Грицюк Николай Демьянович

10 февраля – 100 лет со дня рождения Грицюка Николая Демьяновича (10.02.1922, с. Преображенка Приморского края – 28.05.1976, г. Новосибирск), советского художника, живописца и графика.

Творческие поиски новосибирского художника Николая Демьяновича Грицюка выходят за границы пространства сибирского искусства. Это связано с тем, что основные коллизии его биографии и логика формирования его художественного языка в значительной степени были обусловлены характером общих социокультурных процессов позднесоветского периода. Однако при очевидной обусловленности временем Грицюк демонстрирует и особое, выпадающее из контекста эпохи, мировидение, воплотившееся в неповторимой авторской манере, во множестве выразительных приёмов, в живом отклике на современные ему события и явления. Поэтому, вероятно, его творчество остаётся актуальным и сегодня: и зрители, и художники, погружённые в визуальный мир акварелиста, вступают с ним в безмолвный продуктивный диалог.

В юные годы Николай Грицюк был участником Великой Отечественной войны. Это предопределило его дальнейшую судьбу как человека, принадлежащего к особому социокультурному сообществу – фронтовому поколению, для которого характерны бескомпромиссность, принципиальность, романтические ожидания и в то же время чувство разочарования и растерянности, вызванное несогласием с противоречивыми событиями и явлениями послевоенного времени. Прошедший «армейские университеты» фронтовик в 1946–1951 гг. учился на художественном факультете Московского текстильного института, в учебной программе которого сохранялись установки авангардного искусства 1920–1930 х гг. Благодаря опосредованному влиянию художественного метода А. В. Куприна и наставлениям преподавателя В. В. Почиталова, пластические ценности и устремления, открытые авангардистами в начале XX в., проявились в полной мере в зрелом творчествеН. Д. Грицюка.

В начале 1950-х гг., после окончания учёбы и кратковременного пребывания в Ленинграде, Грицюк возвращается в Новосибирск, чтобы начать работу по созданию журнала мод в местном Доме моделей. В годы хрущёвской оттепели он окончательно убеждается в том, что смыслом его жизни является изобразительное искусство, и в 1955 г. вступаетв Союз художников СССР.

В конце 1950-х – начале 1960-х гг. Грицюк создает акварельные серии с образами Новосибирска и Москвы. В его ранних произведениях одновременно проявляются черты романтического импрессионизма и зарождающегося «сурового стиля». Для многих документальных образов новосибирской серии характерны наивность и оптимизм, в них отражается интерес художника к повседневности и городскому быту, а суровая правда проявляется в осмыслении мотива каменских домиков, в экспрессионистическом образе которых обнаруживается противоречивость последствий урбанизационных и индустриальных процессов, охвативших Новосибирск в то время.

В начале 1960-х гг. Грицюк погружается в творческое исследование ландшафтов Переславля-Залесского, Прокопьевска, Ленинграда и других городов, в духе авангардной живописи переосмысляет и трансформирует запечатлённые ранее московские и новосибирские мотивы. Некогда скованный нормативными сюжетами и конфликтами образ города освобождается от соцреалистических установок и обогащается индивидуальными переживаниями художника. Возникают праздничные, карнавальные образы узорчатой Москвы, а улицы Ленинграда утопают в фантасмагоричном столпотворении антропоморфных машин, горожан и замерших в пульсирующем пространстве биоморфных объектов. Лишённые романтической интонации, сюрреалистические напряжённые образы Грицюка сугубо экспрессивны, метафоричны и гротескны.

На рубеже 1960–1970-х гг. в творчестве мастера намечаются кардинальные изменения: преодолев предметный мир городских сюжетов, он окончательно погружается в мир собственных фантазий и допущений и создаёт полуабстрактные композиции без названий. В некоторых иносказательных по духу абстракциях он затрагивает и болезненные для своего времени политические вопросы.

Период внутренней неустойчивости завершился для него инфарктом в 1969 г., после которого Николай Демьянович долго восстанавливался, а в 1975 г., во время творческой поездки в Таллин, снова тяжело заболел и попал в больницу. Пребывая в мучительном состоянии, он, тем не менее, продолжает заниматься творчеством: едет в Крым, где создает пессимистически окрашенную натурную серо-голубую «Крымскую сюиту». В конце своего творческого пути Грицюк вновь обращается к миру города, который интересует его не в конкретных проявлениях, а в обобщённом виде – город как метафора.

Мастерская Николая Грицюка, оказавшегося, как и многие художники позднесоветского периода, в ситуации «вненаходимости», стала центром притяжения для людей, интересующихся искусством. За беседами и спорами формируется стихийное «сообществосвоих». Его мастерскую на улице Советской, в частности, посещали молодые В. С. Бухаров и М. С. Омбыш-Кузнецов, в будущем – известные новосибирские художники. Главным ориентиром в их творчестве стала заложенная в произведениях Грицюка визуальная идея постижения мира с помощью форм, цвета и пластики. Так, выступая живым транслятором художественной памяти об эпохе авангарда, Грицюк во многом предопределил дальнейшие пути развития новосибирского искусства.

В. Н. Чимитов

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. МАНИН В. С. Николай Грицюк. – М. : Советский художник, 1973. – 144 с.

2. НИКОЛАЙ ГРИЦЮК: человек и художник. – Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 1987. – 168 с.

3. СЕНЯВСКАЯ Е. С . Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. – М. : РОССПЭН, 1999. – 383 с.

4. НИКОЛАЙ ГРИЦЮК : каталог : в 22 т. – Новосибирск, 2006–2010.

5. МИЗИАНО В. Сообщества застоя // Это было навсегда. 1968–1985 : альбом. – Москва : Государственная Третьяковская галерея, 2020. – С. 56–61.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2022 год

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image