Черных Константин Александрович

100 лет со дня рождения художника Константина Александровича Черных (1923-1968 гг.).

Константин Александрович Черных родился 8 июля 1923 г. в Барнауле. Отец художника – Александр Алексеевич Черных (1878–1942) – работал в новосибирском Сибархиве. Мать – Елена Максимовна Черных (1893–1985) – воспитатель и управляющий в дошкольных заведениях.

В 15-летнем возрасте Константина исключили из школы за хулиганское поведение. «Освободившись, таким образом, от „системы”, – пишет его племянник Д.В. Черных, – Константин работал где и кем придётся (кочегаром, в артели), не помышляя о долговременном устройстве своей жизни, и – рисовал!». Осенью 1941 г. его призвали в армию, однако в феврале 1942 г. признали непригодным к воинской службе по состоянию здоровья. После возвращения из госпиталя в Новосибирск он продолжил заниматься творчеством.

С 1944 г. Черных стал работать оформителем в городских театрах. В 1946 г. в течение нескольких месяцев жил в Ленинграде и Москве, где посещал музеи и картинные галереи. В Москве познакомился с венгерским живописцем-монументалистом и рисовальщиком Б.Ф. Уитцем (1887–1972), общение с которым сыграло значимую роль в формировании творческих взглядов и манеры начинающего художника.

В 1940–1950-е гг. Черных был увлечён сразу несколькими околотеатральными темами: арлекинада, древнерусские мотивы и экзотические восточные сюжеты, подчерпнутые из народных былин и сказок, культура африканских масок, античная мифология. В записной книжке художника читаем: «Работать больше и быстрее. Не менее одного этюда и пяти рисунков ежедневно» (запись от 19 апреля 1957 г.). Е.П. Маточкин отмечает: «Ему совсем не хотелось писать реальность. Его образы были иного рода, навеянные глубокой древностью. Неясные и смутные, они возникали в полуночной темноте, подобно видениям».

В раннем творчестве художника выделяется цикл листов, посвящённых античной мифологии: композиции небольшого формата, почти миниатюрные, но при этом, по меткому выражению Е. П. Маточкина, «величественные по замыслу и монументальные по форме». Искусствовед выделяет ключевые сюжеты цикла: «битва воинов» – динамичные композиции с нервной обрывистой штриховкой, подчеркивающей состояние напряжения и неистовства боя; «скорбный реквием» – статичные композиции с застывшими фигурами женщин в длинных белых туниках, расщеплёнными по кубофутуристическому принципу на отдельные плоскости; а также сюжеты, где соединяются древность и современность.

Демонстративная эскизность античных мотивов с явными признаками монументально-декоративного подхода (ограниченная цветовая палитра, заострённая графичность, нарочитое выделение контуров фигур, разбивка композиционной плоскости на регистры, знаковая ясность в передаче статики и динамики), вероятно, обусловлена интересом Черных к творчеству монументалиста Б. Ф. Уитца. О глубоком усвоении авангардных принципов венгерского художника свидетельствуют также и вариации, посвящённые ренессансным иконографическим мотивам, в которых мы видим пирамидальную сгруппированность фигур, пластическую связь с интерьером и ландшафтом, круглящуюся воздушную графичность линий и контуров. Отметим, что язык ренессансной живописи переосмысляется Черных сквозь призму авангардной идеи синтеза искусств.

В 1950-е гг. Черных обращается к теме ангелов, зачастую вписанных в современные городские или деревенские ландшафты. В композиции «Ангелы и автомобили» (1956) посреди оживлённой городской улицы изображены ангелы, склонившиеся над усопшим. В мрачном сюжете угадываются аллюзии на образно-пластические решения художников-символистов У. Блейка, О. Редона. Лист «Ангел над городом» (1960) представляет собой декоративную композицию с обстоятельным изображением отдельных бытовых сцен городской жизни, посреди которой оказывается вытянутая фигура ангела, рассекающая её пространство по диагонали. «Ангел и трактор» (1960) – пасторальный мотив, который входит в «житийный» рассказ Черных об идиллическом мире деревни. «Вездесущие ангелы» в произведениях мастера олицетворяют «посылаемую свыше Божию благодать». В одной из его записей читаем: «Помимо дара земного существует дар небесный. Вот почему ангелов видят не все, а лишь некоторые. Я абсолютно убеждён в существовании ангелов».

В середине 1960-х гг. Черных работал над серией «Святая Русь». Искусствовед П.Д. Муратов пишет: «Костя объезжал храмы, вошедшие позже в туристическую программу Золотого Кольца. В них он пропитывался живописным духом древнерусских фресок: цветом, ритмической организованностью силуэтов, духовной содержательностью пластики, а здесь в Новосибирске, приобретённое в изучении отечественных подлинников одухотворяло его акварельную живопись».

Увлечённый христианскими образами, Черных создает листы на известные евангельские сюжеты: «Бегство в Египет» (1968), «Вход в Иерусалим I» (1968), «Успение Пресвятой Богородицы» (около 1968) и др. «Однако в них нет уже былой ангельской просветлённости; всё полно тяжёлых трагических предчувствий. Графика линий стала острой, цвет – напряжённым», – отмечает Е.П. Маточкин.

В ночь на 12 февраля 1968 г. Константин Черных скончался. «Гражданская панихида состоялась в актовом зале Новосибирского союза художников – наверное, это был первый случай чествования художника, не состоявшего в Союзе», – пишет Д.В. Черных. В свою очередь П.Д. Муратов вспоминает: «Был некролог. Была тризна. <…> Ушёл из жизни святой человек».

В.Н. Чимитов

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. МАТОЧКИН Е. П. Константин Черных. Штрихи к искусству // Константин Черных. К 90-летию со дня рождения. – Новосибирск : Деал, 2013. – С. 50–65.

2. МУРАТОВ П.Д. Не пылит дорога… // Константин Черных. К 90-летию со дня рождения. – Новосибирск : Деал, 2013. – С. 66–74.

3. ЧЕРНЫХ Д. В. Константин Черных. Штрихи к биографии // Константин Черных. К 90-летию со дня рождения. – Новосибирск : Деал, 2013. – С. 12–30.

4. ЧЕРНЫХ КОНСТАНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ : биографическая справка // Союз художников России. Новосибирск. – Новосибирск : НРО ВТОО «СХР», 2014. – С. 633.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2023 год

подкатегория: 
Average: 1 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image