Цыгане в Сибири: романсы, наркотики и «позолоти ручку»

© кадр из фильма «Табор уходит в небо»Цыгане в Сибири: романсы, наркотики и «позолоти ручку»09 Окт 2021, 10:51

Многие любят цыганские романсы, знают про гадания по руке, а некоторые инстинктивно нащупывают кошелек, когда встречаются с цыганами. Отношение к этому народу всегда было двояким. Их обожали за душевные песни и зажигательные танцы, но побаивались из-за приверженности к кочевому образу жизни и нежеланию вписываться в традиционные рамки общества. О том, как появились цыгане в Сибири, чем они занимались и как живут сейчас, рассказал доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

Тайга.инфо: Очень интересно, когда цыгане появились в Сибири. Есть ответ на этот вопрос?

— Обычный россиянин считает цыган единым народом. Но на самом деле в мире существует огромное количество разных групп цыган, которые говорят на разных диалектах, исповедуют разные религии и следуют разным традициям. Если мы говорим о Сибири, то здесь представлены такие группы цыган, как руска рома, сэрвы, крымы, кэлдэрары, ловари, люли и другие.

Самая многочисленная группа цыган — ромы — потомки тех цыган, которые оказались в России в XVII веке, переселившись из Германии. Вторая по величине группа — сэрвы — украинские цыгане. На рубеже XIX — XX веков в Сибири оказались цыгане из Румынии — кэлдерары.

Согласно исследованиям, современные цыгане считаются потомками мигрантов из Индии. Они живут по всему миру, и насчитывается их более 4 млн человек. В России цыган живет немного. По переписи 1970 года их было примерно 175 тыс., по переписи 2010 года — 220 тыс.

Впервые цыгане упоминаются в указах Анны Иоанновны, которая разрешила им торговать лошадьми в обмен на уплату налогов. Характерно, что Екатерина II причислила цыган к крестьянскому сословию. Традиционно считается, что цыгане появились в европейской части нашей страны в XVII веке. А в Сибири они оказались еще позднее.

Тайга.инфо: Но самое то первое упоминание о них в Сибири датировано каким веком?

— Первое упоминание цыган в Тобольске содержится в записках шотландского врача на российской службе Джона Бэлла. В составе посольства он посетил Персию, Китай и Турцию. А когда вернулся домой, то издал двухтомное описание своих путешествий. В нем он рассказывает о том, что в 1721 году в Тобольске собралась большая группа цыган, которые до этого странствовали по селениям и жили за счет продажи безделушек и гадания, а теперь собрались в Китай. Однако вице-губернатор им отказал, и они вынуждены были двинуться обратно на запад.

Следующее упоминание о цыганах в Сибири принадлежит секретарю и переводчику Северо-Восточной географической и астрономической экспедиции Мартину Сауэру. В своих записках он рассказал о цыганах в Тобольске, которых хотел прикрепить к земле губернатор. Но цыгане отказались и продолжили свои странствия по деревням, занимаясь гаданиями. Крестьяне же старались помочь цыганам выжить, потому что боялись, что они при помощи магии навредят их скоту.

Цыгане переселялись в Сибирь не только через Тобольск. В 1767 году они были отмечены в Оренбургской губернии. Оттуда они через Южный Урал оказывались в Западной Сибири. Переселение цыган в Сибирь активизировалось после того, как в 1759 году императрица Елизавета Петровна распорядилась выселить из Прибалтики цыган и расселить их в другие регионы страны, включая Сибирь. В дальнейшем Сибирь пополнялась преимущественно за счет ссыльных цыган. Их направляли в Тобольскую и Енисейскую губернии.

При Екатерине II были предприняты первые попытки насадить в цыганской среде оседлый образ жизни. По указу императрицы, цыгане были обязаны селиться в «удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. Надо ли говорить, что ничего из этого не вышло. Не помогло и то, что иногда мужчин отправляли на военную службу, женщин записывали в крепостные, а детей отдавали в приюты и богадельни.

Полную свободу цыгане получили в 1863 году и были уравнены в правах с русских населением. Такая свобода у цыганских общин сохранялась до революции 1917 года. C 1870-х годов прекратилась высылка цыган в восточные губернии страны. С этого времени они перешли на вольное поселение.

В итоге, как считают ученые-этнографы, в Сибири в XVII—XIX вв.еках сформировалась отдельная группа цыган, которых некоторые считают «сибирскими цыганами».

Тайга.инфо: Чем занимались цыгане в Сибири?

Когда иностранцы составляли свои записки о пребывании в Сибири, то они отмечали прежде всего то, что больше всего поражало их воображение. Поэтому они писали в основном о пестрых толпах и гаданиях. Но документы свидетельствуют, что цыгане занимались не только гаданием, а большей частью кузнечным ремеслом и ветеринарией. Плюс торговлей, перепродажей лошадей и исполнением песен.

Если посмотреть на материалы переписи 1897 года, то мы также увидим, что в это время уже встречаются цыгане, которые занимались производством и лужением металлической посуды. Таковых среди цыган Сибири было 4%. Это были цыгане-кэлдэрари, переселявшиеся из Румынии.

Тайга.инфо: Сколько цыган проживает в Сибири?

— В советский период число цыган в Сибири продолжало оставаться незначительным. По переписи 1939 года в Сибири проживало всего 6,7 тыс. цыган, в 1959 году — 9,2 тыс. Из них в Новосибирской области проживало 1,7 тыс., в Кемеровской — 1,3 тыс., в Алтайском и Красноярском краях — по 1,4 тыс.

По данным переписи 2002 года в Сибирском Федеральном округе проживало чуть больше 16 тыс. представителей этого народа. Меньше всего цыган живет в Хакасии (559 человек) и в Туве (36 человек). В Тюменской области зарегистрировано около 2 тыс. цыган, в том числе около 100 — в Ханты-Мансийском автономном округе и несколько десятков — на Ямале. Половина цыган Тюменской области живет в областном центре, остальные живут отдельными семьями по деревням.

В Новосибирской области две трети цыган проживает в городах — в Новосибирске, Черепанове, Татарске, Искитиме, Бердске. В Кемеровской области — в Новокузнецке, Прокопьевске, Мариинске и Кемерове. В Омске 80% цыган живет в областном центре, остальные проживают компактными группами в сельской местности. В Красноярском крае и Иркутской области они живут малыми группами, относительно равномерно распределяясь по всей обитаемой территории.

Тайга.инфо: Как жили цыгане в Сибири в советское время?

— После Октябрьской революции в жизни цыган произошли значительные изменения. Советская власть всеми мерами ограничивала традиционные занятия цыган — частное кустарное производство, торговлю лошадьми и скотом. Создавались цыганские сельскохозяйственные артели, затем цыганские колхозы. Но большинство цыган не смогли адаптироваться к коллективному сельскохозяйственному труду. В итоге цыганские колхозы были реорганизованы в хозяйства смешанного типа.

С введением в СССР паспортной системы в 1932 году цыгане оказались единственной группой, которая это решение просто проигнорировала. За что и поплатились. В 1933 году в Москве была проведена спецоперация, целью которой было выселение из столицы всех цыган. Их погрузили в пять эшелонов и отправили в Томск и трудовые поселки ОГПУ Западно-Сибирского края. Характерно, что задачей властей были не репрессии по отношению к цыганскому населению, а желание влить их в дружную семью советских народов, поэтому в Сибири их поселили отдельно от уголовников. Но вскоре выяснилось, что цыгане, не желая привыкать к сельскохозяйственному труду, все разбежались. Власти махнули рукой, но приняли меры к тому, чтобы в больших городах не образовывалось крупных цыганских таборов.

Конечно, цыгане, как и все остальные советские граждане попали под маховик репрессий. По указу 1944 года в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию была выселена цыганская диаспора Крыма. Также в Сибирь депортировали часть цыган из Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины.

В 1956 году была предпринята очередная попытка упорядочить жизнь цыган. Совет министров СССР принял соответствующее постановление. Цыгане восприняли его в целом положительно. Массовый выпуск товаров народного потребления снизил потребность в ремесленном труде, а сельскохозяйственная техника снизила значение лошадей — верных спутников цыган.

Экономический кризис после распада СССР привел к тому, что цыгане, которые уже стали привыкать к оседлому образу жизни, в поисках заработка вновь стали кочевать таборами.

Тайга.инфо: Многие ли элементы культуры сохраняются сегодня?

— Основной ячейкой социальной структуры цыганского сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территориальному признаку объединены в этнические общины, внутри которых сохраняются традиционный образ жизни и нормы поведения. Цыгане следуют таким нормам жизни в таборе, как обязательное подчинение власти старших, уважительное отношение к гостю.

Традиционная одежда цыган имеет свою специфику, благодаря которой цыгане всегда выделялись среди окружающего населения. Традиционная юбка относится к несшитым формам поясной одежды. Впереди юбка не сшита, то есть это кусок присборенной ткани с оборкой внизу. Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетают золотые и серебряные монеты в косы, на шее носят монисто из золотых монет. Мужчины носят жилетки с серебряными пуговицами, яркие рубашки, шаровары, сапоги, пиджак. В современном костюме национальные традиции соблюдаются отчасти у женщин.

Традиционные национальные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой; рулет из пресного теста с творогом, изюмом. Важнейшими обрядами в жизни цыган считаются свадьбы, похороны и поминки. Традиции строго соблюдаются.

Что касается религиозной принадлежности, то большинство цыган в Сибири — православные; они считают своими покровителями святых Николая и Георгия. Однако встречаются и мусульмане среди группы крымы (крымских цыган). В цыганском доме обязательно есть красный угол, в котором хранят иконы. Венчанию придается куда большее значение, чем гражданскому браку, значимее его только так называемая «цыганская свадьба»: признание союза общиной. Обычно цыганскую свадьбу играют перед венчанием. Самые почитаемые у цыган-христиан праздники — Пасха и Рождество. Цыгане сохранили веру даже в безбожный советский период, цыган-атеистов практически не встречается.

Самым страшным наказанием для цыган является изгнание из табора. Цыганский суд изгоняет из табора за большие долги, обман и супружескую измену.

Тайга.инфо: Какие проблемы сегодня актуальны для цыганских общин?

— Существует проблема с социализацией цыган в современное российское общество. Не секрет, что многие цыганские ребятишки не заканчивают по разным причинам школу. Проблему пытаются решить и сами цыгане. Так, в Тюмени местный цыганский барон Геннадий Виноградов открыл для цыганских ребятишек школу, отдав под учебный класс крыло своего особняка. Школа эта четырехлетняя, в ней обучаются 50 человек, выпускники продолжают образование в обычных городских школах. Но это скорее исключение, чем правило.

Цыганские девочки рано выходят замуж, и учиться дальше им запрещено. А мальчикам просто не нужно, ведь для цыган это является нормой жизни. Парни учатся в лучшем случае до седьмого класса, потом женятся и в школу больше не ходят — теперь им нужно кормить семью. Другая проблема связана с тем, что большинство цыган проживает в Сибири вообще без документов, в том числе без паспортов или видов на жительство. В итоге они лишены права на труд, на владение или пользование собственностью, на социальную защиту и медицинское обслуживание. Зачастую, чтобы устроиться на сезонную работу — на стройку или на уборку урожая — цыгане представляются таджиками или выходцами с Северного Кавказа. Иначе на работу их не берут.

Часто цыгане становятся жертвой представлений, что они занимаются исключительно преступной деятельностью и воруют. Так, в Искитиме в 2005 году начались поджоги цыганских домов. Правоохранительные органы бездействовали. А цыганская община в 400 человек вынуждена была уехать из города. Но подобные случаи скорее являются исключением, чем правилом.

Характерно, что и цыгане, зная, как к ним относятся, стараются не ходить в государственные учреждения и больницы. Но самое парадоксальное, они боятся, что их могут сглазить блондинки с голубыми глазами.

Тайга.инфо: О цыганских склепах на сибирских кладбищах часто пишут, что они резко выделяются своим роскошеством на фоне других могил. С чем это связано?

— Когда умирает кто-то из взрослых, то весь табор собирается для того, чтобы отдать последний долг покойнику, а также помочь в устройстве похорон. Цыгане верят в то, что душа живет в теле человека только до его смерти. После этого она странствует по земле 40 дней, а затем отправляется в «страну мертвых». Поэтому ее следовало снабдить всем необходимым для жизни в ином мире. Конечно, раньше, когда цыгане кочевали, то они хоронили покойника там, где его застала смерть — на ближайшем сельском кладбище или даже в лесу. После перехода на оседлость у цыган появилась возможность регулярно собираться на могилах предков.

Что касается тех роскошных склепов с несметными богатствами, которыми прославились некоторые кладбища в Новосибирске, то это связано скорее не с традициями и обычаями цыган, а с особенностями занятий некоторых цыганских кланов в 1990-е годы: они приторговывали наркотиками и вели между собой войны за обладание рынками сбыта. Многие погибли в этой войне. Хоронили их с помпой, сооружая целые мавзолеи на кладбищах, заполняли их драгоценностями и бытовой техникой. Большинство этих могил было вскоре ограблено. Но это скорее исключение, чем правило.

Тайга.инфо: Существуют ли у цыган общественные организации? Чем они занимаются?

— В некоторых сибирских городах были созданы общественные национально-культурные автономии цыган. Так, в Томске такая организация была создана в 2012 году. Ее основная задача — объединить цыган Томской области, помочь им советом или поддержкой, чтобы цыгане знали, куда они могут прийти и обсудить свои проблемы. А также необходимо переломить устойчивые стереотипы, которые существуют в нашем обществе относительно цыган и развеять многочисленные мифы.

Характерно, что эта цыганская общественная организация стала активным участником различных праздничных мероприятий в Томске и Томской области (активно участвуют в Дне томича, Дне России, фестивалях казачьей культуры). При автономии создан ансамбль «Томские цыгане», которые давно стали желанными гостями на различных областных мероприятиях. В планах у организации — создать этнографический комплекс «Цыганский двор». Популяризацией цыганского фольклора в Сибири занимаются ансамбли «Сибирска Рома» и «Черге» в Красноярске.

Тайга.инфо: Можно ли назвать известных сибирских цыган, которые внесли свой вклад в культуру?

— Пожалуй, самый известный цыганский исполнитель — Дмитрий Бузылёв — потомок старинного рода кочевых цыган Сибири. Правда, до сих пор неизвестно, где конкретно в Сибири он родился. Но зато хорошо известно, что он был автором и исполнителем песен в фильмах «Табор уходит в небо», «Сибириада», «Жестокий романс» и «Очи чёрные».

Кстати, в фильме «Табор уходит в небо» Дмитрий Бузылёв сыграл роль брата Рады. Он запомнился зрителям по сцене драки на ярмарке с настоящими охотничьими ножами из-за крашеной лошади. Более того, в этом фильме снялась и вся его семья, а его восьмилетняя сестра Алёна исполнила цыганскую песню «Нанэцоха», ставшую визитной карточкой этого замечательного кинофильма.

После того, как фильм с успехом прошел на киноэкранах страны, Дмитрий вместе с братьями организовал цыганский ансамбль «Табор уходит в небо», с которым объездил всю Сибирь и побывал на БАМе. Есть в Сибири и другие исполнители цыганских песен, но они менее известны широкой публике.

Подготовил Владимир Кузменкин

https://tayga.info/172326

 

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image