

Фёдоровские бани, 1940-е год (фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»)

Фёдоровскiя бани, 2011 год (фото Веры Сальницкой, http://sib.fm)

Это была совершенно другая баня. В только что погоревшем деревянном городе её каменная мощь стала заметной гордостью Ново-Николаевска. Недаром здание вошло в одно их трех народных достопримечательностей города: «вокзал, базар и Фёдорова баня». Бани по-прежнему топились дровами, но было установлено «заграничное оборудование». Для закачки воды пробурены 40-метровые скважины. Вода подавалась в  два  огромных котла-накопителя, что стояли на дворе. В бане работали банщики, массажисты, парикмахер. Помимо общих отделений, на втором этаже были оборудованы ванные комнаты для господ. Их еще называли «дворянскими». По словам Юрия Николаевича,  внука Зиновия Ивановича, кабинет деда был здесь же, в правом крыле дом из круглого леса, где жила семья, стоял рядом с баней, а вот её работники жили «в рубленом добротном доме, который находился на месте нынешнего Института горного дела на углу Фрунзе и Красного проспекта».

  З.И. Фёдоров с семьей (на переднем плане) и сотрудниками бани, 1910 год.

(фото из архива Ю.Н.Фёдорова)

 Юрий Николаевич Фёдоров (фото Александра Бендюкова, http://sib.fm)

Кузменкина приводит следующую статистику: в 1910 году в в общественных банях города было 113 номеров. В сборнике «Вся Россия» за 1911 год, в Ново-Николаевске присутствуют баня Старова и Центральная (Фёдорова) (http://bsk.nios.ru/content/vokzal-bazar-fyodorova-banya). А в литвиновском «Справочнике по городу Ново-Николаевску» 1912 года опять же есть бани З.И. Федорова на Каменской и Шаапа на Семипалатинской. Некоторые отмечают также третью баню в Закаменской части на Казанской (Декабристов, 92).

Фёдоров становится крупным домо- и землевладельцем, его выбирают гласным городской думы. Он расширяет свой бизнес и откупает базарные весы - то ли на Вокзальной, то ли на Базарной площади. После смерти Зиновия Ивановича в 1916 году банями стала заведовать его последняя жена Татьяна Силична вместе с управляющим. В рекламах городских газет 1917 года, помимо Фёдоровских, уже встречаются бани Пастухова, Князева, Московские. Каменное двухэтажное здание Московских бань «с номерами» стояло на Гудимовской, и было снесено уже после Великой отечественной при расширении управления госбезопасности.

Советская власть национализирует Фёдоровскую баню, её управляющий бежит, а Татьяна Силична остаётся одна с тремя детьми. Бани переживают гражданскую, тифозную зиму 20-го, меняют ведомственность, названия, но продолжают жить и мыть. В 20-х бани подчинены армии, они работают по 14 часов в день с пропускной способностью до 2500 человек. Вообще, надо сказать, что все советские годы все городские бани по воскресеньям с раннего утра отдавались под помывку солдат.

Городской справочник за 1925 год в разделе «Бани» кроме бань ГОМХа №2 на Советской и №4 на Коммунистической, также показывает заведения Кухальского на Самарской, Рыхлика на Горького и Тряпицина на Левом берегу Каменки. 2 июня 1926-го Госстрой начал строительство Закаменских бань, но о них чуть позже.

В том же 1926-м Фёдоровские находятся на балансе коммунального треста «Хозкомбинат», носят №2 и  согласно отчёта треста имеют «изношенность до 45%». Оборудование тоже требует ремонта.

  

Советская Сибирь, январь 1926                       Советская Сибирь, апрель 1926

Фельетон находит адресата и уже весной здесь открывается т.н. «улучшенная баня» - отделение на 20 человек с запирающимися кабинками для одежды. Удовольствие это стоило значительно дороже – 40 копеек против 10 в общем.

Бани не просто мыли, но и давали воду жителям окружающих домов. Проживавшая рядом Раиса Александровна Бриллиантова вспоминает: «Из высокой стены пристройки выходила длинная труба с краном и большой железной воронкой... Воду в те времена продавали. Для тех, кто подходил к водокачке с вёдрами, открывалось небольшое оконце, за которым сидел «хозяин», отпускавший за пятачок два ведёрка». (Бриллиантова Р. Два тополя на Советской. Книга воспоминаний «Мой Новосибирск», 1999). В начале 30-х, при постройке жилкомбината «Кузбассуголь» водопровод провели и в Фёдоровские. А на территории жилкомбината даже запустили фонтан. Упоминает Раиса Александровна и о Фёдоровской: «На наших глазах она неоднократно перестраивалась и становилась все лучше и удобнее. А раньше в ней не было даже отдельных кабин, вместо них - ячейки в два этажа, куда банщица складывала нашу одежду в узлах и называла номер места. Выйдя из моечного отделения, нередко приходилось стоять в очереди за узлами на холодном затоптанном полу».

Андреевская площадь тоже менялась. Сад «Альгамбра» вырубили и на его территории построили детский комбинат, существующий и поныне (детский сад № 96). Бой пожарной каланчи на Андреевском училище прекратился, её занимала 10-я школа. Озеро Круглое тоже исчезло, в 30-х его осушили. Обычно на пустыре Андреевской площади проходили конные торги, а 17 апреля 1927-м здесь, прямо напротив бани, Сибдеткомиссия начала строительство большого стационарного цирка на 2 200 мест. Под названием «Паласс».

           

Цирк «Паласс», конец 1920-х (фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках») и его «хозяин» В.К.Янушевский

Уже 10 мая двери цирка распахнулись для публики. Первая его труппа была с Урала, из Златоуста, первым администратором К.Кашинцев, а первым арендатором здания знаменитый на всю Россию акробат-наездник Владислав Константинович Янушевский (Кадыр-Гулям). В 1929-м в цирке случилось ЧП, артисты отказались выступать, требуя выплаты задолженности по зарплате. Реорганизуя остатки мелкобуржуазного сектора в искусстве, в 1931 году правительство окончательно ликвидирует частные цирки и создаёт Государственное объединение музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ). Тут и «Паласс» вовремя сгорел, на его месте строят новый - Госцирк ГОМЭЦа.

Госцирк ГОМЭЦа, 1930-е (фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»).

Но мы отвлеклись от банной оды.

Елена Кузнецова из областного центра историко-культурного наследия утверждает, что «в конце двадцатых - начале тридцатых годов в Новосибирске было построено две общественных бани. Одна в районе Шамшиных-Писарева, другая в районе Шамшиных-Крылова». История этих бань крайне запутана и ещё ждёт дотошного исследования. В разных источниках мелькают совершенно разные адреса – Крылова, Достоевского, Бедного, Некрасова, Державина. Один из проектов характеризуется как «утверждённый в Москве и признанный экспонатом для выставки в Дрездене». Причём известно, что проект одной из бань стал первой работой в Новосибирске известного архитектора Бориса Александровича Гордеева. Быть может, вышеприведенная цитата из «Советской Сибири» за 1930 год говорит как раз о потерянном нами первом гордеевском проекте? В каком же именно месте стояла гордеевская баня? И было или их вообще две? Вадим Капустин тоже относит гордеевскую баню на Писарева - «первым сооружением, запроектированным Гордеевым в Новосибирске, были бани № 4 в Ипподромском районе («Логовская баня» у Логовского переезда)». Но абсолютно точно известно, что бани №4 (Логовские), были на пересечении с Ломоносова и имели адрес Логовская, 65 или после Шамшиных, 63. Гордеев спроектировал свою баню в 1929-м, а бани №4 построены в 1933-м. 4-й номер забрали у Московских бань на Коммунистической, а им присвоили №1. Об открытии новых бань сообщает «Советская Сибирь» в номере от 1 марта 1933 года. Здесь же говорится об открытии еще двух бань – на Белинского, 65 и Кропоткина, 120-124.

Несколько позже открылась баня №7 на Гурьевской, 96. Ниже фотография одной из бань на Шамшиных. Подпись под фото И.С. Моторина звучит так: баня № 4 в Дзержинском районе. На Ломоносова?

Баня № 4 в Дзержинском районе (фото И.С. Моторина)

Борис Антипенко помнит эти бани: «Гардероба в банях не было, поэтому кабинки были рассчитаны дополнительно на верхнюю одежду… Эти бани были самыми грязными. Существовал проект, что после сноса бань на Логовской здесь будет сооружён банный комплекс с бассейном».

В 30-х годах некоторое время в стране был банный бум. Империя строила новый мир и нового человека. Гиганты индустриализации тянули за собой соцгородки, в которых должны были жить чистые, розовощёкие, счастливые строители коммунистического завтра. Для них проектировались не просто бани, а Дворцы Здоровья с плавательными бассейнами, парковыми зонами, спортплощадками. Были и чрезвычайно сложные проекты – например, с трансформируемым куполом над бассейном, который в зависимости от времени года мог превращаться в открытый или закрытый

Проекты бани на Большевистской (фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»).

Такую баньку под названием Дворец гигиены предполагалось построить на месте Закаменских бань №3. В этой бане-купальне запроектирован внутренний дворик, гостиные, комнаты отдыха, салоны красоты. Построенные за лето-осень 1926 года, Закаменские бани с пропускной способностью в 500 человек и сами были неплохи. Они были просторны и единственные из городских бань имели приточную вентиляцию.

Закаменские бани №3, после 1926-го (фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»).

Но до сноса тогда так и не дошло. А в 1952 году прямо через здание бани прошёл Октябрьский мост. Естественно, оно было разрушено, но северная часть здания поначалу была сохранена и вплоть до осени 1955 года в ней мылись строители моста. Полноценно снести баню так и не удалось, и сегодня над ней находится насыпь въезда на мост.

Закаменские бани №3, после 1952-го. (фото из коллекции В. Степанова)

Но один из банных дворцов в городе построить удалось. Центральные бани №8 на Каменской построены в 1937 году по проекту известных архитекторов Николая Никитина и Сергея Тургенева. Есть легенда, что руку, вернее карандаш, сюда приложил и Андрей Крячков. В 1939-м вышла его монография-справочник «Бани и купальни. Проектирование и расчет». Заказчиком бани №8 был НКВД и глубокий подвал под правым крылом здания, служащий кочегаркой, породил соответствующие слухи. У торца левого крыла находилась водокачка.

  

Центральные бани на Каменской, 1937 и 2013.

(фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках» и автора).

Убранство бань №8 было просто великолепно! Высокий двухэтажный холл с широкой лестницей на две стороны, легендарный буфет со столиками, чаем и газводой, колонны, лепнина на потолке и стенах, картины. Дворец. «Советская Сибирь» пишет, что здесь «расположены 2 мужских и 2 женских отделения с особыми ожидальнями. Кроме двух парикмахерских в новой бане будут работать мастерские починки обуви и верхнего платья, киоск парфюмерии, буфет и читальня. Проведены радио и телефон. Одно из женских отделений приспособлено для  матерей и детей. Стены в моечных отделениях покрыты стеклянными плитками. Строительство бани обошлось в 1 миллион рублей. Пропускная её способность – 200 человек в час». Были, конечно, и индивидуальные номера.

Из воспоминаний Натальи Балбуцкой: «...никогда мы не стояли там в очереди - все сидели на деревянных креслах откидных, как в кинотеатрах. Я больше запомнила картину: парус и море и отдыхающие советские люди, лепнина вроде тоже была, и очень походило на Дом Культуры внутри...».

 Образец «банной живописи». Сегодня висит в бане №3 на Расточке.

(фото с сайта «Новосибирск в фотозагадках»).

Опять же Борис Антипенко: «поднявшись на второй этаж по правой лестнице и обернувшись назад, можно было прочитать сталинские слова: «Не отказывайтесь от малого, ибо из малого строится великое. Это - один из заветов Ильича. И. Сталин». Для меня всегда была загадкой эта «банная» цитата. Над левой лестницей были помещены выдержки из Конституции СССР, гласящие, что граждане СССР имеют право на отдых».

 «При входе в Центральные бани слева и справа находились гардеробы, куда сдавали верхнюю одежду. Моечное отделение состояло из двух зон. В первой зоне у входа располагались туалетные комнаты. Всё остальное пространство зала занимали невысокие кабинки для одежды и чистого белья с «карманом» для обуви. Кабинка закрывалась на ключ. Номер кабинки соответствовал номеру на стенке таза. Кабинку открывала ключом банщица, сравнив номер кабинки и номер таза. В левом торце бань была прачечная, где граждане могли выстирать бельё. При стирке в прачечной были две услуги: дешёвая и дорогая. При дешёвой услуге бельё стирали в индивидуальной сетке, и заказчик получал его влажным. Сушка и глажение были обязанностью заказчика. При дорогой услуге на сдаваемое бельё пришивали индивидуальный номер (номера продавали в прачечной по сто штук в блоке). После стирки заказчик получал бельё выглаженным в индивидуальном белом мешке с тем же индивидуальным номером» (Антипенко Б.Н. «Прогулка по Центральному району Новосибирска»).

Я прошу прощения за столь длинные цитаты, но они очень важные и ёмкие. «Приведу стоимость услуг. В упомянутых банях стоимость была различной. После денежной реформы 1947 года стоимость помывки в Центральных банях была 1 рубль. В банях на ул. Логовской - 80 копеек. Для сравнения можно сказать, что в 1948 году 1 кг пшеничного хлеба стоил 3 рубля 60 копеек, сахар-рафинад - 14 рублей, сахар-песок -12 рублей, проезд в трамвае стоил 20 копеек. Существовали дополнительные услуги за отдельную плату. Дополнительный таз - 20 копеек, взвешивание - 20 копеек. В середине 50-х годов можно было арендовать полотенце или простыню, а также мочалку. Отдельный номер стоил 3 рубля 50 копеек. В начале 50-х годов были повышены цены на коммунальные услуги. Стоимость услуг повысилась. Стоимость помывки в Центральных банях возросла до 1 рубля 60 копеек, взвешивание - 30 копеек, дополнительный таз - 30 копеек, отдельный номер - 5 рублей. Стоимость помывки в банях на Логовской - 1 рубль 40 копеек. Для сравнения следует сказать, что стоимость проезда в трамвае подняли до 30 копеек, и эта стоимость проезда существовала до денежной реформы 1961 года, после которой стоимость проезда в трамвае составила 3 копейки, вплоть до распада СССР. Цены на продукты питания снижались вплоть до 1952 года, когда стоимость 1 кг пшеничного хлеба составляла 1 рубль 60 копеек, сахара-песка - 7 рублей 80 копеек. В 50-е годы отменили плату за дополнительный таз и взвешивание, переведя процесс на самообслуживание».

Популярность бань на Каменской вполне может соперничать с Фёдоровскими, но у тех, как бы это сказать, клиентура была поинтеллигентней.

Возвращаясь назад, заметим, что в 30-х - 40-х годах в банях не парились. Бани были как бы основной частью санобработки людей. Зашёл, помылся, вышел. Причём, и само мыло было в дефиците. Мылись в основном золой из домашней печи или песком. Бывало, что песок «тёк» прямо из банного крана, вместе с водой. Краевед Вадим Капустин вспоминает: «наберешь воду в тазик, а она еле теплая, и песок на дне. Этот песок черпаешь и на себя натираешь. Так и мылись. А пока мылись, наша одежда проходила санобработку от насекомых».

Вновь обратившись к воспоминаниям внука Фёдорова Юрия заметим ещё несколько штрихов послевоенной истории Фёдоровских бань. «Всё моё детство прошло на территории бани. В 1947 году родители (бабушка умерла в середине войны) продали дедов дом за 44 тысячи рублей, видимо, нужны были деньги, и мы перебрались в один из бараков, который дед строил для сушки веников. Барак был засыпной, пригодный для жилья, разбитый на три, как мы говорили, половины, в войну в нём жили эвакуированные из Ленинграда семьи. Кстати, в войну баня продолжала работать, а на её чердаке обитали беспризорники. А ещё во дворе стояли две огромные, как бассейны, ёмкости для запаса воды, и пацаном я в них купался с друзьями. Оттуда же мы бегали подсматривать в женское отделение. Семь лет мы занимали одну из половин, а потом отец, который уже заведовал гаражом механиков, купил сруб в Ташаре и поставил его на окраине Новосибирска - на улице Выборной».

Андреевская площадь, 1958. Рис. В.А. Касаткина

Андреевская площадь, 1959. Рис. В.А. Касаткина

Время шло, Андреевскую площадь потихоньку расширяли, а в 1983-м назвали площадью Кондратюка. В 50-х съехали Фёдоровы, а 10-х исчезла и их баня. 104 года. Отслужил солдат службу долгую. С 2011-го бани не работали. Примечательно, что даже после закрытия бань около них продолжают торговать вениками. Бани не работают, а за вениками люди сюда приезжают. Один из продавцов -  Евгений Конюхов - брат знаменитого путешественника, и нужный веник из широкого ассортимента подберёт и как пользоваться подскажет.

Почти два года здание ждало капитального ремонта. Вот проект того ремонта от первого инвестора.

ООО «ГенИнжПроект»: проект капитального ремонта

«Фёдоровских бань» по ул. Советской, 36, 2011 год

Но ремонтировать старушку так и не собрались. Снести легче. «По причине слабых фундаментов». Не выдержит ленточный фундамент дополнительных этажей. Как водится в тёмных делах, люди эти узнали о случившемся по факту. «Сегодня инвестор приступил к сносу» - устало сказал чиновник. Новосибирск молча согласился. Лишь немногие  городские сумасшедшие побежали скорей делать последние фотографии знаковой страницы истории города. И не надо нам подслащивать утрату «сохранением исторического облика». Дело здесь не в святых камнях. Их не было и нет. Хотя и называли наши архитекторы здание бань «самым счастливым зданием» города, но в «перечне объектов культурного наследия города Новосибирска» его нет. Тем не менее, Фёдоровские сумели проникнуть в сердца людей и стать символом целой эпохи. Цепочка «меня туда водил отец, его - его отец, а я приведу своего сына» оборвалась. Дело в человеческой памяти. Памяти о небольших моментах счастья.

Снос Фёдоровских бань, сентябрь, 2013 (фото К. Ощепкова)

Нет больше Фёдоровских бань, сентябрь, 2013 (фото К. Ощепкова)

А сохранить эту память, символизм этих бань было бы неплохо. Алексей Гребенников, директор компании-инвестора ООО «НовосибирскСтройМонтаж» (кстати, знающий в банях толк) уверяет, что не отступит от слогана «возвращения Фёдоровских бань», обещает полное сохранение её функций и их расширение. Здесь один только бренд чего стоит! Интересно, они его зарегистрировали? Это ж можно целую индустрию развить! От Федоровских веников и мыла до Федоровской газировки и пива. Очень хотелось верить директору и надеяться, что в 2015 году, когда новые бани должны открыться, в них найдется место и мемориальному уголку, передающему историю Тех бань, её дух, её клиентов и работников.

Проекты интерьеров – управление потребительского рынка мэрии Новосибирска

P.S. Не вынесла душа поэта. Взял отца, сына, брата, племянника и пошёл… в баню. Но на Каменской. В настоящее время в состав муниципального «БХ «Сибирячка» входит 10 общественных бань плюс одна строится. Оказывается, Центральные бани на Каменской только что пережили ремонт и внутри просто сияют. Смотрите сами. (Фотографии интерьеров, представленные ниже, по моей просьбе любезно сделаны Константином Ощепковым). Это всё оригинальное, старое, включая сохранённую шестерёнку на потолке. Только вот пляжные картины да цитаты вождей исчезли. Впрочем, давно уже. А барельеф счастливых советских граждан выполнен в 1986 году художником Александром Замура.

Оставайтесь с нами. После фото есть продолжение!

 

 

 

 

В предбаннике тоже чистота. Светлые скамьи, на которых можно полежать после парилки. Кулер стоит. В принципе, на этом новшества и заканчиваются. В раздевалке беседуют несколько компашек, «здравствуйте» при входе, «до свидания» при выходе. Мы пришли в порубежное время, в будни, к 17. Народу было немного, почти все пенсионеры. К 18-ти группами и поодиночке стали подтягиваться здоровые 40-летние мужики, а к 19 и вовсе стало тесновато. В моечном отделении хоть и чистенько, но почти всё по старому. Ремонта здесь не было. Но в принципе, очень даже неплохо. Высокий потолок, большой объём. В парилке сухо. Хороший пар. Поскольку попали вовремя, удалось даже полежать на полке и попарить друг друга. Давно я сынку по попе не сёк... Те же большие краны – с горячей водой красного цвета, но с синим вентилем, с холодной водой синего цвета, но с красным вентилем. Я разок запутался и, выскочив из парилки, засунул веники под холодный кран. Удручает наличие всего лишь двух душевых кабинок. Пока любители помывки под душем мылят и смывают свои головы, из любителей просто охлонуться после парилки выстраивается очередь. На такую баню даже четырех душей маловато будет. Или хоть ушаты подвесьте. Претендовать на банщиков и массажистов было бы глупо, но мы и сами прекрасно справились – мышцы поразмяли, былое вспомнили.

Но главное - атмосферу - мы поймали. Нашлись и знатоки, и политологи. Поговорили и про утраченные Фёдоровские, и про подвал Каменских (Владимировскую никто не вспомнил, баня остаётся призраком), про Сандуны, про фундаменты и школу, про русский марш, 7 ноября и просто про наш город. И семьёй мы душевно пообщались. И снова руки в красно-белую рябушку. И истома – аж дописывать уже не могу. Лень.

«В баню входят разные, а выходят счастливые…»

Константин ГОЛОДЯЕВ

 

подкатегория: 
Average: 4.6 (9 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Сергей Федорчук
Спасибо Константин Артёмович, мне статья очень понравилась. Спасибо, что откликнулись на мою просьбу и оперативно подготовили интересный материал. Признателен. Благодарен. Рассчитываю на наше с Вами дальнейшее успешное сотрудничество.

Опубликовано пользователем Андрей Иванович
Жалко, конечно, что данный объект уже снесли. Насколько мне известно, он памятником архитектуры-то не был.

Опубликовано пользователем Афанасий
Мне тоже понравилось. По-больше бы подобных материалов в Интернете. Глядишь и читать бы начали молодые люди...

Опубликовано пользователем Kritikon2015
А меня, в детстве, по субботам, в Фёдоровскую баню тётки водили, т. Лиза и т.Клава, старшие сёстры отца. Режим работы матери в радиобюро не совпадал с банным... Мы шли долго, ..всё в гору, от Левого берега Ельцовки по ул.2-я Ленская (бывшая Турухановская), под тоннель ж.дороги, мимо Турухановской церкви, и по ул.Советской к бане. В бане огромное скопление женщин с детьми.. длиннющая очередь по номеркам на билетах. Подойдёшь, спросишь: Какой номер идёт? Оказывается, ещё 40 чел ждать... В моечном отделении всегда какой-то фон из шумов... В парилку заходить не любила, душно, жарко. А душ обожала... Возвращались всегда, с ощущением крыльев за спиной, так было легко, особенно зимой, и обратный путь шёл под горку....

Опубликовано пользователем Илья Цырлов
В родном Новосибирске ныне открыт и активно действует Музей истории города, устраивающий экскурсии по бывшим купеческим местам, выставки когда-то модной одежды и т.п. Предлагаю сотрудникам Музея также внимательно просматривать посвященные Новосибирску материалы известных в СССР журналистов, таких как Ярослав Голованов. Вот, например, исторически прелестная советская зарисовка в письме из Новосибирска, полученная Ярославом Головановым. "Я постоянный подписчик газеты «Советская Сибирь». В № 75 за 29 марта 1963 года в статье «Зоркий глаз общественного контролёра» там призывали читателей, чтобы мы сигнализировали о замечаниях, недочётах, злоупотреблениях. Я, как пенсионер и член КПСС, не могу оставаться в стороне и хочу сообщить вам некоторые известные мне факты нарушений и злоупотреблений. В бане N3 бригадиром работала Чирик Мария Георгиевна, здоровая, красивая и трудолюбивая молодая женщина. Директор бани Горбунов начал её склонять, а затем и притеснять к интенсивной половой жизни: сожительству. Но Чирик всякими путями отбивалась и, наконец, посоветывавшись с некоторыми женщинами бани, решили пригласить Горбунова к Чирик на квартиру и зафиксировать половой акт свидетелями. Когда Горбунов пришёл на квартиру к Чирик, разделся до кальсон, залез на кровать и ожидал, пока Чирик к нему подойдёт. А Чирик тем временем послала свою сестру Таню в баню, которая во время привела на квартиру Чирика Пальчикову Т.А., как председателя местного комитета, Останину Зою Яковлевну, бухгалтера бани и Хожлову Антонину Степановну, гладильщицу мехпрачечной № 3 при бане. И когда Чирик М.Г. открыла дверь и пригласила пришедших в комнату, Горбунов успел вскочить с кровати и одеть штаны. Но не успел застегнуть пуговицы, как приглашённые показались на пороге. Горбунов объясняет это тем, что его Чирик пригласила на именины. Но зачем снимать штаны на именинах, неизвестно? К сему, пенсионер Морозов".

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Спасибо, Илья. Да, есть прекрасные фельетоны и в советских, и в дореволюционных газетах

Опубликовано пользователем Гость
Был я в старой Федоровской бане в юности. Поразили меня грязь и прочая неуютность. И спустя годы попалась мне заметка в дореволюционной газете, в которой журналист описывал свой визит в Федоровские бани. И тоже описал там грязь, и перебои с горячей водой. Традиция, однако, была. А новые бани - чистые, светлые, уютные.

Добавить комментарий

Target Image