Историческое краеведение в исследовательской деятельности новосибирских школьников: 30-летний опыт научного общества учащихся «Сибирь»

Опубликовано: Зверев, В. А. Историческое краеведение в исследовательской деятельности новосибирских школьников: 30-летний опыт Научного общества учащихся «Сибирь» // Краеведение как феномен провинциальной культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения А. Ф. Палашенкова (1886–1971) / под ред. П. П. Вибе [и др.]. Омск: ОГИК музей, 2011. С. 63–70.

В марте 2011 г. состоялась юбилейная, ХХХ городская научно-практическая конференция Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь». Конференция проходит ежегодно. Ее организаторы и активные участники, их руководители накопили немалый опыт проведения и презентации результатов учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы в различных областях современного научного знания. Заметное место на этих конференциях занимают секции исторического краеведения – в иные годы их бывает четыре-пять. Пришло время мне как координатору работы этих секций и руководителю исторического направления в работе НОУ «Сибирь» шире информировать научную и педагогическую общественность о направлениях и результатах 30-летней деятельности, о проблемах, которые необходимо решить для ее оптимизации.

Научное общество учащихся было создано в Новосибирске при Городском дворце пионеров и школьников в 1981 г., и тогда же возникла традиция проведения ежегодных научно-практических конференций. Цель основатели общества видели в приобщении школьников к научному исследованию в широком смысле этого слова, в ознакомлении их с методами и лабораторией научного труда, выявлении талантливых старшеклассников, способных учиться в вузах. В городе к тому времени существовали хорошие предпосылки для реализации историко-краеведческого аспекта этой программы в виде сети разнообразных кружков – археологических, этнографических, историко-краеведческих и иных, а также школьных музеев. Ежегодно проводились научно-практические конференции археологов, в которых участвовали и школьники, приобщенные к раскопкам на территории Новосибирской области[1].

В первой половине 1990-х гг. историко-краеведческий аспект в работе НОУ «Сибирь» значительно усилился. Основные причины: а) всплеск интереса к краеведению в масштабах всей России (шел поиск новой национальной и культурной идентичности, на подъеме была общественная инициатива, в 1990 г. возник Союз краеведов России, в общем и профессиональном образовании был выделен национально-региональный компонент и т. д.); б) общее оживление исследовательской и просветительской краеведческой деятельности в Новосибирске. Краеведческой работе в городе и области был дан импульс благодаря подготовке в течение двух лет силами группы энтузиастов-общественников и проведению в декабре 1995 г. Первой Областной научно-практической конференции краеведов «Страницы истории Новосибирской области». В число ее организаторов вошли Институт истории СО РАН, исторический факультет Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), Сибирская академия государственной службы, комитет по делам молодежи Администрации Новосибирской области, Российский социал-демократический союз. Выступали ученые – историки, педагоги, искусствоведы, преподаватели вузов и общеобразовательных школ, музейные и библиотечные работники, представители церкви, администраторы и общественные руководители. Тезисы прозвучавших докладов и сообщений были опубликованы[2]. Конференция вызвала заинтересованные отклики в прессе. В 1996–1997 гг. вышли из печати столь необходимые в работе со школьниками новые учебные пособия, сборники документов по истории Новосибирской области (отмечался 60-летний юбилей региона)[3].

В такой обстановке с середины 1990-х гг. до настоящего времени Общество учащихся «Сибирь» реализует программу «Организация научных исследований школьников». Делается это на базе Дворца творчества детей и учащейся молодежи (ДТДиУМ) «Юниор» под эгидой Главного управления образования Мэрии г. Новосибирска при патронировании научными сотрудниками ряда академических институтов, профессоров и преподавателей новосибирских вузов (прежде всего НГПУ). В число наиболее популярных направлений таких исследований входит историко-краеведческое направление. Краеведческие исследования проводятся в гимназиях, лицеях и средних школах чаще всего под непосредственным руководством учителей истории и обществознания. Однако нередко в качестве научных руководителей работ историко-краеведческого профиля выступают учителя смежных предметов, педагоги дополнительного образования, заведующие школьными музеями. Небольшая часть работ выполняется под руководством научных сотрудников академических институтов или вузовских преподавателей.

Очень важным является вопрос о педагогико-теоретической основе исследовательской работы старшеклассников, в том числе в области краеведения. Современная стратегия образования – это формирование у молодежи жизненных компетенций, способности действовать в условиях реальной природной, социальной, информационной действительности, опираясь на научные знания, методы и принципы, на нравственные и правовые нормы. На это нацеливают и школьные стандарты второго поколения, проекты которых сейчас обсуждаются. Обучаясь в школе, человек должен приобрести опыт  различного рода деятельности, в том числе и в сфере научного исторического познания. В связи с этим в современной педагогической науке и школьной практике значительное место отводится исследовательским и проектным методам обучения, ориентированным на актуализацию исследовательской позиции и развитие исследовательских способностей учеников. Одной из организационных форм обучения истории в общеобразовательной школе стали исследовательские проекты, которые выполняются в течение года или двух-трех лет одним из учащихся или группой школьников по теме, выбранной совместно с руководителем. В методическом пособии, подготовленном на нашей кафедре отечественной истории НГПУ[4], рекомендуются к выполнению сначала на уроках, а затем во внеурочное время именно историко-краеведческие проекты. Они лучше любых других ориентируют школьников на жизнедеятельность в местной, наличной реальности. Кроме того, они наилучшим образом обеспечены «топливом науки» – фактическим материалом, нуждающимся в научном осмыслении.

Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности членов НОУ «Сибирь» являются ежегодные научно-практические конференции разного уровня (школа – район – город). В последние годы появилась еще одна форма – публикация лучших исследовательских работ, отмеченных в качестве таковых на конференциях, в специальных сборниках или размещение их в виде электронных ресурсов в Интернете на сайтах учебных заведений. Разработано положение о научно-практической конференции школьников как об органическом завершении определенного этапа научной работы. Учредителями научно-практических конференций районного и городского уровней стали соответствующие органы управления образованием. На конференциях НОУ «Сибирь» в числе других обязательно работают историко-краеведческие секции. Их работу на районном и городском уровнях организуют, как правило, профессора, преподаватели и аспиранты кафедры отечественной истории НГПУ или смежных кафедр. Специалисты по теории и методике обучения истории осуществляют профессиональный мониторинг содержания работ школьников и результативности конференций[5].

Способом регулярной «перезагрузки» программы организации научных исследований школьников является в нашем случае периодическое проведение силами ученых-историков и управленцев от образования консультаций (семинаров, сессий) для учителей города и учащихся. Большое значение для успешного выполнения и презентации исследовательских проектов по краеведению, как и по другим направлениям, имеет издание доступных учащимся и их руководителям методических рекомендаций. Мною и моими коллегами издано в бумажном формате и размещено в Интернете несколько работ методического характера[6]. Здесь заинтересованный читатель может найти ответы на вопросы о том, как выбрать тему для исследования, какой может быть структура научного сочинения, каковы особенности каждой части работы, что такое историографический и источниковедческий анализ. Зачем нужно привлекать источники различного вида и типа, какие существуют методы и приемы исследовательской работы, как лучше организовать выступление на конференции и т. д.

Для оценивания результативности исследовательских проектов методическими объединениями учителей различных районов Новосибирска разработаны критерии, основания для которых заданы учеными, патронирующими то или иное направление. В число критериев оценки работ по историческому краеведению вошли степень новизны темы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковедческой базы и глубина работы с историческими источниками, степень владения информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и др. Данные показатели позволяют увидеть, какие исторические знания приобретены школьником в ходе работы над исследовательским проектом, выявить степень освоения предметных умений, навыков исследовательской деятельности, оценить приобретение опыта создания «продукта» проекта и его презентации.

В нашем регионе роль содержательной основы многих историко-краеведческих исследовательских проектов выполняет созданный группой ученых и педагогов с моим участием учебно-методический комплект «Сибирь: 400 лет в составе России», включающий учебные пособия, хрестоматию и рабочую тетрадь для школьников 7–11 классов, программно-методические и дидактические материалы для преподавателя[7]. Разнообразные иллюстрации, задания исследовательского характера, предложенные авторами, помогают педагогам и ребятам определить ракурс рассмотрения темы. Фактический и теоретический материал, содержащийся в текстах учебных пособий, документы, собранные в хрестоматии, стали информационной базой многих успешных исследовательских проектов старшеклассников.

Важно стимулировать выполнение исследовательских проектов по историческому краеведению школьниками и учителями. В Новосибирске для педагогов, аттестуемых на высшую квалификационную категорию, становится обязательным и престижным руководство научно-исследовательскими проектами школьников и теоретическое осмысление своего опыта в этом деле. Призовое место на конференции любого уровня стало одним из показателей эффективности педагогической деятельности учителя и школы в целом. Ряд учителей и образовательных учреждений победили в конкурсах и получили престижные гранты для выполнения масштабных работ краеведческого характера: для создания или обновления школьного тематического музея, например. В то же время негативное влияние оказало обязательное введение ЕГЭ как главного способа оценивания результатов обучения школьников. Даже триумфальное выступление на престижной конференции с научной работой хорошего уровня теперь не помогает поступить в вуз, и это снижает мотивацию к выполнению исследовательских проектов.

Можно констатировать, тем не менее, что замысел привлечения школьников к исследовательской деятельности в Новосибирске реализуется достаточно успешно. Благодаря этому стало возможным и даже необходимым вовлечь в эту работу сельских школьников и представителей других регионов Сибири. Справедливости ради стоит заметить, что ребята из сельских школ и раньше участвовали в городских научно-практических конференциях и иногда занимали здесь призовые места, но это были все же исключительные случаи. Особенно хочется отметить успехи учащихся Елбанской средней общеобразовательной школы Маслянинского района (координатор – заслуженный учитель Российской Федерации Т. Ю. Нерода). Члены краеведческого клуба «Малая родина», созданного здесь, неоднократно занимали призовые места на конференциях НОУ «Сибирь», выступали в Москве на конкурсах и конференциях общероссийского уровня. Фрагменты их исследований неоднократно публиковались.

Начиная с 2006 г., ежегодно в апреле в Новосибирске проводится Открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика». Ее учредителями и организаторами являются Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Областной центр работы с одаренными детьми, ДТДиУМ «Юниор». Научное патронирование осуществляет та же группа ученых и педагогов, что и на конференциях НОУ «Сибирь». Участвуют в «Эврике» лауреаты Золотой лиги городской конференции, ребята из сельских районов Новосибирской области, а также школьники из иных регионов Азиатской России. Например, в программу работы четырех секций историко-краеведческого профиля на VI конференции «Эврика» в 2011 г. были включены доклады, подготовленные в Республике Алтай, Республике Хакасия, Алтайском крае, Омской, Кемеровской и Иркутской областях, Ямало-Ненецком автономном округе. Осуществляется публикация наиболее качественных работ школьников – по одной из каждой секции[8].

По содержанию историко-краеведческие работы, представленные на городских и региональных конференциях последнего времени, можно сгруппировать следующим образом. 1. Исследования, характеризующие историю конкретного локального объекта в городе или селе (улица, театр, метрополитен, эвакогоспиталь и пр.). Весьма популярны темы по истории конкретных школ, школьных музеев. Выдающихся успехов добились учащиеся школы № 132 под руководством заслуженного учителя РФ Л. Д. Яковлевой, занимавшиеся изучением истории Собора и прихода во имя святого благоверного князя Александра Невского. 2. Проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию выдающегося земляка, родственника. Новые поколения воспитанников Л. Д. Яковлевой реализуют «Тихомировский проект»: изучают жизненный путь и вклад в историю Новосибирска инженера-путейца Н. М. Тихомирова (он завершал строительство моста через Обь, возводил собор Александра Невского), его сподвижников и современников. 3. Работы, выполненные на материалах истории конкретной семьи, рода, династии. На нескольких наших конференциях большой интерес вызывали, например, доклады ученицы школы № 98 Е. Ситниковой (руководитель – канд. ист. наук, доц. О. Н. Сидорчук) о судьбе разбросанных по Сибири потомков декабриста Н. А. Бестужева (автор сама принадлежит к его роду). 4. Работы, в которых рассматривается преломление глобальных или общероссийских событий и процессов в истории нашего края. Вот одна из таких тем: «Эвакуация населения из Ленинграда в Новосибирск во время Великой Отечественной войны» (А. Дик, Новосибирский городской педагогический лицей им. А. С. Пушкина). 5. Проекты, характеризующие историческое или культурное наследие, память о событиях отечественной или зарубежной истории, воплощенную в названиях поселений или улиц, в других местах и фигурах памяти родного города. Например: «Отражение военных подвигов сибиряков в топонимике Новосибирска» (Д. Марковская, гимназия № 2). 6. Работы с источниковедческим уклоном: «Репрезентации школы в письмах советских пионеров 1980-х гг.» (А. Родигина, гимназия № 1), «История одного экспоната из школьного музея» (Е. Чернова, В. Камалтдинов, средняя школа № 56) и т. п.

Многолетние наблюдения за судьбами бывших членов Общества «Сибирь», участников и лауреатов наших конференций убеждают, что они, как правило, достаточно легко адаптируются к условиям обучения в высшей школе, хорошо учатся и продолжают заниматься научными исследованиями (не обязательно по историко-краеведческому профилю). По окончанию вуза некоторые из них становятся аспирантами и затем научными работниками. Так, Е. И. Красильникова защитила кандидатскую диссертацию на тему «Городская повседневность Новониколаевска-Новосибирска в конце 1919 – середине 1941 г.», затем опубликовала две научно-популярные книги и монографию по теме диссертации. Начало ее работе по истории родного города было положено еще во время обучения в Новосибирском городском педагогическом лицее выполнением учебного исследовательского проекта «Пригородная деревня Усть-Инская: страницы истории». Е. К. Лейбова в своей диссертации обосновала методику эффективного использования устных исторических источников в учебном историческом познании, а работать с этим типом источников начала, будучи ученицей того же учебного заведения. Нынешняя аспирантка кафедры отечественной истории НГПУ Е. В. Супотян свой первый опыт исследовательской деятельности по истории приобрела, являясь членом краеведческого клуба «Малая родина» в Елбанской школе Маслянинского района, занимая неоднократно призовые места на конференциях различного уровня.

Подводя итог, подчеркнем, что исследовательская работа по историческому краеведению в составе научного общества учащихся под руководством компетентных специалистов с перспективой презентации ее результатов на научно-практических конференциях высокого уровня обладает мощным педагогическим потенциалом. Этот потенциал определяется, на наш взгляд, следующими основными факторами: 1) экзистенциальной заинтересованностью авторитетных представителей социума (руководителей школы, учителей, родителей и др.) в результатах работы школьников; 2) личной значимостью результата для исследователя-старшеклассника – значимостью, обусловленной интересом к теме, осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой; 3) возможностью сверять свои результаты и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания. По отзывам учителей, рассмотренный нами вид деятельности школьников также «активизирует их общение во внешнем социуме»[9].

 


[1] См.: Бородовская Е. Л. Традиции детских археологических кружков Западной Сибири (1920–1990-е гг.) // Археология вчера, сегодня, завтра. Новосибирск, 1995. С. 172–185; Троицкая Т. Н. Археология в домах детского и юношеского творчества г. Новосибирска // Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации: (региональный компонент: теория и практика). Новосибирск, 2000. С. 158–161.

[2] См.: Страницы истории Новосибирской обл.: люди, события, культура: Первая Областная научно-практическая конференция краеведов / отв. ред. Л. М. Горюшкин, В. А. Зверев. М., 1995. Ч. 1–2; Вопросы краеведения Новосибирска и Новосибирской обл. / отв. ред. Л. М. Горюшкин, В. А. Зверев. Новосибирск, 1997.

[3] См.: Кравцов В. М., Донукалова Р. П. География Новосибирской обл. Новосибирск, 1996; Троицкая Т. Н., Соболев В. И. Наш край в Древности и Средневековье. Новосибирск, 1996; История Новосибирской обл. с древности до наших времен / науч. ред. В. И. Молодин; ред.-сост. С. А. Комиссаров. Новосибирск, 1996; Наша малая родина: хрестоматия по истории Новосибирской обл., 1921–1991 / отв. ред. С. А. Красильников. Новосибирск, 1997; Советы депутатов Новосибирской обл., 1937–1997 / отв. ред.: А. П. Сычёв, И. М. Савицкий. Новосибирск, 1997; и др.

[4] См.: Бехтенова Е. Ф., Зверева К. Е., Хлытина О. М. Проектная деятельность школьников на уроках региональной истории. Новосибирск, 2004.

[5] См.: Зверева К. Е., Хлытина О. М., Бехтенова Е. Ф. Исследовательский проект как модель учебного исторического познания: (из опыта работы Новосибирского НОУ «Сибирь») // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве. Новосибирск, 2009. С. 189–195.

[6] См.: Зверев В. А.: 1) Секция истории [научно-практической конференции НОУ «Сибирь»] // Грани творчества: инф.-метод. бюл. Новосибирск, 2004. С. 18–20; 2) «Сперва аз да буки, а потом и науки»: о школьных музеях и научно-исследовательской работе старшеклассников по истории // Сибирскiй трактъ: книга для школьников об истории Сибири. Новосибирск, 2008 (2-е изд. – 2009). С. 6–16; Лейбова Е. К. Рекомендации по написанию школьного исследования по истории // Грани творчества 2010: сб. материалов городского тематического семинара «Научное творчество школьников: перспективы развития». Новосибирск, 2010. С. 26–32; Котович Л. В. Секции истории и краеведения [научно-практической конференции НОУ «Сибирь»] // Там же. С. 33–35.

[7] См.: Кузнецова Ф. С. 1) История Сибири: Ч. 1: присоединение к России: учеб. пособие для 7 кл. [3-е изд., стереотип.] Новосибирск, 2004; 2) История Сибири: Ч. 1: присоединение к России: рабоч. тетрадь для 7 кл. Новосибирск, 2000; Зверев В. А., Зуев А. С., Кузнецова Ф. С. История Сибири. Ч. 2: Сибирь в составе Российской империи: учеб. пособие для 8 кл. [3-е изд., стереотип.] Новосибирск, 2006; Зверев В. А., Кузнецова Ф. С. Хрестоматия по истории Сибири: учеб. пособие. Новосибирск, 2003. Ч. 1: XVII – начало ХХ в.; Исупов В. А., Кузнецов И. С. История Сибири: Ч. 3: Сибирь: ХХ в.: учеб. пособие для 9 кл. Новосибирск, 2001; Кузнецов И. С., Исупов В. А. Хрестоматия по истории Сибири: учеб. пособие. Новосибирск, 2006. Ч. 2: ХХ в.; Зуев А. С. Сибирь: вехи истории (XVI–XIX вв.): учеб. пособие для старших классов. Новосибирск, 1999; Кузнецова Ф. С., Зверев В. А. Программно-методические материалы для общеобразовательных учреждений: история Сибири: региональный компонент. Новосибирск, 2000; Кузнецова Ф. С. История Сибири: дидактические материалы: учеб.-метод. пособие для 5–9 кл. Новосибирск, 2003.

[8] См., например: Эврика: сб. докл. лауреатов Золотой лиги Первой Регион. науч.-практ. конф. Сибирского федерал. окр. Новосибирск, 2006.

[9] Царева Т. Г. Из опыта изучения региональной истории в школе // Историческое образование в школе и вузе... С. 173.

 

подкатегория: 
Average: 3.8 (6 votes)

Добавить комментарий

Target Image