Доктор балета

24 января 2017 года исполнилось 135 лет со дня рождения заслуженного артиста РСФСР, первого главного балетмейстера Новосибирского театра оперы и балета Михаила Федоровича Моисеева (1882-1955).

Отдадут ли детей в балетную студию?

Шел 1944 год. Немцы были в Одессе, в Белоруссии, в Ленинградской области. И вдруг в газете «Советская Сибирь» от 26 февраля появилось такое объявление: «Дирекция Новосибирского государственного театра оперы и балета объявляет прием в балетную студию. Принимаются девочки и мальчики от 8 до 11 лет и взрослые до 20 лет».

Несмотря на военное время, в городе сумели достроить огромное здание театра и теперь пытались создать творческий коллектив. Размеры оперного впечатляли. Одна только сцена была размером в две тысячи квадратных метров. Артисты называли ее позже «наш аэродром». Естественно, для нее требовался большой балетный ансамбль – «не менее 100-120 артистов. Но где их взять в городе, практически не имеющем театральной традиции?

Решили на свой страх и риск готовить кадры самостоятельно. Директор поначалу сомневался: «найдется ли достаточно желающих учиться в студиях, готовиться в 1944 году к профессиональной работе в музыкальном театре?» На удивление, желаю оказалось больше, чем мог принять театр. В детской группе на одно место претендовали четыре-пять человек, а через год – уже десять. Кроме того, посвятить себя балету решили некоторые рабочие и служащие с оборонных заводов, которые занимались в студии без отрыва от производства. Областной комитет ВКП(б) даже вынужден был обратиться с просьбой в народные комиссариаты, чтобы руководители заводов отпускали рабочих «в искусство». Занятия у студийцев проходили иногда даже ночью. Первым руководителем и педагогом балетной студии был солист балета Дмитрий Кирсанов.

«Стал для артистов вторым отцом»

…Вскоре в Новосибирск готовить профессиональные кадры пригласили из Еревана опытнейшего артиста балета, балетмейстера и педагога Михаила Федоровича Моисеева. Стаж его работы насчитывал уже более сорока лет. Это был коренной москвич, который еще до революции закончил Московское хореографическое училище, поработал в Московской опере Зимина, поездил в составе труппы Анны Павловой по Соединенным Штатам Америки. В советское время, не оставляя артистической деятельности, он руководил балетными коллективами в театрах Харькова, Одессы, Свердловска, поставил десятки балетных спектаклей в разных городах Союза. С его именем связано рождение семи советских балетов современных композиторов. Видимо, в Новосибирск его «бросили на прорыв». И, как оказалось, не зря.

С нашим городом у Михаила Федоровича связан самый значительный период в его творчестве. А ведь было ему в то время уже 62 года. Моисеев возглавил художественное руководство балетной студией. Балерины и танцовщики просто обожали своего учителя. Он был им как бы вторым отцом. Опекал своих питомцев, защищал от неприятностей. Если на заседании художественного совета начинали ругать кого-либо из артистов балета, Михаил Федорович неизменно «вызывал огонь на себя»: «Я виноват! Иначе следовало поставить эти движения». Или обращал внимание присутствующих на удачи: «Посмотрите, как сегодня Трубкин красиво поклонился даме. А остальные наши мальчики какие элегантные! Вспомните, какими неуклюжими увальнями они были еще недавно, когда прибегали на занятия с заводской смены».

Но и промахов не прощал своим ученикам. Развивал в них танцевальность, артистизм, воспитывал работоспособность. Среди прочих достоинств артиста балета Вера Ювачева отмечала у Моисеева «...смелoсть, умение собрать и сплотить людей... Атмосфера у нас в коллективе была удивительная. Мы стали настоящими друзьями – вся труппа. Никаких интриг, зависти, только старались помочь друг другу. Михаил Федорович заражал нас, наверное, своим личным примером, своей добротой. Он никогда не «вымучивал» артистов. Вот, скажем, идет репетиция, что-то у него не получается. Он говорит: все свободны. И мы знаем: завтра получится. Его любили, ему верили».

Первое время главный балетмейстер, которым стал Михаил Моисеев, очень помогал и оперным певцам. Им разрешалось заниматься в балетном классе, и почти все солисты ходили туда. Как вспоминает певица Наталья Куртенер, «Михаил Федорович Моисеев и его жена Клавдия Ивановна жили театром и нас приучили к этому». Этот человек вселял какую-то уверенность, с ним артисты не боялись никаких неожиданностей. Несколько раз во время спектакля отказывал механизм закрытия занавеса или самодельный световой модулятор не выключал свет. Тогда опытный наставник начинал импровизировать, вовлекая артистов, так что зрители зачастую и не замечали, что на сцене «ЧП».

Самое первое выступление артистов балета состоялось в день открытия театра – 12 мая 1945 года в опере «Иван Сусанин». Правда, это были всего лишь танцы. Из 85 балерин и танцовщиков 66 были учениками балетной студии. В первом спектакле танцевал и сам главный балетмейстер. Он исполнил партию распорядителя бала в «польском» акте. «Какой это был польский пан! Настоящий, – вспоминает его партнерша по мазурке Вера Ювачева. – Он выделялся среди остальных благородством манер, точностью позировок, эмоциональностью».

Но премьера настоящего балетного спектакля состоялась лишь через год – в июле 1946 года. Им стал балет Адана «Корсар». Это означало, что в театре наконец-то образовалась профессиональная балетная труппа. Ведущие партии исполняли опытные артисты, а кордебалет состоял из учеников. Их приходилось прятать в последнюю линию, к фонтану. Поэтому даже появилось обидное прозвище «водянки». Но впоследствии из этих «водянок» выросли прекрасные артисты и даже ведущие солисты.

«Большой спектакль для маленьких детей»

Через год, в 1947 году, поставили «Лебединое озеро».

Сразу же после этого взялись за постановку «Доктора Айболита». Это был первый балет, чья сценическая жизнь началась в Новосибирске. Музыку написал молодой композитор Игорь Морозов. В ней «не было ни кудахтанья, ни кукареканья и других подражательных элементов, которыми часто грешили композиторы, пытаясь изобразить животных. Радовало тематическое и интонационное богатство, умение создавать характеристики мелодическим и ритмическим рисунком. В музыке чувствовалась жизнь».

Моисеев убедил актеров, что они не просто исполнители, а соавторы. Чтобы лучше изучить «походки», повадки, привычки зверей, главный балетмейстер ходил с артистами даже в зоосад. Затем актеры сами придумывали необычные движения, сочиняли биографии своих героев, рисовали костюмы... Михаил Федорович любил самостоятельность в актере, поощрял творчество. Балерина Вера Ювачева, которой досталась роль Лисы, рассказывала, что однажды, придя на репетицию, главный балетмейстер сказал ей: «Вера, ты знаешь, я себя неважно чувствую, попробуй одна сегодня что-нибудь». Музыка настолько увлекла балерину, что она за вечер сама придумала всю вариацию. Моисеев одобрил. Художник, который оформлял спектакль, даже назвал Лису «парижанкой», а композитор Морозов подарил рыженькой плутовке ноты с посвящением: «...лучшей исполнительнице...».

Работа завораживала, доставляла радость, все хотели принять участие в спектакле. Характерной особенностью было то, что второстепенных ролей попросту не было. Для каждой сочинялись танцы, отрабатывалась характерная пластика. Танцев хватало всем: Ослику, Собачке, Петуху, Коту, Волку. Многим запомнилось выступление Медведя, который так выразительно танцевал, хотя и был одет в теплый костюм, сшитый из двух медвежьих шкур.

В спектакле было много задействовано детей – учащихся студии. Они танцевали страусят, цыплят, обезьянок, пионеров. Все непременно хотели участвовать. Моисееву пришлось даже установить очередность. Он прекрасно понимал, что детские мечты должны воплощаться в жизнь.

Очень яркие образы получились в «Докторе Айболите» у девочки Тани, Варвары, Бармалея, дрессировщика Капитони. Но, пожалуй, самым запоминающимся был сам Доктор Айболит в исполнении Михаила Моисеева – «полный такой человек в белой панаме, очень добрый, с юмором. Настоящий детский доктор. И сердился он не сердито, и грозил не всерьез. Видимо, Михаил Федорович любил детей, животных, вообще все живое. На сцене он буквально излучал эту любовь». В новом балете впервые применили спецэффекты – светящиеся краски. В сне Танечки летали и светились в темноте цветы, бабочки, жар-птицы. Зрители были в восторге.

В 1948 году новосибирскому спектаклю «Доктор Айболит» присудили Государственную премию СССР. Его поставили в других городах: Москве, Ленинграде, Свердловске, Перми, Куйбышеве, Челябинске и даже во многих странах мира. А на сцене новосибирского театра он шел 40 лет! За эти годы состоялось более 400 представлений, и все – с аншлагом.

Его провожали ученики

В следующем году Моисеев обратился к классике: поставил балеты «Раймонда» Глазунова и «Фадетта» Делиба. Последней его работой на сцене Новосибирского оперного театра стал «Аленький цветочек» на музыку советского композитора Корчмарёва. Моисеев здесь исполнял партию отца Маши, а ведь ему в то время было уже 67 лет!

3a пять лет работы в театре главный балетмейстер, кроме балетов, поставил еще танцы в oпeрах «Иван Сусанин», «Кармен», «Севастопольцы», «Русалка», «Аида», «Демон», «Царская невеста», «Князь Игорь». Кроме того, создал сценические версии опер «Запорожец за Дунаем» и «Травиата».

В 1948 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1955-м — заслуженного артиста Литовской ССР. После Новосибирска опытный артист и педагог работал балетмейстером Вильнюсского театра оперы и балета. А в нашем городе он оставил множество своих учеников и добрую память о себе. Во многом благодаря ему расцвел огромный оперный театр, который стал в ряд лучших в нашей стране и в мире.

Летом 1955 года Новосибирский театр оперы и балета впервые гастролировал в Москве. «Второй отец» не мог не приехать, чтобы посмотреть на своих «детей». Но случилось так, что во время этих гастролей он умер. В последний путь главного балетмейстера провожали его ученики – артисты новосибирского балета.

Людмила Кузменкина

Фото с сайта http://novat.nsk.ru/theatre/theatre/history/

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image