Дневники А.П. Васильева в фонде Новосибирской государственной областной научной библиотеки как источник по истории Сибирской интеллигенции конца XIX века

Опубликовано: Митрофанова, К. Н., Идрисова, З. С. Дневники А. П. Васильева в фонде  Новосибирской государственной областной научной библиотеки как источник по истории сибирской интеллигенции конца XIX в. // «Науки юношей питают»: исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском и социокультурном пространстве России: материалы студенческих докладов на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ и исторического факультета (Института истории, гуманитарного и социального образования) / под ред. В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – С. 118–124.

Изучение культурной жизни провинции имеет безусловное историко-краеведческое значение и проясняет некоторые моменты в развитии общерусской культуры. Согласно концепции «культурных гнезд», впервые сформулированной в работах Н. К. Пиксанова, детально разработанной Е.И. Дергачёвой-Скоп и В.Н. Алексеевым, использование областного принципа при изучении источников помогает в описании взаимообратных влияний – включения лучших образцов провинциальной культуры в общерусский исторический процесс и ответного влияния «столичной» культуры на «уездную». Под концептом «культурное гнездо», вслед за Е. И. Дергачёвой-Скоп и В. Н. Алексеевым, мы понимаем способ описания взаимодействия всех направлений культурной жизни провинции в период ее расцвета, когда она становится не безразличной тому центру, к которому тяготеет [5].

Дневники томского учителя за 1891–1892 и 1895–1896 гг. (далее – Дневники) были обнаружены в 2005 г. в Новосибирске в частном доме по адресу: ул. Ленинградская, 90/2. Дом теперь снесен. С 2015 г. Дневники хранятся в отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ).

Дневниковые записи за 1891–1892 гг. сделаны в «Календаре для учителей» на этот же учебный год (в исследуемом экземпляре титульный лист утрачен), а записи 1895–1896 гг. – в «Календаре для учителей» за предыдущий 1894/95 учебный год [8]. В Дневнике даты исправлены рукой автора. Последний «Календарь» был приобретен в иркутском филиале магазина П. И. Макушина, открытом в 1893 г. [4, c. 6–7]. О месте покупки свидетельствует печать магазина. На обороте внутреннего листа верхнего форзаца – синяя печать в прямоугольной рамке: «„Михайловъ и Макушинъ“ / Книжный магазинъ / въ г. Иркутске / Черезъ магазинъ могутъ быть вы- / писываемы все книги и ноты».

Имя автора в Дневниках не указано, но из текста мы знаем, что он был учителем русского языка в Томском Алексеевском реальном училище, секретарем Общества вспомоществования учащимся, «заведовал ученической библиотекой» [1, с. 35].

В «Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа» за 1897 г.  нами обнаружена информация о томском учителе русского языка Алексее Павловиче Васильеве, который «заведовал ученической библиотекой» [8, c. 42]. Указанная в «Памятной книжке» дата вступления в должность учителя близка к той дате, что занесена в Дневник, – «7 сентября 1891 г.» [1, с. 35]. Там же указано, что А. П. Васильев заведовал ученической библиотекой с вознаграждением 80 р. в год. В Дневниках за 1895–1896 гг. имеется запись от 29 декабря: «Пришло из округа разрешение передать в мое заведование ученическую библиотеку с вознаграждением по 80 рублей в год из спец[иальных] средств училища» [2, с. 55].

В Дневниках также встречаются записи за 1896 г., где автор называет свои псевдонимы, под которыми в газете «Томский листок» напечатаны его стихотворения. В указанных Васильевым номерах газеты от 6 января, 1 мая, 9 июня и 19 ноября  1896 г. нами обнаружены его стихотворения, подписанные псевдонимом  «Т. Орский», инициалами «А. В.» и «В». Всего в Дневниках упомянуты пять поэтических текстов. Кроме того, Васильев является автором книги «Памяти Н. В. Гоголя», изданной в Томске в 1909 г. Как известно, доход от издания (цена экземпляра составляла 10 коп.) поступил «в пользу Общества вспомоществования бедным учащимся Т. А. [Томского Алексеевского] реального училища» [3, с. 1], секретарем которого был автор Дневников, согласно его записям. Книга написана к столетию со дня рождения Гоголя.

Зная имя автора Дневников и владея описанными в них фактами, мы можем реконструировать круг общения, профессиональные и неформальные связи Васильева. В тексте Дневников названы имена издателя Петра Ивановича Макушина – основателя первой в Томске публичной библиотеки и первого в Сибири книжного магазина, одного из инициаторов создания первого в Сибири университета; протоиерея Антонина Александровича Мисюрева – «законоучителя» (преподавателя Закона Божия) Томской мужской гимназии; врача-терапевта Александра Павловича Коркунова; зоолога Германа Эдуардовича Иоганзена [2, c. 39, 56, 57]. Встречаются также имена сотрудников Томского Алексеевского реального училища: статских советников Гавриила Константиновича Тюменцева – директора училища, Петра  Николаевича Бережкова – инспектора училища, Василия Аполлоновича  Геблера – учителя французского языка, и других преподавателей [1, c. 69, 78]. В. А. Геблер был внуком Фридриха Августа Геблера – врача и выдающегося исследователя Алтая, инспектора медицинской части Колывано-Воскресенских заводов. (Большая часть книжной коллекции Колывано-Воскресенских заводов сейчас хранится в отделе ценных и редких книг НГОНБ).

Многие из названных в Дневниках людей внесли большой вклад в формирование Томска как одного из центров региональной культуры. Важную роль в этом процессе сыграло появление частной периодической печати, носившей неофициальный характер. Первым таким изданием стала «Сибирская газета» П. И. Макушина, в составе постоянной редакции которой находились лишь представители коренной сибирской интеллигенции, практически не было ссыльных интеллигентов [6, c. 129]. Позже стал издаваться ежедневный «Томский листок», в котором были опубликованы упомянутые выше стихотворения Васильева. «Томский листок» имел очень высокий для провинциальной газеты тираж, доходивший к 1896 г. до 3400 экз. (население Томска в это время составляло 50 тыс. человек).

По воспоминаниям сотрудника редакции Виктора Лидина [7], «Томский листок» по степени популярности в Томске мог потягаться с общероссийскими еженедельными журналами вроде «Нивы» и «Родины». Рост тиража был связан с появлением в газете иллюстраций. Необходимость этого нововведения Макушин объяснял «желанием дать читателю картины торжества коронации, портреты разных лиц и картины из жизни и природы Сибири». Публикации очерков о классиках русской литературы, переводов и перепечаток произведений новинок российской и зарубежной литературы сближали жителей Томска с общерусским центром и с «большой» русской литературой. Это говорит о том, что сибиряки знали и ценили великих русских писателей, хранили память даже о недолгих встречах с ними. Создание народной бесплатной библиотеки (1884 г.) стало еще одним фактором, позволяющим Томску считаться, по мнению современников, центром развития Сибири. Эта библиотека стала первой бесплатной библиотекой в России, аналогичная библиотека в Москве была открыта лишь спустя два года.

Дневники А. П. Васильева рассказывают о важных аспектах культурной жизни Томска в конце XIX в.: о формировании ученических библиотек в России, читательских интересах интеллигенции, репертуаре провинциального театра. Автор Дневников еженедельно посещает Томский театр и в своих записях указывает названия постановок (в основном, комедий и опереток), которые шли в это время в театре, иногда сопровождая их комментарием. Например, в Дневниках за 1891–1892 гг. имеется запись от 16 февраля: «Был в театре на прощальном спектакле. Шел бенефис Крылова “Бедный Ионафан”. Студенты устроили скандал, свистали и бросили на сцену веник» [1, c. 62]. Реакция общественности на эту оперетту была неоднозначной и в центральной России, и в провинции: в Ярославле, например, ее запретили к показу потому, что местного архиепископа звали Ионафаном [9]. Важен тот факт, что оперетта «Бедный Ионафан», написанная в 1890 г. Карлом Миллёкером и поставленная во время Русских сезонов комической оперы в Уфе, уже в начале 1892 г. шла в провинции – в Томском Королёвском театре.

В «Памятной книжке Западно-Сибирского учебного округа на 1916 г.» мы обнаружили более поздние данные об А. П. Васильеве: он уже является директором Омской учительской семинарии, председателем педагогического совета и действительным статским советником. Надворный советник Петр Андреевич Ивачёв (учитель механики и специальных предметов дополнительного класса) переезжает в Тюмень и становится директором Тюменского Александровского училища. Также мы нашли информацию о том, что упоминающийся в Дневниках П. Н. Бережков (инспектор училища) стал председателем педагогического совета Второй женской гимназии Петропавловска. Г. Э. Иоганзен, получив должность консерватора в зоологическом кабинете, стал преподавать в Томском университете. Интересно, что его сын, Бодо Германович Иоганзен, будучи профессором биологического факультета Томского государственного университета (ТГУ), в 1942 г. опубликовал в Новосибирске методическое руководство «Охрана рыбных запасов в водоемах Новосибирской области», среди прочих изданий по агротехнике и животноводству имевшее большое значение для агропромышленного комплекса военного времени. Сын В. А. Геблера, Иннокентий Васильевич, впоследствии стал профессором кафедры органической химии ТГУ.

В Томске остались только те представители интеллигенции, которые решили посвятить свою жизнь науке. Благодаря университету Томск развивал свой научный потенциал, но на рубеже XIX–XX вв. период интенсивного подъема культуры, в том числе и городской, в Томске подошел к своему завершению. После строительства Транссибирской магистрали город оказался в стороне от основных транспортных путей. Лишь в 1896 г. в Томск была протянута железнодорожная ветка, но она была тупиковой. Томск потерял свое значение транспортного узла, затормозилось и его культурное развитие.

Дневники Алексея Павловича Васильева, учителя словесности Томского Алексеевского реального училища, дают возможность реконструировать некоторые черты жизни сибирской интеллигенции, круг формального и делового общения ее представителей, а также выявить особенности взаимовлияния провинциальной и общерусской культурной жизни.

Список литературы

1.  [Васильев А. П. Дневник за 1891–1892 гг.] // Новосибирская государственная областная научная библиотека (далее – НГОНБ). Отд. редких и ценных книг. 145 л.

2.  [Васильев А. П. Дневник за 1895–1896 гг.] // НГОНБ. Отд. редких и ценных книг. 137 л.

3.  Васильев А. П. Памяти Н. В. Гоголя (1819–1909). Томск: Тип. Губ. упр., 1909. 16 с.

4.  Двадцатипятилетие Сибирского книжного магазина П. И. Макушина в Томске, 19 февр. 1873 – 1898 г. Томск: Пар. типолит. П. И. Макушина, 1898. 39 с.

5.  Дергачёва-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири [Электронный ресурс] // Сиб. заимка. URL: http://zaimka.ru/dergacheva-concept/(дата обращения: 27.07.2015).

6.  Жилякова Н. В. Журналистика г. Томска (XIX – начало ХХ в.): становление и развитие. Томск: Изд-во ТГУ, 2011. 446 с.

7.  Лидин В. Что читает г. Томск? // Томский листок. 1896. 20 авг.

8.  Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа, заключающая в себе список учебных заведений с указанием времени открытия, источников содержания, размера платы за ученье, числа учащихся и личного состава служащих. Томск: Пар. типолит. П. И. Макушина, 1897. 209 с.

9.  Чудновцев М. И. Церковь и театр, конец XIX – начало ХХ в. [Электронный ресурс] // Научный атеизм. URL: http://coollib.com/b/276696/read (дата обращения: 27.07.2015).

Научный руководитель: начальник отдела ценной и редкой книги НГОНБ С. М. Ермоленко

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image