Из истории Инюшки

Самую старую часть Инюшки называли Чалдоновкой, потому что переселенцы именовали себя чалдонами. Укрепленное поселение расположилось между устьем Ини и трактом (ныне ул. Большевистской).

В 1894 году семьи переселенцев основали улицы: Сосновую, Хитровскую, Дубравы, Переселенческую, ряд переулков.

Она из первых фамилий тех, кто жил в Инюшке – Колесниковы. Старожильческие фамилии первопоселенцев: Масловы, Бычковы, Харлапановы, Овчинниковы, Рожковы, Кунгурцевы (люди с Урала из города Кунгура).

На фото семья Ломако-Климовых (из личного архива семьи)

Регистрационный лист жителей Усть-Иня

При встрече с Климовой Галиной Александровной – внучкой Антона Ломако, выяснилось, что её дед в 1900 году переехал из Чернигова и занялся строительством нашего Усть-Инюшенского храма.

Между новорожденным городом и почти двухсотлетней деревней происходил и ещё один любопытный обмен.

Деревенские «рождались» в городе, а городские «умирали» в Усть-Ине. В 1908 году в Закаменском районе Новосибирска возвели деревянную Богородице-Казанскую (Закаменскую) церковь. Находилась она на ул. Сузунской (ныне Восход), и именно к ней были приписаны Усть-Инские. Здесь они заключали браки и регистрировали новорожденных вплоть до марта 1920 года. Новониколаевцы в первые годы жизни города, не имевшие собственного кладбища, хоронили умерших либо на левом берегу в Кривощёково, переправляя гробы через реку на лодках, либо на кладбище деревни Усть-Инская (оно располагалось на месте сегодняшнего Инструментального завода и «Химфарма»). Такой вот обмен получался между жизнью и смертью...

При встрече с представителями различных семей выяснилась интересная закономерность: наш микрорайон, единственный во всем городе, может гордиться тем, что мы не только соседи, но очень многие ещё и родственники друг другу. У нас существуют многочисленные семьи: самая большая Дечко, затем Харлапановы, Кириченко, Климовы, Онищенко, Николаевы, Вепренцевы, Петровы, Шалару. При встрече с представителями этих фамилий выяснилось, что Харлапановы родня Дечко, Николаевы –Харлапановым, Николаевы – Никитченко и Шалару, Климовы – родня Онищенко и Бубенновым и так далее…

«Трудно сказать, сколько всего у нас родственников живёт, но, как говорят в этих семьях, что половина Инюшки», – рассказывает председатель ТОС «Боровой» Сергей Александрович Кузнецов.

Вспоминает Дечко Алексей Иванович: «В 1905 году прошлого века приехали Дечко Филлипп Трофимович и Данила Трофимович из Черниговской губернии. Вот здесь на Хитровке № 4 рубили лес и строились, здесь женились. У Филлипа родились два сына и дочь – Павел, Иван и Федора. У Данила пять сыновей – Даниил, Михаил, Иван, Андрей, Илья – вот так и разрослась семья». У Харлапановых, самые взрослые представители фамилии Павел Петрович и Геннадий Петрович рассказывают, что родители их здесь родились, а деды переехали из мест между Доном и рекой Чалом, вот вам и «чалдоны». Другая ветвь переехала из Черниговской губернии. У Геннадия Петровича – две дочери и сын – так роднятся Титковы, Степановы, Тарасенко. На ул. Высокогорная живет Харлапанов Николай – двоюродный брат. Николаевы, по дедушке, родственники Харлапановым. Мать Мария Адамовна родом из Черниговской губернии. У Марины Степановны – три брата и одна сестра, сейчас внуки живут с ней, перестраивают дом. Ветвь отсюда – Якименко-Серовы-Смирновы. Даже у председателя ТОС «Боровой» – Кузнецова Сергея Александровича, как выяснилось, родственники – Шевцов Виктор (Камышенская 4), Шевцова Мария Петровна (ул. Выборная), Суховецкий с Нового переулка. И, как стало известно, Мария Петровна Шевцова является какой-то родственницей Якименко».

«В нашей Инюшке родственников, похоже, больше половины», – говорит в заключение Сергей Александрович Кузнецов.

Я, как житель нынешней Инюшки, тоже провела исследование, созвонилась со своей бабушкой и узнала несколько интересных фактов о своей семье.

Оказалось, в послевоенное время было много ссыльных, одним из них был мой прадед Иван из Иркутской области. С 1957 года они окончательно обосновались в Инюшке. Сама я являюсь Татьяной Ивановной в третьем поколении.

На территории Инюшки есть привлекательное место для туристов – своеобразный символ, так называемая точка конфлюэнции, где пересекается 55-я параллель и 83-й меридиан. У этой точки есть первооткрыватели — Геннадий Шаров и Анатолий Духов. Так бывает далеко не всегда – это довольно редкое явление. В России, кроме Новосибирска, такой особой точкой могут похвастаться всего четыре города – Ханты-Мансийск, Иваново, Красноярск и Ставрополь. Наша символическая координата 55/83 расположена в Инюшенском бору на территории Октябрьского района, так что есть отличная возможность обозначить ее пусть не монументом, но хотя бы памятным знаком. Он может стать центром притяжения в обновленном Инюшенском парке.

Обучающиеся вокально-литературной студии «Лотос»

 МБУДО «ДМЦ «Флагман» Петухова Ксения, Вовкудан Татьяна

Руководитель: Пушкарёва Алёна Левановна

 

подкатегория: 
Average: 2 (1 vote)

Комментарии

Опубликовано пользователем Вл. Зверев
Историческую справку об Усть-Ине может написать только Е.И.Красильникова - она изучала историю этой деревни еще со школы. Есть у нее замечательные публикации на сей счет, которые авторы вот этого материала обязаны были найти и изучить. Одну статью, правда, нашли и абзац оттуда переписали - но без всякой ссылки на автора. В общем, публикация слабенькая, к сожалению. P.S. Чалдонами в Сибири называли(ют) себя вовсе не переселенцы, а как раз наоборот - сибиряки-старожилы, они и жили в Чалдоновке с 18 века. К Чалу и Дону чалдоны никакого отношения не имели(ют) - приведенное здесь объяснение их наименования - типичный продукт народной этимологии. Речка Чал существует только в Якутии, но оттуда никто в Инюшку не переселялся)))..

Опубликовано пользователем Гость
Вот- вот, чалдоны это старожилы. Моя бабушка так и говорила, а она родилась в семье поздних переселенцев в Сибирь, начала 1890х г. Г.

Добавить комментарий

Target Image