Город Колывань

22 июля 2022 года исполнилось 200 лет со дня учреждения города Колывани (1822).

22 июля 1822 г. при образовании Западного управления Сибирской губернии был учреждён «из Чаусского острога» город Колывань.

Новое Управление на карте Сибири появилось благодаря реформе М. М. Сперанского, назначенного в 1819 г. сибирским генерал-губернатором. 26 января 1822 г. Александром I был подписан указ «О разделении сибирских губерний на Западное и Восточное управления»: к Западному управлению отошли Тобольская и Томская губернии, а также Омская область, к Восточному – Иркутская и вновь учреждаемая Енисейская губернии и Якутская область. Летом 1822 г. появляются указы, регламентирующие управление губерниями: 22 июня – «О преобразовании сибирских губерний по новому учреждению», 22 июля – «Учреждение для управления сибирских губерний». К последнему указу прилагались «Устав об управлении инородцев», «Устав о сибирских киргизах», «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутном сообщении», «Устав о сибирских городовых казаках», «Положение о земских повинностях в сибирских губерниях», «Положение о казённых хлебных запасных магазинах» и «Положение о разборе исков по обязательствам, заключаемым в сибирских губерниях обывателями разных сословий». Как считают историки, основной задачей реформ Сперанского было обеспечение поступления в казну доходов путём подъёма производительных сил Сибири, развития торговли и товарно-денежных отношений. Что касается Колывани, то эта реформа способствовала постепенному развитию экономики и городского хозяйства Колывани.

История Колывани начинается с Чаусского острога, который строился для обороны Западной Сибири от набегов кочевников. Строительство острога началось 29 июня 1713 г. на берегу реки Чаус по поручению томского коменданта Р. А. Траханиотова, данному местному дворянину Дмитрию Лаврентьеву. Острог существовал примерно полвека, но поскольку кочевники ни разу не нападали на него, а граница Российской империи в Сибири сместилась к середине XVIII в. на юг, то острог пришёл в запустение и служилые люди покинули его. Однако в Чаусском остроге продолжали жить крестьяне, а сам острог напоминал большое село. На генеральной карте Колыванской губернии, составленной в 1786 г., Чаус был обозначен как «острог Чаусский» на западном берегу реки Чаус. Примечательно, что Бердский острог на данной карте фигурирует как «место, назначенное под город Колывань».

Связано это было с тем, что в 1783 г. в Сибири было учреждено три наместничества (губернии): Тобольское, Колыванское и Иркутское. Столицей Колыванской губернии согласно указу Екатерины II от 12 мая 1783 г. стал бывший Бердский острог, переименованный в город Колывань. Но Колыванская губерния просуществовала недолго и была упразднена 12 декабря 1796 г., а её территория была разделена между Тобольской и Иркутской губерниями. Но названия Колывань бывший Бердский острог одновременно с ликвидацией губернии не потерял, некоторое время здесь действовал Колыванский городовой магистрат, который в 1797 г. превратился в Колыванскую ратушу (тот же магистрат, но провинциальный).

Новую жизнь острогу дал Московско-Сибирский тракт, который прошёл через Чаусский острог в конце XVIII в. Население, давно уже занимавшееся сельскохозяйственным трудом, занялось торговлей и ремеслом по изготовлению предметов для обеспечения жизнедеятельности тракта. На крестьян Чаусского ведомства была возложена обязанность поставлять по очереди или по подряду подводы для ямской гоньбы. Положение острога оказалось очень выгодным: пересечение Оби, в которую впадала река Чаус (бывшая полноводной и судоходной в те времена) и Московско-Сибирского тракта привело к тому, что бывший острог стал торгово-экономическим центром региона. Имеется информация, что после того, как Чаус был объявлен уездным городом Колывань, планировалось возвести его в статус губернского города вместо Томска, но по разным причинам этим планам не суждено было осуществиться.

Поселение, по-прежнему называвшееся Чаусским острогом, постепенно росло. В 1799 г. оно стало центром прихода церкви Богоявления, которая первоначально была деревянной, а в 1816 г. была заложена каменная церковь.

После превращения Чаусского острога в город Колывань двести лет назад – в 1822 г. – в городе появились богадельня, две лавки, питейный дом, соляная лавка, окружное казначейство, присутственные места, почтовая контора, полицейское управление, окружной и земский суд. Через Колывань кроме торгового пути проходил также путь ссыльных и каторжан в Сибирь, а сама Колывань стала местом ссылки.

Однако город располагался в неудачном месте – с конца XVIII в. частые наводнения привели к тому, что купцы стали объезжать город по гористой местности в восьми километрах к югу от первоначального размещения острога. И тогда горожане добились переноса города в то место, где и проезжали купцы. С 1844 г. началось постепенное перемещение города на новую площадку, а на месте бывшего города осталось село Чаус. Но жители Колывани долго не желали переселяться с насиженного места, и властям даже пришлось принять «энергичные меры», чтобы ускорить этот процесс. Но в итоге, к 1859 г. в селе Чаусском остался 91 двор, в то время как в перенесённой на новое место Колывани – 258. Но к этому времени Колывань из уездного города стала заштатным.

Население города в эпоху его расцвета быстро росло. Так, в 1826 г. в Колывани проживали 800 человек, а в 1846 г. – уже 1 200. В 1858 г. в городе был всего лишь 2 251 житель, а к 1897 г. их количество составляло уже 11 703 человека (что сравнимо, например, с Курганом, насчитывавшим 10 300 жителей, или Бийском с 17 200 жителями; однако, это значительно меньше, чем в Барнауле – 21 000 горожан или Томске – 53 000).

Сооружение Транссибирской железной дороги в конце XIX в. привело к окончательному упадку экономического процветания Колывани.

В. Г. Кокоулин

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ГОРБАЧЁВ В. Г. Город Колывань: историко-архитектурный очерк // История городов Сибири досоветского периода (XVII – начало ХХ в.). – Новосибирск: Наука, 1977.

2. МИНЕНКО Н. А. По старому Московскому тракту. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. – 118 с.

3. МАТВЕЕВА Л. Л., Гусаченко В. Л. Колывань историческая. – Новосибирск: Наука, 1996. – 117 с.

4. КАТИОНОВ О. Н. Московский тракт и его

жители в XVII–XIX вв. – Новосибирск, 2004. – 340 с.

5. ЛОБАНОВ М. Ю. Колывань-Чаус на старых картах и чертежах // Освоение и развитие Западной Сибири в XVI–ХХ вв.: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Чаусского острога. – Новосибирск: Государственный архив Новосибирской области, 2013. – С. 90–93.

6. ПОЛЕВА В. П. Административные метаморфозы Колывани // Освоение и развитие Западной Сибири в XVI–ХХ вв.: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию Чаусского острога. – Новосибирск: Государственный архив Новосибирской области, 2013. – С. 184–187.

7. ГЕРГИЛЕВ Д. Н., Дуреева Н. С. Роль реформ М. М. Сперанского в управлении Сибирью // Вестник Томского государственного университета. – 2016. – № 413. – С. 88–93.

Фото с сайта https://chemodanus.ru/small-towns/siberia/kolyvan/

http://archive.nso.ru/sites/archive.nso.ru/wodby_files/files/page_29/kalendar_2022.pdf

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2022 год

 

 

категория: 
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image