История торговли Сибири на страницах журналов второй половины XIX-начала XX вв.

Опубликовано: Сидорчук Оксана Николаевна, История торговли Сибири на страницах журналов второй половины XIX-начала XX вв. //Освоение и развитие Западной Сибири в XVI-XX вв. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию Чаусского острога. — Новосибирск: Агентство «СИБПРИНТ», 2013.– С.53.

Журнальная периодика в разных контекстах привлекает внимание исследователей: как институт формирования, структурирования и трансляции общественного мнениях [1], как средство формирования исторического сознания современников [2] и др.

Несмотря на то, что торговля Сибири пореформенного периода является довольно исследованным сюжетом, тем не менее до сих пор нет специального исследования по изучению журнальных статей, посвященных торговле Сибири в частных и ведомственных журналах второй половины XIX — начала ХХ в.

В качестве источников были привлечены как ежемесячные («толстые») экономические журналы, так и еженедельные, ежедекадные («тонкие») специализированные журналы, издававшиеся в разные годы обозначенного периода: «Вокруг света», «Природа и люди», «Финансовое обозрение», «Экономический журнал», «Экономическое обозрение».

Задачами данной статьи являлось выявление источниковедческого потенциала журнальной прессы для характеристики торговли второй половины XIX — начала ХХ в., выделение наиболее обсуждаемых проблем, характеристика специфики «толстых» и «тонких» журналов в представлении интересующей нас темы.

Для большинства журналов были актуальны следующие сюжеты по истории торговли Сибири:

Внутренняя торговля. Практически в каждом номере «Экономического обозрения» и «Финансового обозрения» публиковались сведения о крупных (оптовых) ярмарках Сибири или ярмарках, где широко были представлены сибирские товары. Так, Ирбитская ярмарка в 80-е гг. XIX в. переживала свой расцвет, журналы фиксировали рост товарооборотов год от года.

Таким образом, ярмарочная торговля рассматривается в журнальных публикациях этих изданий в трех содержательных контекстах: в рамках изучения изменения форм торговли под воздействием модернизации, при детальном анализе торговли пушниной, при характеристике развития банковской системы на ярмарках региона.

«Природа и люди» и «Вокруг света» с конца 70-х гг. XIX в. Печатали на своих страницах этнографические очерки, посвященные жизни народов российских окраин. Объектом внимания становились недавно присоединенные территории (Кавказ) и территории, осваиваемые русскими на протяжении веков, но малоизвестные читателю Европейской России (север Западной Сибири, Восточная Сибирь, Дальний Восток). С возникновением повышенного интереса к Дальнему Востоку, очерки становятся регулярными. Рубрики «Народы России» журнала «Природа и люди» и «Наши окраины» журнала «Вокруг света» открывали каждый номер журнала и посвящались описанию отдельного народа. Сведения о торговле обычно помещались в материале о традиционных занятиях народа.

Внешняя торговля Сибири. Внешняя торговля Сибири была представлена в журнальных публикациях «толстых» журналов более емко. Большая часть статей характеризовала чайную торговлю. Только в 1887–1888 гг. в «Экономическом журнале» были опубликованы три аналитических статьи, посвященные данному сюжету: «Чайная торговля и потребление чая в России», «Торговые обороты в Фучжоу и обороты русских в ней фирм за 1886 г.», «Ввоз чая» [4]. «Тонкие» журналы не публиковали на своих страницах специальных статей о внешней торговле Сибири, ограничиваясь лишь некоторыми фразами внутри текстов, посвященных более широким вопросам [5].

Остановимся более подробно на одном из самых распространенных сюжете журнальных публикаций — организации ярмарочной торговли с «инородцами», выделив некоторые содержательные линии.

Функциональное значение ярмарок и неэквивалентный обмен / меновой характер ярмарочной торговли. К. Ельницкий в очерке о сибирских самоедах очень точно определил функциональное значение ярмарок на примере Обдорска и Березова как место сбыта произведений промыслов (шкур оленей и диких зверей, рыбы) «инородцев» (самоедов). Традиционные партнеры инородцев на этих ярмарках — русские и зыряновские купцы.

Рубеж веков несколько изменил «наивность» самоедских продавцов, продумавших вариант ухода от грабительского (неэквивалентного) характера торговли, предложенного русскими купцами. Так К. Ельницкий отмечал: «В последнее время самоеды сделались более осторожными в торговле. Подъехавши, например, к городу с товаром на нескольких нартах, са-оед въезжает в город только на одной нарте, дабы значительным привозом товара не сбить с него цену, затем продавши товар в одной нарте, отправляется за другой и т.д.» [6, с. 205].

Организация ярмарки. При описании ярмарочного торга авторы использовали подробную (ежедневную) хронологию. Приведем пример описания Островной ярмарки: «Февраля 11, когда комиссар собрал с чукчей подати …за право торговли, совершилось в часовне торжественное богослужение и молебствие о счастливом окончании торга, а потом подняли на башне крепости флаг, в знак открытия ярмарки» [7, с. 7].

В очерках описывались и подробности организации ярмарочного торга. «Между тем подошла и ярмарка. Острова, расположенные перед Баунтовской управой, закишели народом, десятки юрт разбросались кругом и задымили своими верхушками, а между тем запестрели стада оленей» [8, с. 758].

Особенности совершения торговых сделок. Интересны торговые «казусы» при заключении сделок, описываемые авторами публикаций. Так, торговый счет самоеды обозначали нарезками на палке, принимая каждый нарез за единицу ценности (шкурка песца). Палку с нарезками раскалывали после совершения торговых операций пополам: одну половину отдавали кредитору (русскому купцу), а другую половинку оставляли у себя, для того, чтобы при выплате долга, соединив обе половинки палки, произвести оплату [6, с. 205].

География посещения ярмарок аборигенными народами. Журнальные материалы позволяют выделить географию посещения ярмарок. Так, тунгусы, как и все сибирские аборигены, раз в год посещали ярмарки в Киренске, Олекминске, Баргузине, Чите, Охотске. «Очевидно, что на этих ярмарках идет такая же торговля, как и на всех других ярмарках крайнего севера, и предметы торговли одни и те же, и потребности кочевников везде одинаковы» [9, с. 6].

Остяки собирались в конце декабря в Обдорске на ярмарке. В Обдорске обменивали свои произведения, как-то пушной товар, готовое платье из оленя, оленину, мерзлых осетров, мамонтовую кость и т.п. на муку, печеный хлеб, табак, горшки, котлы, кожу, иголки, медные пуговицы, бусы и многие другие изделия [10, с. 4].

Главный товар ярмарок — пушнина. Центральным местом («ядром») описания любой инородческой ярмарки становилось описание главного товара — пушнины. «Мех, привозимый чукчами, состоит главнейшего из черных и чернобурых лисиц, песцов, куниц, выдр и бобров, также привозятся шкуры и моржовые ремни и клыки, и все, что чукчи выменивают в Америке» [7, с. 7].

Авторы публикаций отмечали праздничную атмосферу, «звуки» торга, заставляющие «проснуться» маленькие города, украшавшие практически незаселенную местность. Интересны описания «ритма» начала и окончания ярмарок: «Я каждый день по нескольку раз выходил на обрывистый, красивый берег реки к храму, с которого открывался величественный вид на Обь, долину этой могучей реки и белые горы Урала … днем можно было видеть еще за десять верст эти бойкие, небольшие караванчики торговых людей, спешащих сюда для покупки» [13, с. 436].

Типы торговцев на ярмарке. Примечательны поведенческие стратегии различных торговцев. «Особенно ревностью и деятельностью отличаются русские. Обвешанные топорами, ножами, трубками, бисером и другими товарами, таща в одной руке тяжелую кладь с табаком, а в другой железные котлы, купцы перебегают от одних саней к другим, торгуются, клянутся, превозносят свои товары» [7, с. 9].

Ярмарочные развлечения. После окончание торговых операций начинались различные игры и забавы: «На льду был очищен бег, почти все посетители ярмарки собрались туда толпами. Для победителей назначались бобровый и песцовый меха и два отличные клыка. По данному знаку началась скачка, причем равно надобно было удивляться необыкновенной быстроте оленя и искусству управлять этим животным и поощрять его» [7, с. 11–12].

Несмотря на изменения, которые происходили в торговой структуре Сибири (уменьшение числа периодических торгов, увеличение различных форм стационарной торговли), интерес авторов еженедельных журналов к ярмарочной торговле не ослабевает. Журнал «Вокруг света» в 1901 г. в 13 номерах опубликовал этнографический очерк этнографа К. Носилова «Са- модейская ярмарка», являющийся ценнейшим источником по изучению особенностей организации, проведению, товарообороту, ассортименту товаров одной из самых значимых для Сибири Обдорской ярмарки. В начале очерка К. Носилов определяет значение исследования ярмарки для специалиста-этнографа: «Ярмарка — это живая панорама их («инородцев» – О.С.) жизни, это удобнейший момент, когда можно увидеть дикаря в нарядной одежде, живым, деятельным, когда вместе с его типом, характером обрисовывается и вся его страна, где он живет» [15, с. 411].

Таким образом, торговля Сибири являлась одним из востребованных сюжетов в журнальных публикациях второй половины XIX — начала ХХ века. Особый интерес у авторов вызывали характерные особенности проведения торговых операций на инородческих ярмарках Сибири, лишь способ подачи материала в «толстых» и «тонких» журналах был различен. Так, журналы «Экономическое обозрение», «Финансовое обозрение», «Экономический журнал» лишь констатировали проведение наиболее крупных и значимых для Сибири ярмарок, помещая на своих страницах краткие статистические отчеты. В то время как «Природа и люди», «Вокруг света» предлагали подробные описания хода ярмарок. Это объясняется различием читательской аудитории и задачами журналов. «Толстые журналы» были ориентированы на подготовленную аудиторию специалистов, «тонкие» — на широкий круг читателей из различных слоев населения. Статьи специализированных (экономических) журналов демонстрировали развитие Сибири как части Российской империи, где стационарная («правильная» торговля) под воздействием модернизационных процессов вытесняла периодическую/ярмарочную торговлю («неправильную», «неразвитую», «грабительскую», «меновую»). Еженедельные журналы (этнографические) решали другую задачу — познакомить читательскую аудиторию, представив сведения о народах, проживающих на территории империи, продемонстрировав схожесть и различие в культуре, отметить специфические черты.

Библиографический список

1. Родигина Н.Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX — начала ХХ века. — Новосибирск, 2006.

2. См. например: Родигина Н.Н. «Виды, сцены и типы в Сибири»: репрезентация сибирских «инородцев» в журнале «Всемирная иллюстрация» второй половины XIX века (статья) // Вопросы истории Сибири. — Вып. 5. — Омск, 2012. С. 41–44; Дмитриев С.С. Русские исторические журналы по истории СССР // Дмитриев С. С. и др. История СССР. Период капитализма. — М. 1961. — С. 167–170 и др.

3. Ирбитская ярмарка // Финансовое обозрение (далее ФО). — 1910. — № 3. — С. 8; Торговый мир о роли и значении ярмарки // ФО. — 1910. — № 14. — С. 7.

4. Чайная торговля и потребление чая в России // Экономический журнал (далее — ЭЖ). — 1887. — № 2. — С. 1–34; Торговые обороты в Фучжоу и обороты русских в ней фирм за 1886 г. // ЭЖ. — 1887. — № 10. — С. 111–114; Ввоз чая // ЭЖ. — 1888. — № 7. — С. 104.

5. Андреев А. Очерки Сибири // Вокруг света (далее — ВС). 1885. 1 августа. — № 32. — С. 505–506; 25 августа. — № 33. — С. 525–526; Н. Д. Камчатка и ее обитатели // ВС. 1886. 1 июня. — № 21. — С. 330–331; Чайный караван в Сибири // ВС. 1891. 23 июня. — № 13. — С. 204; Масленников П. Тюлений промысел на Командорских островах // ПиЛ. 1892/93. 12 августа. — № 41. — С. 650; Ср-ский П. За Уралом // ПиЛ. 1896/1897. 16 января. — № 11. — С. 170–172; 23 января. — № 12. — С. 190–192; 30 ян- варя. — № 13. — С. 205–208; 6 февраля. — № 14. — С. 217–222; 5 июня. — № 31. — С. 494–498; 12 июня. — № 32. — С. 511–515.

6. Ельницкий К. Сибирские самоеды // ПиЛ. 1891. 31 января. — № 13. — С. 205–206.

7. Чукчи // ПиЛ. 1880. — № 6. — С. 6–12.

8. Комаровский В. В таежной глуши // ПиЛ. 1901. 30 сентября. — № 47. — С. 758–760.

9. Тунгусы и юкагиры // ПиЛ. 1880. — № 4. — С. 1–19.

10. Остяки // ПиЛ. 1880. — № 1. — С. 1–16.

11. Носилов К. Самоедская ярмарка // ВС. 1901. — № 34. — С. 532–534.

12. Носилов К. Самоедская ярмарка // ВС. 1901. — № 31. — С. 486–487.

13. Носилов К. Самоедская ярмарка // ВС. 1901. — № 28. — С. 435–436.

14. Ср-ий П. В стране якутов // Природа и люди. 1897. 9 октября. — № 49. — С. 783.

15. Носилов К. Самоедская ярмарка // Вокруг света. 1901. — № 26. — С. 411–413.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-01-00258 «Репрезентации Сибири в русских еженедельных изданиях второй половины XIX — начала XX в.: аннотированный библиографический указатель».

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image