История празднования нового года

Откуда пришла новогодняя елка?

Обычай наряжать елку очень давний — ему около двух тысяч лет. Наши предки поклонялись деревьям, веря, что в них обитают могущественные духи, и их нужно было умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев, символизируя саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака.

Считается, что первая елка была украшена в XVI веке в Эльзасе, принадлежавшем ранее Германии (сейчас это часть Франции). Немецкие принцессы выходили замуж за иноземных принцев и привносили зимний обычай в другие страны Европы.

Так случилось и с Россией. Как оказалось, елка пришла в Россию сравнительно недавно — лет 200 назад. При Петре I елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. В России обычай ставить новогоднюю елку ввела в быт жена императора Николая I императрица Александра Федоровна. В 1817 году маленькие елочки появились на столах в Зимнем дворце — в память о родной Пруссии. Однажды в зал дворца привезли зеленую лесную красавицу, на которой легко поместились подарки для всей царской семьи и детей. Вскоре все придворные захотели иметь такую же елку. В 1852 году в Петербурге устроили первую публичную елку. А к концу XIX века этот красивый обычай распространился по всей России.

В поселке Новониколаевском новогодняя елка впервые появилась в январе 1899 года на средства, собранные священником Посельским и семьей Горловых. На празднике присутствовало около 200 детей школьного возраста. Они пели, плясали, принимали участие в различных играх. В конце праздника ребятам дарили сладости, книжки, игрушки.

До революции новониколаевцы отмечали Рождество (с 24 по 27 декабря) и новогодние праздники (1 января). Эти дни были нерабочими. Елки продавались на всех базарах.

Елку новогоднюю взять и отменить

Но все изменилось с приходом к власти большевиков. Многие помнят рассказ о Ленине на кремлевской елке для детей. Это была последняя елка. Затем власти решили, что украшенная елка — атрибут религиозного праздника Рождества, и, следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией. Да и сам новогодний праздник непонятно когда было праздновать: то ли по-старому, то ли по-новому. Потому что 24 января 1918 года ввели новый стиль.

Это было самое мрачное время для детворы и родителей. Новый год стал рабочим днем недели, спать ложились, как обычно, — завтра на смену. Никаких подарков, никаких елок. Купить их стало невозможно, а привезти из леса даже опасно.

«Праздник счастливых»

Елку реабилитировали только в конце 1935 года. Руководитель украинских большевиков Павел Постышев внес предложение устроить детям новогоднюю советскую елку. Его предложение поддержали и дети, и взрослые во всех уголках Советского Союза. И уже в январе 1936 года стали проводить первые новогодние праздники. Сталин принял решение вернуть елку в дома.

В Сибири и в Новосибирске первые новогодние елки прошли во всех школах, детских садах и детских домах уже с начала января 1936 года. А в декабре 1936 года секретарь Западно-Сибирского крайкома ВЛКСМ Пантюхов обратился через газету «Большевистская смена» ко всем школьникам, пионерам, комсомольцам и учителям Западно-Сибирского края с предложением отметить новогодний праздник советской новогодней елкой.

Официально отмечание Нового года было возобновлено праздником «Главной Елки страны» в Колонном зале Дома Союзов 10 января 1937 года — в самый страшный год террора. Власть решила новогодний праздник использовать в идеологических целях, прославляя великого Сталина и благодаря его за нашу счастливую жизнь. Трудящимся было дано объяснение, что якобы «враги народа» раньше запрещали новогодний праздник, а теперь справедливость восторжествовала.

«К вам пришла сегодня в гости делегатка всех лесов»

В городе начали торговать елками и елочными игрушками. Городской трест зеленых насаждений заготовил для продажи 1700 зеленых красавиц. Но торговали ими лишь в двух пунктах: в загородном питомнике и около здания «Красного факела». Да и цены были непомерно высокие: небольшая елочка стоила 12–15 рублей. Чуть позже елки стали продавать в Первомайском сквере. Хотя по постановлению горсовета их должны были продавать во всех крупных магазинах города.

Не лучше обстояло дело и с елочными украшениями. Спрос на них был бешеный. За несколько дней магазины продали их на 250 тысяч рублей. Но игрушек катастрофически не хватало. Местные артели раскачались не сразу. Зато кондитерская фабрика «Красная Сибирь» выпустила 700 кг шоколадных конфет в фольговой цветной обертке, которые можно было вешать на елку.

Красочно украшенные елки как образцы появились в крупнейших магазинах города: Союзкультторге (бывший торговый корпус) и Союзунивермаге. Но вот беда — в продаже не было игрушек, которые были на показательных елках. Еще одна особенность тех дней — игрушки продавали только оптом. Было несколько коробочек с различной комплектацией, цены — от 56 до 300 рублей.

Брать все — ни обменять, ни добавить нельзя. Игрушки, в основном, ватные и картонные, и их так мало было в наборе, что украсить ими нельзя было и аршинную настольную елочку. Приходилось брать по три-четыре коробки. Часто в наборы сваливали целлулоидные, тусклые деревянные игрушки, резиновые куклы, которые по своей громоздкости не могли поместиться на елке.

Чуть позже горсовет распорядился, чтобы игрушки продавали россыпью. На прилавках появились мелкие картонажные елочные украшения: часы, сумочки, ведерки, красиво и изящно сделанные. Самая дорогая из них вещь — барабан за 61 копейку.

На карнавале были Пушкин и Шмидт

Гвоздем советской елки был карнавал. Чтобы как-то сориентировать ребят, газеты публиковали примерные сценарии праздника и эскизы карнавальных костюмов. В моде была пушкинская тема. В зал входит сам Александр Сергеевич. К нему подбегают его герои: «Вы не узнаете нас? Я — Татьяна. А это — Ленский. А вот Мазепа. Евгений Онегин танцует с Мариной Мнишек».

В соседней комнате парикмахер поправляет бороду герою челюскинской эпопеи Отто Юльевичу Шмидту. После парикмахерской «дедушка Шмидт» лихо отплясывает гопака с русалкой. Тут же прогуливаются прославленные летчики — Чкалов, Байдуков, Беляков. Девушка-парашютистка получает от почтальона загадочное письмо: «Во всех ты, девушка, нарядах хороша». А вот Дон Кихот задумался над содержанием письма: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» Для изготовления костюма героя Сервантеса ребятам предлагали использовать ходули, чтобы быть повыше ростом.

В новогоднем хороводе кружились привычные нам красные розы, ромашки, лилии. Толпами гуляли «испанки», «украинцы», «китайцы». В чести были литературные персонажи: Тарас Бульба, Гулливер, Беликов (герой чеховского рассказа «Человек в футляре»). Довольно оригинальными в изготовлении были костюмы скворечника и свеклы. Представляете себе ходячий домик с крышей, а из круглого отверстия выглядывает голова ребенка в маске птицы… Каркас свеклы тоже был объемным. Делался он из прутьев и проволоки. Ребенок сидел внутри, а его головенка выглядывала из листьев корнеплода. Многие школьники надевали маски и полумаски различных животных, птиц, героев из басен Крылова, сказок Чуковского. Только ребятам приходилось их мастерить самим. Ведь в магазинах в то время торговали масками исключительно пьяниц и лодырей.

Людмила Кузменкина

 

 

Добавить комментарий

Target Image