Из чего только сделаны мальчики или как стать военачальником…

В год 70-летия Великой Победы, в честь праздника 23 февраля Центр истории развития Ленинского района (Пархоменко, 8) провёл небольшое исследование и узнал – в окружении каких занятий прошло детство знаменитых военачальников нашей страны. Результатом стала выставка, которая откроется для посетителей 17 февраля в 16:00. Выставка «Из чего только сделаны мальчики…» к 23 февраля призвана показать,  какие увлечения, занятия, игры, способствуют формированию характера военачальника, полководца.

Пётр I Великий всё детство увлечённо мастерил исторические реконструкции знаменитых сражений. Деревянные лошадки, солдатики, ружья и пушки – вот, что стало главными объектами игры маленького царя. Придумывая исход сражения, юный Пётр Великий развивал в себе способность стратегически мыслить и выстраивать тактику боя. До сих пор характер Петра Великого считают самым необычным и загадочным среди других монархов. Солдатики и пушки – предметы детских увлечений Петра стали частью новой выставки.

А вот детство великого князя, военачальника Александра Невского прошло в окружении очень необычных для будущего полководца занятиях. Маленький Александр очень любил свой родной край и старался его изучить. По нынешним меркам его даже можно считать юным краеведом. Помимо этого Невский уважал и почитал церковное книжное слово и зачитывался Библией. Но стремление овладеть военным делом не ушло на задний план, и одновременно с чтением церковных текстов будущей военачальник овладевал мастерством стрельбы из лука и езды на коне.

Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов с детства отличался эрудированностью и тягой к военному искусству. Поэтому его главными увлечениями детства стали: шахматы, чтение военных книг и верховая езда. Воинственный и строгий образ Цезаря, на которого он  равнялся, вдохновлял юного полководца, и возможно, стал прообразом характера Суворова в будущем. Шахматы и книги – также нашли свое место в экспозиции выставки «Из чего только сделаны мальчики…».

Детство будущего маршала Советского Союза – Георгия Константиновича Жукова – протекало очень строго, жёстко и голодно. Постоянная нужда и невозможность обустроить быт втягивала маленького Георгия в хозяйство. Жёсткое воспитание послужило основой для дальнейшего формирования характера маршала. Главным занятием с детства была помощь по хозяйству. Для мальчика, который не видел детства, самым главным подарком стал новый серп. Рыбалка, поход за грибами и ягодами в лес были не столько увлечением, сколько одной из единственных возможностей помочь семье прокормиться. Возможно, именно такое суровое детство воспитало в маленьком мальчике боевой характер, веру в достижение задуманного и привычку трудиться.

Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Иванович Покрышкин с детства отличался тягой к знаниям, интересом к технике, за что его звали «Сашка-инженер». Неслучайно любимыми детскими увлечениями знаменитого аса авиации стали планеры, самолёты и всё, что связано с авиацией. Он с увлечением зачитывался книгами Короленко и Горького. Помимо этого в свободный досуг юный ас любил рыбалку. Атрибуты детства знаменитого лётчика так же представлены в новой выставке.

Маршал Советского Союза – Леонид Александрович Говоров – с детства отличался тягой к чтению. Это увлечение помогло молодому маршалу заполниться нужными знаниями, но вместе с этим некоторая замкнутость и угрюмость сопровождали его на протяжении всей жизни, как вспоминают его современники. Книги сформировали в нём вдумчивость, скрупулёзность и организованность.

Детство маршала Константина Константиновича Рокоссовского до 14 лет было обеспеченным и безмятежным. Но в 14 лет он осиротел, и ему пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно, трудясь чернорабочим, вплоть до каменотёса.

Полководец, маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза Семён Константинович Тимошенко с детства любил всё, что связано с землёй. И даже называл себя «хлебороб по происхождению». «У знавших его людей, Семен Константинович оставил добрую память как патриот, человек сильной воли, большой целеустремленности и организованности, личного мужества, честности и нравственной силы, душевный и отзывчивый товарищ». 

Иван Степанович Конев – один из выдающихся советских полководцев – с детства любил ходить по грибы и ягоды. Дядя его учил летать забавным способом – клал его на плотное полотенце и вывешивал в окно, тем самым маленький Иван Степанович ощущал себя птицей в полёте. Детство Ивана Степановича является хорошим примером того, какое влияние оказывает окружение ребёнка на дальнейшее формирование его характера и отношение к жизни.

Для советского военачальника Василевского Александра Михайловича защита родины стала долгом всей жизни. Такой патриотизм и вера в победу у юного маршала воспитали церковные книги. Семья маршала жила в постоянной нужде, но это не мешала Александру учиться в церковно-приходской школе, а затем в семинарии. Увлечение православием отразилось на характере и взглядах будущего военачальника.  Последние годы жизни Александр Михайлович Васи­левский тяжело и долго болел, но продолжал заниматься активной общественной работой. По просьбе сослужив­цев он написал книгу воспоминаний «Дело всей жизни», где честно и беспристрастно рассказал о пройденном пути, об успехах и неудачах, поражениях и победах.

Дважды Герой Советского Союза, кавалер ордена Победы – Родион Яковлевич Малиновский – в детстве отличался эрудированностью и логическим складом ума. «Родион Яковлевич с детства увлекался игрой в шахматы, впоследствии играл профессионально, на уровне первого разряда, составлял шахматные задачи, печатавшиеся в журналах, и участвовал в конкурсах. Его дочь вспоминала, что если отец на досуге не имел партнера, то мог часами решать шахматные этюды. А вот в карты Малиновский не играл никогда. Очень любил рыбалку, но категорически отвергал приглашения поохотиться. А ведь участие в такого рода развлечениях его высоких начальников, было почти обязательным». 

Вопрос о будущей военной карьере генерала армии Алексей Иннокентьевича Антонова даже не поднимался по причине его болезненности, застенчивости и нервозности. Отец, который смирился с тем, что сын не продолжит военные традиции семьи, проводил много времени с сыном и занимался вопросами его физического и интеллектуального развития: закалял сына, научил верховой езде и игре в шахматы, заинтересовал фотографией, а с 10-11 лет каждое лето брал его в полевые лагеря.

Проанализировав детство знаменитых военачальников, можно проследить некоторую схожесть в их интересах. Интерес к будущей профессии закладывается с детства, очевиден. Отсюда можно полагать, что гражданско-патриотическое воспитание растущего поколения должно основываться на примерах судеб знаменательных героев истории, характер которых ковался с самого детства. Конечно же, нельзя обойти вниманием детские увлечения современных знаковых личностей. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин является главнокомандующим Вооруженными Силами. Можно полагать, что характер будущего президента также был заложен в детстве. Так чем же увлекался в детстве Президент? С детства Владимир Владимирович увлекался спортом. Дзюдо стало основным занятием, которое укрепило его тело и дух. Наряду с занятиями спортом, Владимир Владимирович с удовольствием принимал участие в уличных играх и был постоянным заводилой. Отсюда, возможно, в нём начала взрастать способность управлять большим количеством людей и скорость принятия решений.

Помимо Президента в Российской Федерации есть целая команда людей, отвечающих за оборону страну. Обратим свой взгляд на Министра обороны РФ – Сергея Кужугетовича Шойгу. Чем же он увлекался в детстве? В школе Сергей учился посредственно, был твердым троечником. Он слыл хулиганом, но благодаря высокому положению отца все шалости сходили ему с рук.  Сам же Сергей о своем детстве вспоминает так: «Детство у меня было, как и у любого мальчишки, — улица, дворовый хоккей. Тогда специальных площадок не было — расчищали лед на Енисее, рубили клюшки из березы. Весной, в ледоход, прыгали по льдинам. Летом делали во дворе легкоатлетическую яму и соревновались в прыжках. И, конечно, зачитывались приключениями капитана Немо. Но подражать мне хотелось живым героям  — Валерию Чкалову, например».

А во что же играют современные дети? И способствуют ли их увлечения тому, чтобы в будущем сложить карьеру военачальника?

Проведя опрос молодёжной аудитории посетителей Центра истории развития Ленинского района, мы собрали сведения о том, во что играет современное поколение мальчиков. 45 мальчиков 13-летнего возраста сказали, что главными игрушками их детства стали: мягкие игрушки, конструкторы Лего, машинки, пистолеты и иное оружие. В общем-то, отличия есть, но незначительные. Единственное – современное поколение мальчишек совсем не играют в уличные игры, потому что просто их не знают. Заменой служат компьютерные игры и приставки.

Как оказалось, желание посвятить жизнь военному делу закладывается ещё с самого раннего возраста, с первых интересов мальчика. И если вовремя обратить внимание на то, во что играет ваш ребёнок, то в нём можно углядеть талант и предрасположенность к действительно важным профессиям, на которых строится история и благополучие родной страны.

Выставка «Из чего только сделаны мальчики…», которая открывается 17 февраля в Центре истории развития Ленинского района, послужит прекрасным наглядным пособием того, как стать военачальником уже сейчас.

Кузьмина Юлия, специалист по работе с молодёжью СП «Центр истории развития Ленинского района» МКУ ЦГПВ «Пост №1»

Используемые источники: материалы из фондов Центра истории развития Ленинского района, научные и энциклопедические статьи: http://militera.lib.ru/bio/shishov_av03/shishov_av03.html ,

http://gazeta.aif.ru/_/online/kids/116/10_01 ,

http://sibeykin.narod.ru/suv/1_.html ,

http://odesskiy.com/s/suvorov-aleksandr-vasilevich.html,

http://kovalevsky2008.narod.ru/suvorov.htm, http://aleksandrsuvoroff.narod.ru/, http://www.rusidea.org/?a=25042901,

http://www.materinstvo.ru/art/8294,

http://militera.lib.ru/research/sokolov2/01.html,

http://rksmb.org/articles/history/xx11/,

http://www.aif.ru/dossier/1415,

http://krsk.kp.ru/daily/25981/2914342/,

http://wwii-soldat.narod.ru/LEGEND/ARTICLES/pokryshkin_ai.htm,

http://bltlib.narod.ru/index/0-13,

http://www.a-nevsky.ru/library/shishov-aleksandr-nevskiy3.html,

http://rushist.com/index.php/toland-adolf-gitler/39-toland-1-1, http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=4&n=1ola&t=2,

http://militera.lib.ru/bio/commanders1/04.html,

http://battle-kursk.narod.ru/page7.htm,

http://odesskiy.com/t/timoshenko-semyon-konstantinovich.html,

http://www.booksite.ru/konev/19.html,

http://biography-peoples.ru/index.php/k/item/353-konev-ivan-stepanovich,

http://biography-peoples.ru/index.php/v/item/81-vasilevskij-aleksandr-mikhajlovich, http://jig.ru/index4.php/2007/03/13/netipichnyi-marshal.html, http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history_department/more.htm?id=11588232@SD_Employee, http://pomnipro.ru/memorypage13118/biography,

http://comstol.info/2013/06/obshhestvo/6793

 

Добавить комментарий

Target Image