Бараба: затюканная падчерица или госпожа?

Со своей землей нужно жить в согласии

Немало жителей Новосибирской области живет в Барабе. Это наш родной край, наша малая родина. Но мало кто знает, что это за земля такая – Бараба. Но у нас есть уникальная возможность познакомиться с историей, географией, животным и растительным миром барабинской земли благодаря книге «Бараба – страна диковинная». Написал ее известный новосибирский ученый, биолог, почвенный зоолог, эколог, биогеограф, доктор биологических наук, профессор Вячеслав Генрихович Мордкович, который заведует Зоологическим музеем Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН. После всех перечисленных регалий и званий некоторые испугаются взять книгу в руки – мол, написана сложно и непонятно, много таких книг в библиотеках пылится, в частности, и про Барабу. Ан нет. На этот раз ошибутся. Книга эта не простая, а «сказание прелюбопытное для людей простых, а хоть бы и ученых, интересующихся этноэкологической историей родного края». Так прямо на форзаце написано. Это не просто научно-популярное, а научно-художественное издание, от начала и до конца выдержанное в едином художественном стиле, называемом «раешником». Так именовался во Франции балкон в театре для свободной публики. Поэтому и слог – легкий, шаловливый, забавный, нарочито упрощенный, отличающийся богатством, сочностью, ядреным словцом, но без загибов и перегибов, которыми грешит сегодня современная литература.

Прежде чем говорить о книге, представим ее автора.

Профессор Вячеслав Мордкович работает в институтах СО РАН с 1962 года: преподает в Новосибирском государственном и Новосибирском государственном педагогическом университетах; прошел в науке путь от препаратора до профессора; организатор и участник десятков научных экспедиций по Сибири; автор восьми книг и более 150 статей.

«Бараба – страна диковинная» впервые была издана в 1995 году в Ленинграде. Сегодняшнее издание - более полное, иллюстрированное - появилось в Новосибирском издательстве «Наука-Центр».

Невольно возникает вопрос: зачем известному ученому писать популярные книжки, да еще таким необычным языком? Вячеслав Генрихович следует формуле Фазиля Искандера: «Раз написалось – значит, так надо!»

– Книги пишутся, когда хочется и когда можется. Я думаю, что у меня есть обе составляющие. А причин для написания было несколько.

Во-первых, проблема сочетания глобальной универсальной культуры с культурами местными, этническими. Например, в США собрали все лучшее, передовое, прогрессивное и создали универсальную культуру. А теперь навязывают ее миру. Но не очень она подходит всем людям. Некоторые хотят жить пусть материально хуже, но по-своему, в соответствии со своим особенным духом, своей этнической культурой. А этническая культура связана с конкретной территорией, определяется природой. Вот я и решил исследовать Барабу: какие у нее особенности, чем отличается от других территорий; пытался показать природу, историю людей, какие народы жили, как к природе приспособились, что она им взамен давала, что сейчас дает.

Вторая причина, побудившая взяться за перо, – наш бедный словарный запас. Иногда слышишь на улице разговор двух людей, а не поймешь, о чем говорят. Вроде бы русские. В речи используют в основном ругательные слова, хотя и не хотят оскорбить друг друга. Зачем это делают? Просто им не хватает слов, их словарный запас очень беден, а хочется говорить красиво. Так, к сожалению, говорит большинство. А русский язык совсем недавно был богаче словами раз в десять, чем теперь. Вот и решил, используя непривычные штампы, написать книгу своеобразным языком с употреблением просторечий. Захотелось пополнить словарный запас. Людям приятно. Получил много хороших отзывов, начиная от академиков и заканчивая детьми.

И третья причина – перевести научный язык на простой. Отношение к науке у нас в обществе известное. Начиная с Петра Первого, наука в России централизованная. Ученых нужно держать в кучке – на особый случай. А теперь государство их кормить не хочет. С другой стороны, ученые – замкнутый клан. Общество не знает, чем они занимаются, потому что разговаривают меж собой на специальном заковыристом языке.

Вот и получилась книга «Бараба – страна диковинная». Все поставленные цели я выполнил. Стремился показать, что вещи взаимосвязаны. Не гонялся за экзотикой. Жизнь ведь она держится не на экзотике, а на самом обычном и привычном.

«...что ворона каркнула – Ба-ра-ба!»

Первая из четырех частей книги называется «Что за страна такая?» Здесь описывается географическое положение Барабы, история ее возникновения. «Название – что ворона каркнула – Ба-ра-ба! А происходит оно от народа особого, который в этой стороне до прихода не то что русских, но и татар проживал. Так и звался – бараба или барама. Народец был немногочисленный – всего-то тысячи три. Говорили на тюркском языке.

Почему Бараба половецкая так себя обозначила, никто уже толком не помнит. Домысливали всякое, одному путешественнику местные барабинцы так зубы заговаривали: «Кучум-де, когда его русские потеснили: местных татар с собой бежать зазывал – айда со мной!» А они ему: «Барам – погоди, значит. Оттого и Барама, то есть Бараба».

Еще известно, что Барабой на языке тюркском птицу сойку величали - рыженькая такая, вороне племянница... Есть загадка такая, что птица эта была священной для древнего людского рода, который еще задолго до татар в лесостепье между Обью и Иртышом проживал... Потому люди ее выше себя почитали, жертвы ей приносили, вроде взятки, боялись пуще жены. По ней и род назывался».

Как бы то ни было, а название сохранилось до сих пор: Барабинск, барабинцы, Барабинская низменность, Барабинская лесостепь. Вот знайте и гадайте, «откуда название чудное – Бараба?»

Какого роду-племени?

Первый человек на барабинской земле появился 14200 лет тому назад. А жили первобытные люди на Волчьей гриве, что в 60 километрах от станции Каргат. Сейчас село на этом месте называется Мамонтово. Особый интерес вызывает, «из каких племен средневековых народ барабинский произошел». Чего там только не намешалось! «Много всяких народов сквозь Барабу прошло, да от каждого малость осталась. Образовалось племя смешанное: самодийско-угро-кыргызо-кимако-кыпчакское. А в XIII веке Чингисхан неистовый с топором по степи великой прошел, велел всем покоренным народам, кто жить хочет, татарами впредь называться. Так барабинцы с того времени татарами стали».

Но разные они очень. Одни называли себя тоболик, другие – тарлик, третьи – тюмени, четвертые – барабы. Самые старожилы величали себя мон-керлы-халк. Есть еще бухарлык или сорты, чаты. Да и барабы делились на многие племена. Вера у них была языческая. Верили в себя и в духов. В лесу, на болоте вели себя скромно, чтоб хозяина не обидеть. «Березе и сосне поклоны бить на считали зазорным». Подробно описывается жизнь барабинских татар: как жилье строили, как праздники справляли, что кушать любили, как наряжались. «Молодки не хуже нынешних ногти красили свежими листьями бальзамина – в красный, а мятой гвоздикой – в желтый цвет. Зубы не белили, а, не приведи Господь, в черный цвет мазали».

«Конопатая страна»

На первый взгляд кажется, ничего особенного в природе Барабы и нет – так, озера да гривы. Но присмотритесь повнимательнее, призывает Вячеслав Мордкович, и вы увидите, что «степи, луга, лесочки, болота, солончаки, солонцы, речки да озера – все друг от дружки да еще внутри себя различаются как неродные. Луг лугу не ровня. Не каждый лес – колок. Не всякое болото – займище! Бараба разноугодьем красна». Вот и загадывает автор загадку – разобраться: как природа устроена, какие у нее секреты есть, почему она такая? Особенно много в Барабе озер – две с половиной тысячи. Среди них диковинные – Чаны, Сартлан, Карачинское морцо-озерцо, а малых – тьма тьмущая. И про каждое своя история и легенда. А растений и животных как-никак семь тысяч видов наберется.

Почему неуютно жить на барабинской земле?

Только есть у Барабы своя тайна или загадка, отгадать которую многие и не пытаются. С незапамятных времен неуютно почему-то человеку жить на барабинской земле. «Слали сюда из России людишек нежелательных. Должны они были обслуживать Московский тракт. «По нему в Сибирь попадали, по нему обратно деру в Россию давали, когда совсем невмоготу становилось. Сколько ни слали народу в Барабу, его все не хватало». Позже стали гнать крестьян помещичьих в счет рекрутского набора, а потом ссыльных. Вроде бы и деревенек прибавилось, но русские почему-то рожать в Барабе не хотели. На 65 человек мужчин и столько же женщин приходилось всего 14 ребятишек. Да и татары особенно не расплодились – три тысячи душ на 12 миллионов гектаров барабинской земли.

К концу XIX века население русское увеличилось до 127 тысяч. Только небережно с землей обращались. «Соки из землицы выжав, бросали ее, бедолагу, на произвол судьбы».

В столыпинские времена хотели этот край обустроить – силком гнали сюда хозяйственных крестьян. Сам царь земли заимел. Много сделал для преобразования Барабы генерал Жилинский.

Почему, спрашивает автор, ни один народ не смог тут хорошо обустроиться, города, крепости, церкви, дороги мощеные возвести? Даже дорога железная не помогла. Стоит сама по себе. Да и сейчас посмотри, в какой убогости народ живет. «Поселки – захудалые, деревеньки – гнилые, во дворах грязь повыше колена, пониже пупка. Дороги сопливые – только пьяный на них и удержится. Почему «Бараба осталась неприкаянная»?.. Нет ответа.

«В природу, как в Бога, уверуй!»

Вернее, ответ есть. В природе – вся соль, считает Вячеслав Генрихович. Просто не смогли пришлые люди понять ее, не смогли отгадать барабинских загадок. Вроде бы всего навалом – и дичи, и рыбы, и молока, и масла. Однако не все так просто. Изменчивая она очень – природа-то. «То ли – суета среди покоя, то ли – покой в суете». А причины барабинских причуд такие: во-первых, «дитячий возраст барабинской землицы. Всего-то за 14 тысяч лет проживали в Барабе и тундра, и тайга, и лес кудрявый, и луга, и степь».

Во-вторых, «промежуточное ее географическое расположение на громадном Евразийском материке». Бывает лето то влажное, как в Европе, то сухое, как в Монголии. А зима – то как на Чукотке, то как в Англии.

Третья причина – местное бессточье. Вовремя, в послеледниковый период, не стекла вода из-за Прииртышского увала, а теперь она и «колобродит» – то сухо, то потоп.

«А четвертая причина барабинской неугомонности – соль. Из-за нее всю Барабу нередко содовой страной именуют. При каждом потопе соли торопятся на поверхность.

Вот из-за этих-то причин, – пишет автор, – всю страну Барабу иначе как оборотнем не назовешь. Поэтому и прижились здесь изворотливые народы, «вобравшие в себя северную угорскую и южную тюркскую противоположные кровь и привычки, да русские, которым море пешком перейти по колено мелко».

Значит, чтобы была Бараба не падчерицей, а госпожой, нужно жить с ней в мире, согласии, понимании. «В природу, как в Бога, уверуй: не только ближнего своего, а и ее – не обмани, не убий; у нее, а не только у соседа своего – не укради. Вот и будет в Барабе и в душе твоей общее благоденствие», – советует Вячеслав Мордкович.

Людмила Кузменкина

категория: 
подкатегория: 
Average: 4.3 (9 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
"А в XIII веке Чингисхан неистовый с топором по степи великой прошел, велел всем покоренным народам, кто жить хочет, татарами впредь называться. Так барабинцы с того времени татарами стали". Ох, уж эти сказочки. Ох, уж эти сказочники...

Добавить комментарий

Target Image