Большой театр Сибири или Сибирский Колизей

70 лет (1945) со дня открытия в Новосибирске оперой Глинки «Иван Сусанин» театра оперы и балета.
Само здание театра уникально – по архитектуре, инженерным конструкциям, размерам. Начало его строительства – 1931 г. По первоначальному проекту М. И. Курилко, Т. Я. Бардта, А. З. Гринберга в Новосибирске (тогда – столице Сибирского края) предполагалось построить Дворец науки и культуры с совмещением трех типов театра: со сценой-коробкой, сценой-ареной, сценой панорамного типа. Но в 1936 г. здание строилось уже по другому проекту, разработанному в Московской архитектурной мастерской академика А. В. Щусева.
 
В 1941 г., с началом Великой Отечественной войны, его законсервировали, хотя строительство было практически завершено. В этот период впомещении театра хранились  сокровища Третьяковской галереи, Павловского Дворца и музеев городов, подвергшихся разрушениям. Изредка для концертов использовалась сцена – на ней выступал Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, эвакуированный в Новосибирск.
В 1942 г. правительство принимает решение о быстрейшем завершении строительства театра, и уже в феврале 1944 г. здание сдается в эксплуатацию. Тогда же начинается и формирование творческого коллектива.
 
С самого начала сложилась сильная оперная труппа: А. Кривченя, Л. Мясникова, М. Киселев, А. Гелева, В. Сорочинский, В. Арканов, П. Ульянова, Н. Куртенер, И. Штрайфель, В. Кирсанов, Н. Первозванская, Н. Дезидериева, В. Ювачева, О. Покровский, М. Собо, Л. Крупенина, Т. Зимина, С. Иванов и многие другие солисты, за короткий срок создавшие славу самому большому театру в азиатской части страны. Его так и называли – «Большой театр Сибири». У театра есть еще несколько закрепившихся названий: «Ровесник Победы» (его открыли через три дня после Победы в Великой Отечественной войне – 12 мая 1945 г.), «Сибирский Колизей» – за наличие в интерьере Большого зала подобия античного амфитеатра. Но название «Большой театр Сибири» наиболее полно раскрывает его значение.
 
С первых лет репертуарным направлением театра была классика – вначале оперная, а затем (с июля 1946 г.) и балетная: «Иван Сусанин» М. Глинки, «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата», «Аида», «Риголетто» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Корсар» А. Адана, «Лебединое озеро» П. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова и др.
 
Особая часть репертуара НГАТОиБ – отечественные сценические премьеры зарубежных произведений: «Банк Бан» Ф. Эркеля, «Ее падчерица» Л. Яначека, «Госпожа Бовари» Э. Бондевиля, балет Чжан Сяо Ху «Драгоценный фонарь Лотоса»...
 
Отечественная и зарубежная критика неоднократно отмечала в числе лучших «Легенду о любви» А. Меликова (1961), «Бориса Годунова» М. Мусоргского (оркестровая редакция Д. Шостаковича; 1962, 1990), «Дон Жуана» В. А. Моцарта (1963), «Войну и мир» С. Прокофьева (1965), «Пиковую даму» П. Чайковского (1969),  «Ромеои Джульетту» С. Прокофьева (1972), «Сильфиду» Р. Шнейцгоффера (1979), «Отелло» Дж. Верди (1981), «Спящую красавицу» П. Чайковского (1996), «Богему» (1997), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича (1997), «Молодого Давида» В. Кобекина (1998), «Лебединое озеро» П. Чайковского (1999), «Кармен» Ж. Бизе (2001), «Коппелию» Л. Делиба (2001) и многие другие постановки театра, которых за весь период существования было более трехсот.
 
Семь раз театр гастролировал в Москве, на сценах Государственного академического Большого театра и Кремлевского дворца (1960, 1963, 1967, 1975, 1982, 1990, 2003).
 
С 1957 г. труппа выезжает на зарубежные гастроли – Китай (1957, 1961), Франция (1960, 1967), Венгрия (1960), Камбоджа (1960), Польша(1961, 1987), Югославия (1961, 1990), Румыния (1965), Италия (1979, 1992), Монголия (1979), Куба (1983), Испания (1997)... С симфонической программой оркестр театра участвовал в Х Международном музыкально-театральном фестивале в Макао (1996) и II Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке (2000). Выступления театра сопровождались многочисленными откли- ками прессы, признавшими выступления сибиря- ков триумфальными
 
С театром связаны имена известных режиссеров, художников, балетмейстеров, хормейстеров. История его богата замечательными именами артистов – лауреатов Государственных премий, Всесоюзных, Всероссийских и Международных конкурсов, Национальной театральной премии «Золотая маска». Большое число артистов и деятелей театра отмечены наградами и почетными званиями.
 
Поддерживая традиции академической оперной и балетной культуры, НГАТОиБ сочетает классику с поисками новой театральной эстетики. Новосибирск – инициатор глобального международного проекта «Четыре века оперы». Фестивальный марафон «Четыре века оперы. Запад – Сибирь – Восток» проходил с 1997 по 2000 гг. под эгидой ЮНЕСКО. В его рамках состоялись российско-немецкий музыкальный фестиваль «Фауст-проект» и Международный Рождественский фестиваль с участием зарубежных гастролеров. Театр постоянно привлекает внимание импресарио и руководителей театров различных стран мира.
 
Рубеж XX и XXI вв. – яркая творческая вершина деятельности театра. В сезоне 1998/99 г. НГАТОиБ получил премии «Театр года» и «Окно в Россию»; два спектакля театра – опера «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Консерватория Бурнонвиля» – дипломанты фестиваля «Золотая маска–99», а солистка театра Светлана Савина стала первой в Новосибирске обладательницей премии «Золотая маска». Опера Владимира Кобекина «Молодой Давид» (мировая премьера состоялась на Новосибирской сцене в декабре 1998 г.) получила Диплом Национального театрального фестиваля «Золотая маска–2000» и названа «Спектаклем года»; солист Валерий Гильманов стал лауреатом премии «Золотая маска», главному художнику театра И. Гриневичу вручена премия «Художник года».
 
Важнейшее событие 2001 г. – премьера балета Л. Делиба «Коппелия» – реконструкция спектакля М. Петипа (хореограф-постановщик С. Вихарев). Спектакль признан лауреатом премии «Золотая маска–2002» в номинации «Лучший спектакль балета». Премию «Золотая маска» получила А. Жарова, исполнительница партии Сванильды. Диплом фестиваля получилглавный балетмейстер театра С. Вихарев.
 
В 2002 г. НГАТОиБ – один из организаторов Третьего международного фестиваля телеви- зионных программ о театре «Театр + ТВ» (ди- ректор и основатель фестиваля – директор теат- ра Б. Мездрич).
 
В 2003 г. опера «Кармен» была выдвинута на премию «Золотая маска–2003» по трем номинациям: «Лучший спектакль», «Лучшая сценография» (И. Гриневич), «Лучшая мужская роль» (О. Видеман). В этом же году театр стал участником культурной акции – «Год российской культуры в Германии», в которую была включена премьера оперы А. Шнитке «Жизнь с идиотом» (совместная российско-польско-германская постановка; дирижер С. Калагин, режиссер Г. Барановский, художник Д. Боровский, хормейстер В. Подъельский, балетмейстер С. Грицай).
 
Творческий коллектив Новосибирского государственного академического театра оперы и балета широко известен в нашей стране и за рубежом.
Архитектурный облик театра стал самым узнаваемым символом города Новосибирска и собирательным образом всей сибирской культуры.
Н. И. Гуменная
Литература и документальные источники:
РОММ В. В. Большой театр Сибири : О Новосиб. гос. театре оперы и балета. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 256 с. : ил.
РУБИНА М. И., ВЕРШИНИНА И. Я. Новосибирский Академический. – Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. – 160 с. : ил.
РЕПЕРТУАР Новосибирского государственного академического театра оперы и балета за 1945–1992 гг. / Подгот. Т. Г. Гиневич. –Новосибирск, 1992. – 62 с.
НОВОСИБИРСКИЙ Государственный театр оперы и балета : Альбом / Ред.-сост. И. Я. Вершинина; Фот. Э. Керзон. – Новосибирск, 1975. – 36 с. : ил., портр. – Загл. на обл.: «Новосибирский Академический».
ТЕАТР оперы и балета // Памятники истории, архитектуры и монументального искусства г. Новосибирска : Кат. в 4-х кн. Кн. 1 : г. Новосибирск. – 2-е изд. – Новосибирск,2003. – С. 103–105 : ил.
БАЛАНДИН С. Н., БАЛАНДИН В. С. Новосибирск: что остается в наследство?.. : История стр-ва и архитектура здания Театраоперы и балета. – Новосибирск : Кн. изд-во,1990. – 104 с. : ил.
ПАХОМОВА А. Пять «Золотых масок» получили театры Новосибирска // Комс. правда. – 2004. – 14 апр. – С. 6. В т. ч. – опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» НГАТОиБ.
ШАБАНОВА М. Теодор [Курентзис] реконструирует оперу // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2004. – 28 мая. – С. 21 : ил. О планах администрации театра.
ОПЕРНЫЙ: «Соперничество с Мариинкой мы выиграли» / Подгот. Я. Смелкова // Молодость Сибири. – 2002. – 24 апр. – С. 8 : ил., портр. Материалы пресс-конференции после участия в национальном театральном фестивале «Золотая маска», где балет «Коппелия» победил в номинации «Лучший балетный спектакль», а солистка балета А. Жарова – в номинации «Специальный приз жюри».
МЕЗДРИЧ Б. Борис Мездрич: Революций в театре не будет : [Беседа с директором] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2002. – 8 марта. – С. 6.
СОКОВИКОВА Н. В. Новая палитра для новой хореографии : [Беседа с хореографом] / Вел А. Журавлев // Новая Сибирь. – 2001. – 23 ноября. – С. 6.
БАЛЕТНАЯ география России : [Ист. справка] / Подгот. Г. Иноземцева // Балет. – 2000. – [№ 4]. Июль-октябрь. – С. 15–20 : ил. См. с. 17–18; ил. на с. 16.
ЕГУДИН В. Г. «Театр – не музей для хранения классики» : [Беседа с директором] / Вела Т. Гамалей // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2000. – 22 сент. – С. 18 : ил., портр.
ОПЕРНЫЙ стал театром года [в конкурсегазеты «Музыкальное  обозрение»] // Веч. Новосибирск. – 1998. – 25 дек. – С. 12.
РОВЕСНИК Победы. Наша слава и гордость : 50 лет Новосиб. гос. акад. театру оперы и балета : [Подборка материалов] / Подгот. Т. Шипилова, Т. Гиневич // Сов. Сибирь. – 1995. – 12 мая. – С. 1, 2 : ил., портр.
ЯСЬКЕВИЧ И. Новая творческая реальность // Муз. академия. – 1994. – № 4. – С. 59–65 : ил. Об оперной труппе в 1989–1994 гг.
СИДОРОВ В. Они строили дворец искусств // Сов. Сибирь. – 1993. – 10 июня. – С. 5. Воспоминания участника строительства.
НОВОСИБИРСК : Энцикл. – Новосибирск : Кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил. – Из содерж.: Гиневич Т. Г. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ). – С. 607; Баландин С. Н. Новосибирский государственный академический театр оперы и балета, здание. – С. 609.
НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Балет : Энцикл. – М., 1981. – С. 374–376 : ил.
НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета // Муз. энцикл. – М., 1976. – Т. 3. – Стб. 1007– 1008 : ил.
НОВОСИБИРСКИЙ театр оперы и балета //БСЭ. – 3-е изд. – М., 1974.  
Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год.- Новосибирск: Новосиб. Гос.обл. науч.б-ка, 2004.-140с., [10] л. ил.
 

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Сибирский Колизей - устоявшееся название? Бисер...

Добавить комментарий

Target Image