Экскурсия по краеведческому музею

В преддверии нового года Новосибирский государственный краеведческий музей распахнул свои двери после реставрации.

Строили, строили и, наконец, построили…

Этого события новосибирцы и гости города ждали почти год. Музей обещали открыть к новому 2015 году, но не получилось. Показывая обновленный музей журналистам, директор Новосибирского государственного краеведческого музея, кандидат исторических наук Андрей Шаповалов сказал:

– Есть такая пословица: «Ремонт нельзя завершить, его можно остановить». Мы, наконец-то, остановили наш ремонт. Все сложности и недоделки, которые не мешают приему посетителей, мы отложили до весны.

Ремонт – это сложное дело и обвинять кого-то, что мы не открылись раньше, нельзя. Это не потому, что плохо работали, а потому, что накопилось много проблем. Здание оказалось намного сложнее, чем мы предполагали. «Вылезли» такие проблемы, о которых и не подозревали. Когда вскрыли потолок в колонном зале, сразу выяснилось, что по тому проекту, который существует, его починить нельзя. Немедленно была сделана экспертиза, которая показала, что проект нужно корректировать. Девять месяцев мы ждали, чтобы была сделана нормальная конструкция потолка. Я всегда был за то, что лучше медленнее, но качественнее. Сегодня мне не стыдно, это – отличный музей. Мы сделали такой ремонт, который подходит и нам, и горожанам.

Напомним, ремонт здания бывшего Городского торгового корпуса начался в 2010 году со строительства подземных галерей, в 2011 году надстроили утраченную башенку. В 2012 году музей был закрыт для посетителей, а экспонаты переместили в одну треть здания, освободив для строителей оставшуюся часть. По мнению директора музея Андрея Шаповалова, это было рискованное решение – оставить музей на своем месте. С одной стороны, здание нельзя было полностью освободить для строительных работ, приходилось перетаскивать музейные экспонаты с одного места на другое. Но, с другой стороны, музей сэкономил на переезде. Для того, чтобы перевезти музейные коллекции в другое помещение, самым дешевым и самым опасным для коллекции способом, потребовалось бы 40 миллионов рублей. Если «по-человечески», то 180 миллионов рублей. Директор музея нисколько не жалеет, что музей остался, потому что была возможность видеть все недостатки строителей и вмешиваться в процесс, когда нужно.

Всего на реставрацию и приспособление здания под нужды музея ушло 187 миллионов рублей, цифра довольно скромная. Первоначально речь шла о 350 тысяч рублей, но денег таких музею не дали.

Прежде всего, здание реставрировали, то есть, восстанавливали то, что относится к уникальности здания, является предметом охраны, одновременно приспосабливая его под нужды музея. Работа была проделана грандиозная: полностью поменяли все коммуникации, сделали новое отопление, новую электрику, новую охранную и пожарную сигнализацию. В музее есть даже система пылеудаления, система кондиционирования воздуха. Все это сделано по современным музейным стандартам, насколько хватило средств эти стандарты выдержать. Кроме того, появился более просторный гардероб, расширилась кассовая зона.

– Музей могут посещать и инвалиды, для них доступна вся экспозиция. В музее есть приспособленный грузовой лифт, специальные туалеты, пандусы. Проблема в том, что к зданию сложно подъехать. Хотя музей выделил специальные парковки для инвалидов на городской земле, но это ничего не значит, город не готов к работе с инвалидами, – прокомментировал Андрей Шаповалов,

Экспозиция и выставки развернулись на трех этажах музея на площади 2,5 тысячи квадратных метров.

Сегодня открыта только одна экспозиция в цокольном этаже, на строительство которой ушло полтора года, и 11 выставок. Постепенно, в течение нескольких лет, в краеведческом музее будет готовиться стационарная экспозиция.

Планируется, что в 2016 году музей посетят примерно 200 тысяч человек.

«Сибирь в древности»

Экскурсию по обновленному музею провел сам директор краеведческого музея Андрей Шаповалов.

Осмотр начали с его любимого места – отреставрированного цоколя здания, где раньше ничего не было. Сотрудники музея сделали настоящую большую музейную работу. Здесь в пяти залах разместилась стационарная экспозиция «Сибирь в древности». Экспозицию построили перед открытием, и она проработает практически без изменений в течение десяти лет.

– «Сибирь в древности» предполагает показ не столько наших знаний по древности, сколько наших незнаний, – комментирует директор-экскурсовод. Мы все знаем, что бесписьменная история, а история Сибири фактически бесписьменная, имеет большие лакуны и там больше вопросов, чем ответов. На примере археологических и этнографических коллекций мы показываем то, что знаем.

Залы располагаются не в хронологической последовательности, как это обычно принято, они показывают отдельные сибирские миры. Основная идея экспозиции - показать не хронологическое развитие отдельных народов Сибири, а дать комплексную картину жизни целых регионов: скотоводов-кочевников на юге Сибири, земледельцев в долинах Оби и Енисея, охотников и рыболовов в таежных зонах, оленеводов на крайнем севере. Развитие этих культур прослежено в залах - от палеолита до этнографической современности.

Первый зал называется «Охотники и рыболовы». Он рассказывает о первых людях, которые появились в Сибири в эпоху неолита, примерно 5-7 тысяч лет назад. Эти охотники и рыболовы жили здесь до прихода русских и живут после. Коренные народы ханты, манси, селькупы, которые по хозяйственному типу являются охотниками – их наследники.

Здесь можно проследить как развивались охотничьи технологии, начиная от первых каменных наконечников стрел до первых ружей, можно узнать на кого они охотились, какие были у них ловушки и т.д.

Следующий зал посвящен земледельцам. Земледелие появилось на территории Сибири примерно в эпоху бронзы, это середина II тысячелетия до нашей эры. Его мы отслеживаем, в основном, по археологическим находкам. Земледелие существовало в том или ином виде у многих коренных народов, особенно тех, которые живут на юге Сибири. Существовали даже собственные земледельческие технологии, о которых рассказывается в зале. Здесь можно увидеть самую раннюю земледельческую керамику различных культур эпохи средней бронзы. На некоторых керамических изделиях есть геометрический орнамент и даже древние солярные символы земледелия – меандр и свастики. В этом зале последовательно рассказывается не только о том, как появилось собственно земледелие, но и о связанных с ним культурных фактах, например, об обработке первых металлов – бронзы, железа.

Интересен «мир женщины», то, чем занимались женщины, начиная с древности и заканчивая современностью. Это и женские наряды, и украшения, и даже…курительные трубки.

– А этот зал повествует о скотоводах-кочевниках, которые появились в Сибири в скифскую эпоху, в 5-7 веках до н.э. Позже здесь жили тюрки, монголы, и эти витрины повествуют об их культуре. Это были, в основном, воины, захватчики, грабители. Но у них тоже была культура, которая сильно отличалась от земледельца. Они создавали поселения, имели свои мастерские. Но жизнь их была несколько другая – вокруг коней, войны. Эти кочевники являются таким прообразом кентавра, земледельцы их так и воспринимали – всадник на коне. И они сами себя так воспринимали. В зале музея есть даже, так называемое, погребение с конем.

 

Когда умирал хозяин, коня убивали и тоже помещали в могилу. Считалось, что конь вместе с человеком должен отправляться в загробный мир, чтобы там верно служить ему. Такие погребения характерны, в том числе, и для Новосибирской области и всего юга Сибири. Они были в скифское, тюркское время. Это древняя кочевая традиция.

Вот казахский воин. А это дубина для охоты на волков. Воины хана Батыя, которые когда-то пришли покорять Россию, большей частью были вооружены луком, стрелами и такой дубиной, которую называли палицей, но на самом деле это большая дубина.

В краеведческом музее показывают, как выглядела юрта: много ковров, яркого цвета. Такое наше восприятие кочевого мира.

Самый любимый зал директора музея Андрея Шаповалова – зал, где показан крайний север, культура оленеводов. Оленеводство для Сибири играло очень важную роль, хотя, как тип хозяйствования появилось гораздо позже. Краеведческий музей формировался в 20-е годы XX века, поэтому располагает очень хорошими этнографическими коллекциями по северным коренным народам, которые создавались в это время.

– Все, что вы здесь видите – это подлинники 20-30-х годов. Например, женская нижняя одежда. На ней много железа. Оказывается, оно нужно для двух вещей. Во-первых, когда женщина ходит, железо гремит и в тундре это далеко слышно. И ни один неместный мужчина сюда не пойдет. Но гораздо важнее то, что гром железа желтого цвета отгоняет злых духов. А женщина, с точки зрения менталитета коренных народов, существо нечистое и, чтобы к ней вредные духи не слетались, она их сразу отгоняет. Плюс, если посмотреть, это не просто какие-то железки, это – кресало, кремень, ковырялка для курительной трубки. У нее не было карманов, но все что нужно, она носила с собой, прямо на нательном белье.

В музее очень хорошая коллекция культуры эвенков. Пожалуй, одна из лучших в стране.

Это эвенкийские нагрудники.

– Кафтан эвенков больше похож на фрак – узкие плечики, рукавчики, сам не меховой. Это говорит о том, что эвенки – южане, которые пришли на север, адаптировались к новому скотоводству, приручили оленей и перешли на новый тип хозяйства. Для Сибири это очень важная культура. У нас очень большая коллекция эвенкийских нагрудников. Это нагрудники разных кланов, разных народов. Каждый из этих народов имеет собственный нагрудник и по этому нагруднику можно считывать откуда прибыли эвенки, к какому роду они принадлежат. Кроме того, нагрудники есть мужские и женские. Где плоско обрезаны – это женские, где клин – там мужской. Это такая общая архетипическая черта. Нам удалось выставить практически всю коллекцию.

 

- Шаманский костюм и бубен. Он принадлежит тафаларам. В течение 300 лет численность этого народа остается примерно одной и той же – около 300 человек. Они живут очень локально в Саянских горах. Их материальная культура даже в музеях известна очень мало, но у нас есть такие вещи.

-  Вот еще один очень редкий шаманский кафтан. Мы придали специальную позу, чтобы сохранить этот кафтан. Дело в том, что металл на спине весит 8 кг, если его поставить, он порвет старую кожу.

В цокольном этаже музея после ремонта появился мультимедийный информационный центр по этнографии и археологии Сибири. Здесь можно посмотреть фото, видео-фонды – все то, что хранится в музее по истории коренных народов Сибири.

Андрей Шаповалов пояснил, что музей имеет гигантские коллекции, которые выставить нет никаких шансов, поэтому их решили показывать посетителям в мультимедийном виде. Коллекции будут постоянно пополняться, а зал будет также использоваться для локальных выставок. Например, к концу полевого сезона 2016 года здесь появится выставка новых полевых находок.

Хороший повод – показать коллекции

На первом этаже краеведческого музея в ближайшее время расположится постоянная экспозиция «История Новосибирской области». К сожалению, к открытию музея после реставрации, музейные работники ее просто не успели подготовить.

– Открытие музея мы назвали «Открытие коллекций». Мы бы хотели показать то, что раньше не было шанса и повода показать. Музей хранит очень много предметов. На сегодня их насчитывается примерно 250 тысяч единиц. В обороте – в экспозициях и выставках бывает 3-5%. Все остальное храним и стараемся выставить, но повода нет. А сейчас открытие музея и пустые залы – хороший повод показать то, что мы не показывали раньше. Поэтому сотрудники краеведческого музея подготовили 11 выставок, которые сейчас и представляем, – прокомментировал директор музея.

1914 год

Одна из выставок на первом этаже посвящена войне 1914 года. Она была подготовлена еще в декабре 2014 года, к открытию музея, но обстоятельства не позволили отрыть музей и показать новую выставку. И хотя юбилей прошел, выставку решили оставить, потому что она получилась очень качественной и информативной. На ней 350 экспонатов из фондов музея, а также предметы из частных собраний. Многие из них представляются широкой аудитории впервые.

Особое место на выставке занимают подлинные военные фотографии жителя Новониколаевска Ивана Циклинского, прошедшего всю войну в составе 5-го Сибирского стрелкового полка и запечатлевшего повседневные картины солдатской службы. Выставка посвящена сибирякам, которые участвовали в Первой мировой войне.

Сузун. Монетный двор

Следующая выставка с виду очень легкая, но рукодельная. Она посвящена Сузунскому медеплавильному заводу и Монетному двору.

– Сначала хотели просто выставить нашу коллекцию сибирской монеты, но решили, что не все понимают, что это такое, – рассказывает Андрей Шаповалов. К тому же, история Сузунского медеплавильного завода очень важная страница в истории Новосибирской области. С понятием Сузунский медеплавильный завод связано все новое, все передовое. Завод был первым заводом на этой территории. Здесь были первые рабочие, первая интеллигенция, первые серьезные управленцы, первые строительные технологии. Чтобы понять масштаб, мы сделали макет. Я очень благодарен нашему музейному художнику Марине Пастернак, которая три месяца мастерила этот макет по карте. Это очень точный 1:220.

Так выглядело поселение медеплавильный завод. Потому что завод – это целый поселок. Это сам медеплавильный завод, в отдельной ограде – Монетный двор, плотина, у плотины пруд, где лишнюю воду с пруда сливали по сливам. И сейчас в Сузуне есть сливы, плотина, пруд. В доме, где жил управляющий, сейчас краеведческий музей. 

На витрине  показана продукция Сузунского Монетного двора. 

Также специально для этой выставки по чертежам XVIII века была собрана полноразмерная функционирующая модель так называемой «толчеи для сору». Сор – это та смесь, которую добавляли в медеплавильную печь, для того, чтобы связать вредные примеси. Как правило, это был известковый камень. Но в начале его нужно было растолочь.  Эта толчея работала. Технология очень простая. Каждый желающий может привести в движение механизм толчеи и почувствовать себя работником старейшего промышленного предприятия, находящегося на территории современной Новосибирской области.

Выставка «Прошу к столу»

– А эта музейная выставка о еде. Она называется «Прошу к столу». Но на самом деле это выставка о том, как выглядели кухонные интерьеры или гостиные интерьеры, где принимали пищу. Более 200 предметов из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея объединены в одном выставочном пространстве. Праздничная и повседневная посуда, кухонные принадлежности и раритетная бытовая техника, мебель гостиных и столовых создают неповторимый колорит разных эпох. Это кусочек мещанского быта, это – купеческого быта. Про себя мы иногда называем эту выставку «Еда и музыка», потому что в каждом разделе стоит свой собственный музыкальный аппарат и играет ту музыку, которая была в то время.

Это начало 20 века.

Этот уголок – 20-30-е годы, довольно суровый советский быт первых лет.

Это кусочек сурового военного времени.

А дальше пошли «жирные», сытые, как тогда казалось, 50-е годы. Многие помнят буфеты, телевизоры, торшеры.

И советское «махровое», застойное время, 60-70-годы. Вот так выглядела сахарная голова, такой был плиточный чай. Очень аскетичная посуда, но при этом черная икра. И жизнь тогда проходила на таких аскетических кухнях, где не только ели и пили, но встречались с друзьями, пели и т.д.

Проект: Восстановление

В залах Новосибирского государственного краеведческого музея впервые представлена обширная коллекция классического архитектурного рисунка - так называемые учебные «отмывки», созданные студентами-архитекторами в Новосибирске в 1942-1951 годах. Здесь показаны проекты студентов, которые были эвакуированы в Новосибирск во время Великой Отечественной войны и которые проектировали светлое будущее. Например, Музей-панорама Великой Отечественной войны для Киева, это 1942 год, когда Киев был еще оккупирован. Некоторые проекты можно брать и строить по ним сейчас.

Среди масштабных студенческих работ, так и оставшихся «бумажной архитектурой» - здания Музея Победы в Новосибирске, Киеве и Одессе. Конкурс на проектирование которых был объявлен Союзом архитекторов СССР еще 1942 году, за три года до победы над фашизмом.

Эта выставка рассказывает, чем занимались новосибирцы во время Великой Отечественной войны. Выставка о том, как работали заводы и какую продукцию выпускали. Вы видите льномялку, шерстобитную машину для того, чтобы катать войлок. Это подлинная наковальня с завода «Труд», которая реально работала во время войны. Ну и наша продукция: минометы, снаряды и т.д.

«История Новосибирской области»

Это кусочек стационарной экспозиции, который нам удалось построить –экспозиция о Новосибирске и Новосибирской области в 50-е годы. Мы начинаем ее со смерти Сталина, аскетичного деревенского быта. Показываем развитие. Так выглядели городские интерьеры в 50-е годы. После 1956 года появились такие роскошные китайские женские халаты. Здесь мы рассказываем о культуре, о социальном быте и т.д. Стационарную экспозицию дополняют различные мультимедийные вещи, в данном случае показывают Арнольда Каца, который в это время создавал свой оркестр и специальный выпуск, посвященный смерти Сталина.

Здесь в расцвете 60-е годы. Все помнят, что в интеллигентных семьях тогда висел портрет Хэмингуэя. Телевизоры, кресла тех лет.

Дальше мы рассказываем о Новосибирской области. Один из стендов посвящен миллионному жителю. В экспозиции рассказывается о культуре, приезде Хрущева, о различных событиях, которые происходили в стране и в которых участвовали новосибирцы. Для Новосибирской области знаковым событием было освоение целины и потому целине посвящается отдельный рассказ. Даже есть подарки, которые присылали целинникам.

А это ностальгический уголок. Примерно так выглядела средняя новосибирская квартира в 60-е годы. На стене подлинная фотография, по которой собрали экспозицию.

Выставка «Дорогие мелочи»

– Это выставка предметов, которые не было повода показать. Все мы в течение жизни обрастаем какими-то вещами. Некоторые, совершенно бессмысленные, становятся нам дороги. Мы их храним, мы их любим. А потом часть из этих вещей, известных и неизвестных, оказывается в музее. И в музее у них начинается новая жизнь, как правило, пыльная жизнь хранилища. А нам бы хотелось показать эти предметы, слегка их оживить. Здесь мы представляем редкие вещи, которые нам поступили от известных и неизвестных сибиряков.

Например, серебряные футляры для приветственных адресов принадлежали Косыгину. Сотрудники музея старались подобрать вещи, которые дороги не только как память, но и ценны сами по себе, как памятник искусства. Здесь есть довольно редкие образцы стекла, фарфора.

Многих удивит кабинетный рыцарь. До революции кабинетные рыцари были довольно популярны в буржуазной среде. Сейчас – это музейные редкости.

В большом колонном зале елка и выставка уличной моды

После реставрации преобразился и большой колонный зал. До революции это был зал городских собраний. Он олицетворял само это здание, которое в 1911 году построил Андрей Дмитриевич Крячков.

По фотографии 1943 года была воссоздана новая люстра.

– Сейчас в этом зале две параллельные выставки. В центре – новогодняя елка, украшенная игрушками 50-60-х годов. Елка многофункциональный центр: и центр зала, и центр века. Именно так должна была выглядеть елка в середине 20 века. Но новогодняя красавица здесь будет стоять не всегда.

Это место в музее определили под витрину, в которой выставлен мундир архитектора Крячкова, его диплом 1937 года, который он получил на парижской выставке. Это единственно подлинные вещи, которые остались в краеведческом музее. Мы считаем, что эти вещи должны занимать центр этого зала.

Еще в музее сделали выставку уличной моды, где собрали костюмы горожан и горожанок, которые жили в Новониколаевске-Новосибирске на протяжении 20 века – от начала века и до 80-х годов.

На выставке представлены более 150 предметов одежды, обуви и модных аксессуаров из фондов музея. Обладатели этих вещей - представители различных классов, сословных групп и профессий.

Андрей Крячков - архитектор, автор здания, в котором проходит выставка, Клавдия Полянская - учитель гимназии, Софья Бахарева - супруга купца, Нина Мамаева - народная артистка СССР, Нина Покровская - военврач, Елена Батурина - первый диктор Новосибирской студии телевидения, Александр Покрышкин - герой Великой Отечественной войны и маршал авиации СССР.

 

Это подлинный мундир Александра Покрышкина, рядом свадебное платье его дочери. Глядя на эти вещи, можно себе представить, как генерал Покрышкин ведет дочь в ЗАГС.

Чуть позже, в большом колонном зале, как и прежде, будут проходить концерты.

Выставка «Восточная коллекция»

Внимание посетителей привлекает выставка «Восточная коллекция».

– Это то, что мы хранили много лет и практически ничего не выставляли, то, что поступало в музей с 20-х годов прошлого века: коллекция буддийской пластики, японских наград времен Второй мировой войны…

 

Когда-то китайские торговцы ехали в Сибирь и везли все подряд: письменные приборы, напольные вазы, дорогой фарфор. Это все то, что в начале века приезжало на арбах, в том числе и в Новониколаевск. В 50-е годы в СССР хлынул всевозможный ширпотреб из Китая.

История страны в медали

– Интересна коллекция фалеристики, по которой можно изучать историю страны. Здесь выставлены памятные юбилейные медали из фондов музея. На выставке впервые представлены 270 памятных медалей - это лучшие образцы медальерной коллекции Новосибирского государственного краеведческого музея, насчитывающей более 1,5 тыс. экземпляров.

Одна часть выставки – дореволюционные медали. Другая – советские медали. Они посвящены царям, князьям, известным событиям (полет в космос, Великая Отечественная война и т.д.).

Среди них 77 медалей XVIII-ХХ веков, переданные в фонды музея из Государственного Эрмитажа в 1989 году, а также серебряные медали рубежа XIX-ХХ веков, поступившие в фонды музея в 1920-1930-е годы, более 800 юбилейных, памятных и сувенирных советских медалей из подаренной музею личной коллекции Юрия Павловича Белова, первого секретаря Новосибирского горкома комсомола в 1959 - 1961 годах.

Эта выставка интересна тем, что медали показаны с двух сторон. Сделать это было крайне трудно. Но сотрудники краеведческого музея нашли решение, использовав для этой цели зеркала.

Новосибирскому краеведческому музею впереди предстоит еще много дел: незаконченные строительные работы, сооружение стационарных экспозиций, обновление выставок… Но самое главное – он нужен, востребован, любим! И лучшее доказательство тому – полные музейные залы во время зимних каникул.

Часы работы музея: будние дни с 10:00 до 18:00, выходные с 11:00 до 19:00, в понедельник и вторник музей закрыт для посещения.

Бесплатные обзорные экскурсии (по музейным билетам) проводятся ежедневно в 12:00 и 16:00.

Стоимость билетов:

Выставки (первый и второй этажи) - 120 руб. / Льготный билет (дети и пенсионеры) - 50 руб.

Экспозиция (цоколь) - 80 руб. / Льготный билет (дети и пенсионеры) - 50 руб.

 Семейный билет (весь музей):

Двое взрослых и один ребенок - 300 руб.

Двое взрослых и двое детей - 400 руб.

Для детей до 6 лет посещение музея бесплатно

Подготовила Людмила Кузменкина

 

Добавить комментарий

Target Image