Город Обь

50 лет с получения статуса города.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 06.05.1969 № 731/5 рабочий пос. Обь Новосибирского района Новосибирской области преобразован в город районного подчинения с сохранением за ним прежнего наименования. К 1970 г. численность населения г. Оби достигла 21,9 тыс. человек [1]. Постепенно менялся облик города.

С июля 1972 г. Толмачёвская фабрика бытового обслуживания населения была преобразована в Новосибирский районный комбинат бытового обслуживания населения. В разное время в структуру предприятия входили: швейное ателье, трикотажный, обувной, галантерейный цеха, цех ремонта бытовой техники, столярный цех, часовая мастерская, парикмахерские № 1, № 2, № 3, № 4 (последняя находилась в аэропорту «Толмачёво» и работала круглосуточно), приёмные пункты химчистки, прокатный пункт, диспетчерская, автопарк. Практически в каждом населённом пункте Новосибирского района находился Дом бытовых услуг или комплексный приёмный пункт предприятия.

1 сентября 1972 г. в г. Оби была открыта детская музыкальная школа с контингентом учащихся 30 человек. Для обучения взрослого населения при школе была открыта вечерняя музыкальная школа. На начало первого учебного года на дневное отделение было принято 27 учащихся, из них 15 человек по классу фортепиано и 12 человек по классу баяна и аккордеона. Первоначально школа не имела собственного здания и занятия проводились в помещениях городского Дома культуры «Строитель». В начале 1975 г. сдано в эксплуатацию собственное здание школы, которое представляло собой одноэтажный деревянный дом, в котором размещались 8 комнат для занятий, концертный зал на 80 мест, раздевалка и кабинет директора.

В 1974 г. образован Дорожно-эксплуатационный участок № 79 Управления автомобильной дороги Омск — Новосибирск, с дислокацией в г. Обь, на базе которого в 1978 г. создано Дорожное ремонтно-строительное управление № 2 Западно-Сибирской автомобильной дороги. На протяжении 25 лет предприятие возглавлял Махновец Николай Гаврилович.

К 1975 г. Новосибирский Сантехзавод № 4 треста «Сибсантехмонтаж» был отнесен к промышленным предприятиям V категории. Завод обеспечивал изделиями монтажные управления треста «Сибсантехмонтаж», находящиеся в городах: Новосибирске, Омске, Барнауле, Бийске, Рубцовске, Кургане, Тюмени, Барабинске, Нижневартовске и др. Кроме того, завод по плану Главпромвентиляции производил отгрузку фасонно-канализационных изделий и ливнесточных воронок для других трестов и даже стран (Камбоджа, Турция, Индонезия, Монголия и др.). На 01.01.1976 численность работников завода составляла 338 человек [2].

24 ноября 1979 г. в городе открылся самый большой универсальный магазин «Обь». Его общая площадь составляла 2088 кв. м, а площадь торгового зала — 900 кв. м. За пять лет (1980-1984) универмагом продано товаров на сумму 19 млн 666,7 тыс. руб. [3].

В конце 1979 г. сдано в эксплуатацию здание Дворца культуры «Крылья Сибири» со спортивным залом, которое было в ведении Толмачёвского авиационного предприятия. В 1986 г. во Дворце работали 18 кружков художественной самодеятельности с охватом 250 человек и клуб юных техников [1].

С 1983 г. в городе организована пожарная служба — одна пожарная машина и команда. До ввода в строй пожарного депо она дислоцировалась на территории производственной базы Комбината коммунальных предприятий и благоустройства. В декабре 1990 г. здание бывшего ДК «Строитель» на улице О. Кошевого передано под строительство пожарной части. В 1993 г. началась реконструкция здания, в 1994 г. пожарные переехали в новое депо, на вооружении пожарной части находилось два пожарных автомобиля и 35 человек [4].

В 1989 г. в Оби зарегистрировано 382 предприятия и организации, среди которых: 4 дневных общеобразовательных школы, Дом культуры, 3 библиотеки, 2 больницы, 3 поликлиники, 3 муниципальных магазина и др. учреждения. Градообразующими предприятиями и организациями были: Толмачёвский авиаотряд Гражданской авиации, Новосибирский Сантехзавод № 4, Новосибирская передвижная механизированная колонна-135, Обская геофизическая партия, Опытная путевая машинная станция № 19, Новосибирское районное производственное управление бытового обслуживания населения, ресторан Толмачёвского аэропорта, Обское дорожное ремонтно-строительное управление, ГП «26-й авиационный ремонтный завод».

Во исполнение Указа ПВС РСФСР от 19.05.1989 № 11746-XI решением Новосибирского облисполкома от 26.05.1989 № 201 г. Обь Новосибирского района отнесён к категории городов областного подчинения с сохранением за ним прежнего наименования.

В 1990 г. в городе образованы Прокуратура г. Оби и Государственная налоговая инспекция по г. Оби, в 1992 г. — Обской городской народный суд, в 1993 г. — Отдел федерального казначейства Министерства финансов РФ по г. Оби, в 1996 г. — Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Обь, в 1998 г. сформирован Отдел судебных приставов.

1 марта 1991 г. открыта начальная школа г. Оби, с количеством учащихся 641 человек. Для организации учебного процесса имелись: 15 учебных кабинетов, столовая, спортивный зал, актовый зал, кабинеты логопеда и психолога, библиотека. Школа полностью была обеспечена учебно-наглядными пособиями, мебелью, укомплектована кадрами [5].

В апреле 1992 г. в г. Оби начал работать таможенный пост Новосибирской таможни, который расположился на втором этаже «старого» аэровокзала аэропорта «Толмачево», коллектив состоял из 10 человек. Объёмы международных перевозок увеличивались, и небольшой таможенный пост уже не мог справляться со стоящими перед ним задачами, несмотря на то, что численность сотрудников возросла до 50 человек. В январе 1994 г. образована Толмачёвская таможня, находящаяся в аэропорту «Толмачево» — единственная за Уралом «воздушная» таможня. Начальником назначен Жучков Анатолий Иванович [6].

В 1992 г. Толмачёвский объединенный авиаотряд разделился на три самостоятельных предприятия: аэропорт «Толмачёво», авиакомпания «Сибирь» и Запсибаэронавигация. Аэропорт «Толмачёво» входит в десятку крупнейших в России, в 1992 г. он получил статус международного.

Решением 14-й сессии территориального Совета депутатов г. Оби первого созыва от 30.06.1998 установлен День города — третье воскресенье июня [7].

Решением 18-й сессии территориального Совета депутатов г. Оби первого созыва от 18.03.1999 утвержден проект герба г. Оби. Он стал основой для современного герба города, утвержденного решением 22-й сессии Совета депутатов г. Оби первого созыва от 30.09.2004 № 211. Решением 22-й сессии Совета депутатов г. Оби первого созыва от 30.09.2004 № 212 утвержден флаг г. Оби [8]. Герб и флаг города внесены в Государственный геральдический регистр Российской Федерации за № 1595 и 1596 [9].

В 2003 г. здание разрушенного Гарнизонного дома офицеров, построенного в 1938 г. передано Новосибирской епархии, которая при поддержке администрации Новосибирской области за период 2003 — 2007 гг. провела масштабные восстановительные работы крыши, стен, окон и коммуникаций.

27 сентября 2007 г. на здании установлен православных крест, а с 1 октября 2007 г. приступила к занятиям первая группа студентов Новосибирской духовной семинарии. 26.04.2008 архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон совершил малое освящение православного храма при новосибирских духовных школах, и храм открыл двери для прихожан города [10].

31 августа 2007 г. в полном объёме открыто движение по автомобильной дороге г. Новосибирск — аэропорт «Толмачёво» протяженностью 11,4 км, строительство которой началось в 1997 г. Строительство велось по обводненной местности, 50 % насыпи земляного полотна дороги возведено методом гидронамыва из песка оз. Медвежьего. Через р. Власиха построен железобетонный мост длиной 47,2 м, шириной 21 м, построено 16 остановочных автопавильонов, в г. Оби построены четыре подземных пешеходных перехода, надземный пешеходный переход над авто- и железной дорогами [11].

В 2008 г. был подведён газ к жилым домам частного сектора северной части города, в 2009 г. — к домам южной части.

25 сентября 2010 г. введена в эксплуатацию взлётно-посадочная полоса-2, сертифицированная по II категории ИКАО, которая может принимать любые типы воздушных судов в сложных метеоусловиях. Строительство полосы велось 23 года. Первым судном, приземлившимся на ВПП-2, стал Airbas 320 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс № 807 Москва-Новосибирск) [12].

Кроме главной Транссибирской железнодорожной магистрали, которая разделяет г. Обь на две части — северную и южную, город пересекает автодорога федерального значения Челябинск — Иркутск («Байкал»). Географическое положение города определяет его развитие как мультимодального транспортного узла.

В 2017 г., благодаря привлечению инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства г. Оби, выполнена модернизация систем теплоснабжения города: построено четыре газовых котельных и проведена реконструкция и замена тепловых сетей.

За историю г. Оби 22 жителям, внёсшим значительный вклад в общественную и культурную жизнь города, присвоено звание «Почетный гражданин города Оби».

На 01.01.2018 численность населения г. Оби составляет 29499 человек, трудовые ресурсы — 17467 человек. Город занимает территорию 2195 га.

Социально-экономическое развитие г. Оби характеризуется положительной динамикой. Более 50 % оборота предприятий всех отраслей приходится на транспортную отрасль. Это ведущий сектор экономики города. Он представлен авиационным и автомобильным транспортом.

На территории города осуществляют деятельность 880 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 550 индивидуальных предпринимателей.

Основным доходным источником в бюджете г. Оби является налог на доходы физических лиц, доля которого в собственных доходах за 12 месяцев 2017 г. составила 73,5%.

Главой г. Оби с 20 февраля 2015 г. является Мозжерин Александр Александрович.

Н.В. Повелко

ИСТОЧНИКИ

1. ШИЛОВСКИЙ М. В., Шиловский Д.М. Воздушный причал Сибири. Очерки истории аэропорта Толмачево, 1957 — 2007 гг. — Новосибирск: Издательский дом 000 «Студия Визуальных Решений», 2007.

2. ОАС г. Оби, Ф. 3, Oп 1, Д. 18, Л. 58, 83.

3. УНИВЕРМАГУ «Обь» 5 лет: буклет. — Новосибирск, 1984.

4. ОАС г. Оби, Ф. 1, Oп 1, Д. 431, Л. 9, Д. 557, Л. 217.

5.ОАС г. Оби, Ф.1, Оп.1, Д.568, Л.46.

6.ТОЛМАЧЕВСКАЯ таможня, 1994-2009 гг.: буклет. – Новосибирск, 2009. – С.4-5.

7.ОАС г. Оби, Ф.57, Оп.1, Д.13, Л.40.

8.ОАС г. Оби, Ф.57, Оп.1, Д.17, Л.106, Ф. 68, Оп.1, Д.25, ЛЛ. 25, 31.

9. КОШЕЛЕВ А. В., Журавков А. Ю. Официальные символы Новосибирской области и муниципальных образований, входящих в ее состав. — Новосибирск: 000 «Альфа-Порте», 2012. — С. 94.

10. АЭРО-СИТИ: еженед. газ. г. Обь.— 2010. — № 2 — 48.

11. АЭРО-СИТИ: еженед. газ. г. Обь. — 2008.

12. АЭРО-СИТИ: еженед. газ. г. Обь.— 2007. — № 1 — 41.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1.ОБЬ// Города России. – М.,2006. – С.324

2.Мой любимый город: [спец.вып.о людях и делах г. Обь] // Комсомольская правда. Новосибирск. –2005. –№70 (30 апр.). –С.1-8 (вкл.).

3. ОБЬ: [Новосиб. обл.]. — Новосибирск, 2003. — 8 с.: ил., фот.

4. СТЕПАНОВ В. М. Город расправляет крылья // Советская Сибирь. — 2001.— №239 (19 дек.). — С. 2: ил., портр.

5. СЕМЕНОВА Л. Позади — век и впереди – век: г. Обь // Советская Сибирь. — 1997.— № 178 (16 сент.). — С. 2: ил.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2019 год

 

категория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image