Их подвиг равен фронтовому

Новосибирцы отличились во время войны

Новосибирская область во время войны находилась в глубоком тылу, но на заводах и фабриках, на полях колхозов женщины и подростки тоже совершали подвиги.

Уже в первые дни войны в газете появилась передовая статья «Фронт и тыл неделимы», в которой ставилась задача оставшимся в тылу женщинам и подросткам «…великим трудом выполнять свой священный долг перед страной». Появились и первые лозунги: «Все фронту, все для фронта! Все для обороны Родины! Все для победы над подлой фашистской гадиной!».

30 июня 1941 года вышло постановление бюро Новосибирского горкома ВКП(б): взамен ушедших на фронт мужчин принимать на предприятия членов их семей. Около восьми тысяч женщин пришло в первые месяцы войны на заводы, фабрики, на транспорт. Им пришлось срочно осваивать «мужские» специальности: машиниста, шофера, слесаря, сталевара, фрезеровщика, электросварщика.

Георгий Васильевич Пашков, ветеран Великой Отечественной войны, вспоминает: «Никто нас особо не воспитывал, но мы были патриотами. Наше поколение было сильно духом. Когда началась война, мне было 16 лет, учился в школе. Сестра с братом добровольно ушли защищать Родину. Я вместе с товарищами обратился в Октябрьский РВК, чтобы нас призвали в армию. Вместо этого направили на работу на завод-комбинат N 179 («Сибсельмаш«). Чтобы добраться из Октябрьского района до завода, нужно было вставать в шесть часов утра — не опоздать сесть в электричку. За все годы войны работа железнодорожного транспорта была отлажена по минутам. Сейчас можно только удивляться, какая была дисциплина во всем!

Питание было очень скудным. Обносились до предела. На заводе выдавали брезентовую обувь на деревянной подошве. Не было даже трусов и носков. Со всем этим мы, мальчишки и девчонки, мирились, и никто из нас не возмущался, зная, что солдатам на фронте еще тяжелее».

Несмотря на все трудности и бытовые неудобства, труженики тыла не просто работали, а перевыполняли в несколько раз нормы, устанавливали мировые рекорды, вносили рацпредложения, создавали фонд Победы.

За себя и за товарища

Уже в июле 1941 года по инициативе слесаря завода имени Чкалова И. Левякова развернулось движение под лозунгом: «Работать за себя и за ушедшего на фронт товарища». К началу 1942 года в Новосибирске было 3800 двухсотников, выполнивших норму за себя и товарища. К лету 44-го число двух- и трехсотников превысило 13 тысяч человек. В марте 1942 года появились тысячники.

Токарь-стахановец инструментального цеха «Сибметаллстрой» Павел Ширшов, реконструировав станок, дал за смену более десяти норм — 1078 процентов дневного задания. Позже он выполнял до двадцати норм. Вслед за ним фрезеровщик Микин выполнил задание на 1363 процента. Число тысячников-ширшовцев непрерывно росло.

Летом 1943 года началось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «фронтовая бригада». Это было очень почетное звание. В документах говорилось: «Называться фронтовой — это значит работать в тылу так, как бойцы сражаются на фронте; это значит все силы, все знания, все умение отдавать производству, выжимать из техники все, что она может дать». В Новосибирске первой это звание завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода имени Чкалова. К маю 1945-го звание фронтовых было присвоено 1775 бригадам города.

Комсомольцы решили работать по примеру Е. Барышниковой — бригадира фронтовой бригады Московского подшипникового завода. Не снижая выработки продукции, работать меньшим числом человек, переводя освободившихся рабочих на другие участки. Таким образом 267 бригад Новосибирска высвободили 643 рабочих, не только выполняя производственные нормы, но и намного перевыполняя их.

Бригады постоянно участвовали в социалистических соревнованиях. Чтобы победить, нужно было выполнить одиннадцать условий: месячный план — к 25-му числу, нормы выполнять от 175 до 300 процентов (в зависимости от профессии), не иметь брака, экономить 15 процентов металла, топлива, овладеть двумя-тремя смежными специальностями, да еще проводить коллективные посещения театров и кино.

Мировой рекорд по кирпичам

26 октября 1941 года, работая на одной из строек Новосибирска с двумя подручными, каменщик Семен Максименко установил мировой рекорд. Он сумел уложить за смену 12800 кирпичей, что составило 1020 процентов нормы. А ровно через полгода Максименко установил новый мировой рекорд по кирпичной кладке — 44 тысячи штук за смену. Это было уже 3140 процентов нормы. И каждый из пятидесяти вспомогательных рабочих, занятых с ним, выполнял по три с половиной нормы. Раньше мировой рекорд принадлежал американскому каменщику Голливуду, который укладывал в день 31800 штук кирпича.

За установление мирового рекорда каменщика Максименко наградили Почетной грамотой областного Совета депутатов трудящихся. После войны, 7 декабря 1945 года, на строительстве трех 12-квартирных домов Максименко установил новый мировой рекорд кладки кирпича. Со своими помощниками он уложил за восемь часов 121300 штук кирпича. За свои достижения Семен Савельевич получил Сталинскую премию.

Выпускаю во-от такие сапоги!

На весь город прославился 14-летний молодой рабочий Новосибирской обувной фабрики имени Кирова Коля Габайдулин. Знатный стахановец был делегатом трех областных съездов молодых рабочих, удостоен многих наград. Его выступление еще на первом съезде в 1943 году не раз вызывало бурные овации делегатов: «…Я вместе со взрослыми для армии выпускаю во-от такие большие сапоги. Вы не удивляйтесь, что сапоги немножко меньше меня. Я хотя и маленький, но умею делать обтяжку. Все это мы делаем на машинах. Я научился работать на трех сложных машинах и сейчас работаю на затяжке носков. Я хочу научиться работать на всех машинах, имеющихся на фабрике. Я очень жалею, что маловат ростом, а машины большие, и мне приходится пользоваться подставкой. Я надеюсь, что скоро подрасту и буду доставать до каждой машины».

Позже Николай перешел в цех детской обуви, где работали одни подростки. Здесь он обязался затягивать шестьсот пар детских ботинок вместо трехсот по норме.

Но в каких тяжелых условиях совершали трудовые подвиги молодые рабочие! Лучше всего об этом рассказывают документы. «Проверкой установлено, что на комбинате N 179 в последние месяцы наблюдается массовое истощение молодых рабочих, кончающееся смертельным исходом, в результате отдельного отношения отдельных руководителей производства комбината к рабочим».

В справке о фактах бесчеловечного отношения к рабочим на комбинате N 179 говорится о трагической судьбе 17-летнего токаря-стахановца, гвардейца тыла: «С наступлением зимних холодов из-за отсутствия обуви и одежды, из-за дальности общежития вместе с другими молодыми рабочими стал проживать на заводе (спать на полу в цехах, в коридорах). Несколько месяцев он не мылся в бане. Одежда пришла в совершенную негодность«. Потом у него украли карточки. Он дошел до крайнего истощения и уже не мог работать. Получил бюллетень и ушел в общежитие. Однако при облаве в общежитии его, больного, снова привезли в цех, и он еще некоторое время работал, продолжая жить в цехе.

Мы — лунинцы

 Знаменитый паровоз-памятник машиниста Николая Лунина

22 мая 2015 года исполнится 100 лет со дня рождения известного всей стране машиниста Николая Лунина.

В цехе эксплуатации Новосибирского локомотивного депо установлена мемориальная доска: «С 1932-го по 1946 год в коллективе локомотивного депо трудился новатор, Герой Социалистического Труда, Почетный железнодорожник Николай Александрович Лунин (1915–1968 гг.)».

Имя Лунина зазвучало еще в 1940 году. Он предложил ремонтировать паровозы силами своей бригады. Это увеличивало межремонтный пробег паровозов, а машинисты с помощниками лучше знали свои паровозы, тщательнее готовили их к рейсу. О новаторстве заговорила вся страна. «Лунинское движение« распространилось по всей сети железных дорог и промышленных предприятий. В Англии, где Лунин находился в составе советских парламентариев, его называли «машинист-феномен». По просьбе валлийских шахтеров он провел самый тяжелый поезд с углем.

Во время войны лунинский метод работы использовали очень широко. Экономия нужна была во всем. В начале 1942 года «лунинцы» отремонтировали своими силами около 70 процентов паровозов, сэкономили больше 165 тысяч рублей. Москве не хватало топлива. Бригада Лунина решила двумя паровозами вести состав с углем весом в пять тысяч тонн вместо двух с половиной тысяч по норме. Такой состав еще никто не водил. И все-таки он прибыл в Москву.

В 1942 году Николай Лунин получил Государственную премию. Однако он решил, что во время войны эти деньги больше нужны государству, и отправил Сталину телеграмму: «…я покупаю за счет своих личных сбережений эшелон угля весом в 1000 тонн и выражаю горячее желание лично доставить этот поезд городу-герою Сталинграду…» Остальную сумму Лунин перевел на детский дом — сиротам, родители которых погибли в Великой Отечественной войне.

За время войны машинист перевез 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономил 854 тысячи тонн угля, сберег на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. В 1943 году Лунину присвоили звание Героя Социалистического Труда. Его паровоз был признан «лучшим паровозом Советского Союза». К лету 1945 года на Томской железной дороге работало 300 «лунинских» паровозов, 45 тысяч железнодорожников носили звание лунинцев.

Героический труд новосибирцев в годы войны не раз отмечался высокими наградами. 201 тысяча горожан получили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Свыше 2200 человек награждены орденами и медалями. Комбинат «Сибсельмаш» награжден орденами Ленина и Отечественной войны первой степени. Заводы имени Чкалова, приборостроительный имени Ленина и «Электросигнал» награждены орденами Ленина.

Подготовила Людмила Кузменкина

Голосов пока нет

Комментарии

Опубликовано пользователем Татьяна
Здравствуйте! Готовимся к юбилею Н. А. Лунина. К сожалению не могу найти тихи, посвященные Лунину, лунинскому движению.

Добавить комментарий

Target Image