Была ли Будаговская школа на берегу речки Каменки?

Недавно, в 2014 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Роза Ветров» вышла в серии «Библиотека газеты «Аватамк» книга Юлии Шестаковой «Жизнь и судьба Григория Моисеевича Будагова: проблема исторической памяти».

В предисловии сказано, что «книга новосибирского исследователя Ю.Шестаковой об одном из отцов-основателей Новосибирска (Ново-Николаевска), российском дворянине армянского происхождения Григории Моисеевиче Будагове, построенная на архивных материалах, восстанавливает основные этапы его жизни и деятельности, в контексте эпохи, выявляет его исключительную роль в становлении города.

Издаётся к 120-летию закладки первого камня (в опору) железнодорожного моста через Обь».

Юлия Шестакова – выпускница 17-й классической гимназии города Новосибирска. Её научный руководитель – Заслуженный учитель РФ, Людмила Демьяновна Яковлева, создатель музея этой гимназии с названием «У истоков города».

Книгу Юлии Шестаковой можно оценить как серьёзную научную разработку. Автор тщательно изучила всё, что относилось к предложенной теме: «Изучение материалов о Будагове Григории Моисеевиче показывает, что в историко-краеведческой литературе и публикациях в периодической печати уделяется достаточно большое внимание его созидательной роли в развитии Новосибирска. Следует отметить фрагментарный характер имеющейся информации о жизни и деятельности Г.М.Будагова. Несмотря на выпускающуюся в Новосибирске серию книг «Будаговская библиотека», в ней нет отдельного издания, посвященного изучению его жизни и деятельности» (Ю.Ш.).

Юлия с доверием отнеслась к представленной всеми исследователями информации, в связи с чем, повторила некоторые неточности в описании деятельности Г.М. Будагова.

Документально известно, что правительственным комитетом по строительству Транссибирской магистрали установлено, что она будет разделена на Западно-Сибирскую ж.д. от Челябинска до Кривощеково с сооружением моста через реку Обь, Средне-Сибирскую ж.д. от станции Обь на правом берегу реки до Иннокентьевски (Иркутска) и далее - Уссурийская ж.д. Начальником Западно-Сибирского участка был Константин Яковлевич Михайловский, Средне-Сибирского – Николай Павлович Меженинов. Руководителем строительства моста через Обь был назначен Владимир Ильич Березин.

«Будучи уполномоченным Уссурийской железной дороги в Санкт-Петербурге, Григорий Моисеевич получил интересное предложение от В.И. Березина стать его поверенным на строительстве моста через Обь. С этого момента и начинается сибирский период жизни и деятельности Будагова. В марте 1893 года Григорий Моисеевич приезжает в Кривощеково и сразу же начинает подготовительные работы по сооружению причалов, разработке карьеров, заготовке конструкций, кессонов. (Уточним! В марте 1893 года Г. Будагов по тракту прибывает в Колывань, 30 апреля конным обозом – в Кривощеково). Спустя год, 1 июля 1894 года в присутствии губернатора, тайного советника Тобизена, строителей Михайловского и Меженинова, многочисленной публики состоялась торжественная закладка первого камня первой опоры железнодорожного моста через Обь». (Ю.Ш.) («Томский справочный листок. 9 июля 1894года. Закладка моста через Обь. Мы слышали, что 22 июля, после торжественного молебна, в Кривощековой состоится закладка моста через Обь. На торжество это, кроме Начальника работ по постройке Среднесибирской железной дороги (Н.П. Меженинов), выедут г. Начальник губернии (Г.А. Тобизен) и другие приглашенные лица»).

Констатируем, что с 30 апреля 1893 года Григорий Моисеевич Будагов служит поверенным (главным инженером) начальника строительства моста Березина В.И. В обязанности Будагова Г.М. входила подготовка всего, что было необходимо для его сооружения: устройство подъездных путей, подготовка и доставка строительных материалов, транспортных средств и оборудования. Одновременно работа с инженерным персоналом, рабочими бригадами, обеспечение их жильём, объектами быта. Например, организован санитарный отряд из молодых врачей, студентов-медиков и фельдшериц, где состоял фельдшером всем известный Николай Павлович Литвинов. Наконец, в 1894 году открылась первая школа для детей строителей. (Фотографии в альбоме Г.Будагова с подписью лично автора: «Школа Г.М.Будагова в с. Кривощекове».)

«В декабре 1894 года Будагов обращается к губернатору с просьбой позволить ему открыть на свои средства при воскресной читальне в селе Кривощёково «народную библиотеку дешёвых изданий». В 1910 году этой библиотеке было официально присвоено имя Льва Николаевича Толстова, а вдова писателя презентовала «Новониколаевской читальне», как первой библиотеке в стране, носившей имя Толстого, фотографию графа с прижизненной дарственной надписью». (Ведомости №54, 15 октября 2010 г.).

Следует отметить, что одновременно с подготовкой и началом строительства моста, на противоположном берегу реки Обь началось строительство первой на Средне-Сибирской железной дороге станции Обь. Руководил строительством станции и железной дороги талантливый инженер, начальник 1-й дистанции пути Владимир Константинович Жандр, прибывший на берег Оби 11 августа 1893 года. В 1894 году, когда произошла закладка моста, уже открылось рабочее железнодорожное движение от станции Обь до станции Болотное.

О деятельности В.К. Жандра подготовлена в издательстве «ИП Житков И.Л.» брошюра выпускника той же Новосибирской 17-й классической гимназии Павла Романова «Жизнь и судьба Владимира Константиновича Жандра».

Знаменательно, что именно судьба связала Г.Будагова и В.Жандра, этих интеллигентных и талантливых инженеров. «Когда обозначились контуры моста и был создан задел для успешного окончания стройки, Г.М. Будагов, по приказу МПС от 20 июля 1895 года, назначен младшим, а затем старшим помощником и заместителем начальника работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги Н.П. Меженинова» (Ю.Ш.). По существу, путеец Г.Будагов стал, по-современному, куратором путейца В.Жандра. А их сотрудничество началось, очевидно, когда на плечи В.Жандра легла огромная работа по переправе подвижного состава и материалов с одного берега на другой. Была тесная связь путейцев станции Обь с мостовым хозяйством Г.Будагова.

Естественно, Будагов, перейдя на новую руководящую должность, согласовал строительство школы для детей железнодорожников на станции Обь. 12 января 1896 года на подведомственной станции открылась вторая школа Будагова, запроектированная и построенная В. Жандром. Представлено «Уведомление попечителю Западно-Сибирского учебного управления от Г.М. Будагова о наличии бесплатной школы на станции Обь от 8 февраля 1896 года» (ГАТО, Ф.126, ОП.1, дело №987, Л.1).

По окончании работ на Средне-Сибирской дороге в 1899 году Будагов уезжает в Москву и возвращается в Сибирь в 1905, когда после Русско-Японской войны 1904 года было принято решение о сооружении второго пути на всём протяжении Транссибирской дороги. Управление по переустройству линии во главе с Г.М. Будаговым находилось в Томске и функционировало с 1 августа 1905 до июня 1913 года. «Модернизация магистрали свершилась благодаря огромным усилиям инженерно-технического персонала и рабочих». (Ю.Ш.).

Следующим местом приложения таланта инженера Г.Будагова стало строительство Алтайской железной дороги, когда Управление строительством переместилось из Томска в Новониколаевск, и контора строительного управления Алтайской железной дороги была построена рядом с Кабинетом Е.И.В. на улице Трактовой, некоторое время именовавшейся Будаговской. Дорога открылась для регулярного движения досрочно, 21 октября 1915 года.

«С окончанием этой стройки завершилась и сибирская эпопея в биографии Григория Моисеевича Будагова» – написала Юлия Шестакова. Имя Г. Будагова вошло в историю нашего Новосибирска: участие в строительстве моста через реку Обь, строительство двух школ, одна из которых – за рекой, вторая – на улице Владимирской, читальни для народа. Контора на улице Большевистской,7, если будет восстановлена, может быть памятником Г.М. Будагову, удобным филиалом «Музея города».

Не выдерживает критики заявление некоторых исследователей, что Будагов открыл школу где-то на берегу речки Каменки. В то время, т.е. с 1913 по 1915 год, когда Будагов служил в Новониколаевске, рядом с конторой существовали к 1908 году 3(три) школы: Первая мужская школа на улице Обской, квартал 12, дом Сергеева Ф.П. (Теперь –  набережная напротив входа в метро «Речной вокзал. Дом не сохранился); Четвертая женская школа, улица Трактовая, квартал 2, дом Самсонова С.И. (сейчас – угол Большевистской и Маковского, Офис КПРФ); Закаменская смешанная школа, три дома Истомина А.Б.. Улица Трактовая, квартал 9, (Ныне – угол Сакко и Ванцетти и Большевистской. Постройки не сохранились). (Гано,Ф.Д-97, Оп.1, д.21)

В 1911-1912 годах Андрей Дмитриевич Крячков построил в Закаменской части 3(три) прекрасные школы: на Змеиногорской улице (Улица Якушева, 21. Межшкольный учебный комбинат), На Будаговской (Трактовой) улице (улица Большевистская, 45.Областной театр «Старый дом») и на пересечении улиц Локтевской и Самарской (улицы Б.Богаткова,56, школа № 19). (Школы, которые построил Крячков. НГАХА,2012).

 Будагову не было времени заниматься школами на берегу Каменки, когда надо было строить инфраструктуру на всём протяжении Алтайской дороги от Новониколаевска до Барнаула (вокзалы, пакгаузы, служебные здания, кирпичные заводы, депо, мастерские и др.).

Уезжая в 1915 году из Новониколаевска, Григорий Моисеевич Будагов выражал благодарность городскому самоуправлению за оказанные ему знаки внимания и доброе расположение.

В.Капустин, ноябрь 2014г.

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Вопрос интересный. Уже начинали по нему разговор. По порядку: Конечно, надо вживую смотреть сами документы, на которые ссылается уважаемый автор. Полистал имеющийся у меня альбом. Фото школы рукописно подписаны по другому, без упоминания слова село, да и самого Кривощёково. На стр.9 – «1я школа, основанная… и т.д», на стр.10 – «группа учеников 1-й школы имени… и т.д.». Ещё здесь важно не соотносить грубо место с притяжательным Кривощёковская. Сам первое время искал на левом берегу Кривощёковский переселенческий пункт и Кривощёковскую почтовую контору. Каковы документы, что контора на Большевисткой, 7 открыта в 1913-м? Уточнения: А не 1 ли мая («на следующий день») прибыл поезд Будагова? В перечне школ в районе конторы вы забыли о двуклассной школе по Инской, 55. В общем, надо смотреть.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Заразился. И провидение ведёт. Попалась на глаза давно отложенная, неразобранная папочка с архивными сканами фонда Будагова. В первом же документе апреля 1895 года увидел «при устроенной им в с. Кривощёковском воскресной читальне». В с. – В СЕЛЕ! Далее – май 1896 года. «школы открытой на правом берегу реки Обь, близ села Кривощёкова для детей ...при постройке моста». Маятник качнулся вправо. Далее – 1895 осень. «Школа посещается исключительно жителями с. Кривощёкова». Влево! 1896, апрель «разрешения открытия при Кривощёковском волостном правлении воскресных чтений». А это уже Бугры! И снова Будагов. И так далее! Детектива…

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
В "Списке населенных мест Томской губернии за 1893 г." говорится, что с. Кривощековское располагается "по правую и по левую сторону р. Оби" (с. 30). "По правую сторону" - это, конечно, в первую очередь Кривощековский выселок. Но и после его почти полного сноса, в первые месяцы и даже годы существования поселка строителей моста, когда у этого поселка не было никакого официального статуса, его многие могли считать частью с. Кривощековского. Поэтому "Школа в с. Кривощековском" - это не обязательно на левом берегу.

Опубликовано пользователем Павел Романов
Но мост строился Будаговым именно с левого берега. И жил он на левом берегу. Тут еще можно сказать, что Будагов руководил деятельностью кривощековских каменоломен, а они-то точно были на левом берегу, а Жандр переправлял строительный материал с левого берега на правый. Документы, которые говорят, что в мае 1896 была открыта школа на правом берегу реки Обь, это именно школа Жандра. Да и Будагов в это время уже был начальником Жандрв в Томске и скорее всего улаживал "бумажные вопросы"

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Я не понял, из-за чего сыр-бор? В заметке уважаемого В. Капустина читаем: "Наконец, в 1894 году открылась первая школа для детей строителей (фотографии в альбоме Г.Будагова с подписью лично автора: «Школа Г.М.Будагова в с. Кривощекове»)". Больше ни слова по теме, обозначенной в заголовке заметки. Если "первая", то она должна была размещаться в новом поселке строителей моста, потому что в с. Кривощековском к 1893 г. уже существовало сельское училище (см. "Список населенных мест...", с. 30). Можно было бы обсуждать дату (Л.М. Горюшкин с соавторами относили фактическое создание первой школы в поселке к концу 1893 г.), точное местоположение. Но ведь весь поселок располагался, условно говоря, "на берегу речки Каменки".

Опубликовано пользователем Павел Романов
В "Сведениях о состоянии училища, при народной читальне в с.Кривощеково Томской Губерний за 1895 год" написано: "С сентября 1895 по ноябрь этого же года законоучителем состоял дьякон Никольской церкви с.Кривощекова" Каждый день на работу тяжело, через реку ездить. Ну как косвенный факт

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Пока в поселке не было собственной церкви, Закон Божий преподавал представитель клира ближайшей церкви. Кстати, законоучитель далеко не каждый день в школе бывал.

Опубликовано пользователем Ольга Крицкая
Уважаемые историки или краеведы, проще всего посмотреть в архиве прошение и акт передачи Народной читальни и школы при ней Алтайскому округу. Там конкретно указаны: в начале 1895 года, выселок села Кривощёково, правый берег Оби, постройка здания народной читальни, открытие в нём бесплатной школы для детей рабочих и т.д.

Опубликовано пользователем Гость
Для полноты каких документов? Не вижу никаких. Есть статья, левый берег в ней не упоминается. Насколько поняла, г. Капустин выдвигает версию, что школа построенная Будаговым на правом берегу находилась в районе станции Обь. Спорно, тогда местность на правом берегу как только не называли. Всё быстро застраивалось, названия менялись быстро и использовались разные. Бесспорно, что всё происходило на правом берегу и никак не в 1913-1915 годах (см. пред.пост). Сканы в архиве.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Вы неверно понялии статью. Школа при Оби идёт второй темой. Она бесспорна. Первой - школа у Каменки. "Сканы в архиве" - пустой посыл. Документы мы аккумулируем, чтобы одновременно разложить их и провести какой-то анализ. Документа, на который ссылается Ольга у нас нет, соотвественно он может быть не учтён. А зря. Первый разбор будем производить 9.12 на Тихомировских чтениях. Кому интересно не на словах - милости просим.

Опубликовано пользователем Федор Григорьев
Вся путаница, как уже выше было сказано, из-за названий. Долгое время историкам хотелось, чтобы Кривощеково навсегда осталось на левом берегу, так сказать не обременяя своим темным прошлым светлое будущее витринной столицы Сибири. Чистая политика. Хотя на самом деле правобережное поселение до Александровского называлось Кривощековским, во всяком случае, в официальных документах. Нам надо просто принять этот как факт, и тогда исчезнут все непонятки, в том числе и с местонахождением будаговской школы. Она была построена в Кривощеково, которое в это время находилось на правом берегу.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
И ни тени сомнения? Не всё так однозначно. Читай выше, я уже говорил, что объекты правобережья тоже назывались Кривощёковскими, но я нигде не видел упоминания С. - село. А здесь на фото учеников школы, на котором присутствует Будагов с. есть. Если принять это без анализа, то тогда ранешняя версия школы на правом берегу неверна. Но без анализов диагноз на ствят :)

Опубликовано пользователем Минина Наталья
Вопрос к Владимиру Александровичу Звереву. Вы пишите, что у поселка не было "никакого официального статуса" - имеется ввиду, что поселок долгое время был нелегальным? Заранее благодарю за ответ)

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Можно сказать и так. Нелегальный = неузаконенный, не признанный официально.

Опубликовано пользователем Минина Наталья
Спасибо, Владимир Александрович) Вообще ожидаемая версия. Все исследователи употребляют эту фразу, но без уточнения - кто должен был узаконить и в чем это "узаконение" должно было выразиться. Впрочем, я с таким утверждением совершенно не согласна.

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Узаконение должно было выразиться в отведении новому поселению земельного надела и в организации законных органов управления. И то, и другое у Новониколаевска появилось не сразу.

Добавить комментарий

Target Image