К вопросу об обустройстве Яренского затона г. Новосибирска

В марте 2013 г. в Томске музей «У истоков города» МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» проводил выездную работу в Государственном архиве Томской области. В ходе архивных изысканий под руководством заслуженного учителя РФ Людмилы Демьяновны Яковлевой были обнаружены уникальные документы, связанные в основном с дореволюционной историей Новосибирска, но кроме этого, были получены документы, свидетельствующие о некоторых фактах истории новосибирского левобережья, результаты их изучения и приведены в данной статье. 

Для начала стоит рассказать некую предысторию, можно сказать, «протоисторию» или «догородскую» историю одного из мест новосибирского левобережья «Яренского острова», которая описана в работе городского старожила, члена союза краеведов Новониколаевска – Новосибирска Б. Н. Антипенко «Ленинский район от Октябрьского моста до Затона»[1]:  «На траверсе лесопильного завода купца А.С. Чернышова, что находился в вокзальной части Ново-Николаевска со стороны левого берега расположен небольшой остров Яренский. Остров отделен от берега узкой глубокой протокой, которую он защищает и делает безопасной стоянку судов во время ледохода. Купец скотопромышленник Яренский обосновал на острове скотную базу. По фамилии купца, и остров, и протока получили название Яренской. Город Ново-Николаевск рос и развивался. По Оби курсировали пароходы, которые пришли на смену деревянному разборному транспорту. Для пароходов требовалось безопасное место на время весеннего ледохода и для зимнего ремонта. Яренская протока оказалась самой удобной поблизости от Новониколаевска для организации отстоя судов и их ремонта. Здесь был основан зимний отстойный пункт речного флота, названный по имени протоки Яренским затоном. Впервые сюда на зимовку пароходы были поставлены в 1909 году. На планах1928-1931г.г. через протоку на остров Яренский показан мост. На плане 1930 года и более поздних планах от станции Кривощеково до берега реки и Яренской протоки показана железнодорожная колея. Это – ответвление от участка железной дороги по доставке угля к ТЭЦ-2. Следует отметить, что на плане 1940 года остров Яренский превратился в полуостров, т.к. была засыпана южная часть Яренской протоки». К сожалению, отсутствуют источники информации, но, тем не менее, мы воспользуемся исторической справкой Б.Н. Антипенко, чтобы поставить несколько вопросов, в ходе поиска ответов на которые и будет развиваться настоящая статья.  Первый вопрос, который возникает в ходе прочтения этого текста – этимология названия Яренского острова, а конкретнее, существуют ли другие версии происхождения данного названия. Второй вопрос: когда остров превратился в полуостров? И третий вопрос: в результате чего и почему озеро, по берегу протоки на плане 1935 гг. (приложение 1)

План города 1935 г.

превращается в дальнейшем в её рукав, на берегу которого сейчас стоит посёлок Затон (приложение 2).

Современное местонахождение рукава Яренской протоки

Сразу скажу, что ответ на первый вопрос будет коротким. Во многих источниках упоминается версия, приведенная Б.Н. Антипенко, что по праву большинства придаёт ей наиболее легитимный характер (наверняка узнать трудно, но это открывает перед краеведами новые просторы для исследования), но есть и вторая версия, о ней подробнее. В исследовании известного краеведа, председателя союза краеведов Новониколаевска – Новосибирска К. А. Голодяева «Кривощеково: история и литература»[2] приводится версия писателя А. Ж. Садырова и она крайне отличается от другой версии: «Сто лет спустя здесь промышлял постройкой добротных мелких судов некий плотник Яренский, предок известного колыванского купца С.М. Яренского, именем которого и стали звать остров»[3]. Источников, как вы понимаете, у этой версии тоже нет. Позже мы еще вернемся к названию.

Для ответа на второй вопрос нам и понадобятся документы, полученные в Томске. Как человек, по-настоящему увлечённый аурой своей малой родины, в свои 16 я не мог не воспользоваться уникальным шансом попробовать найти документы, как-нибудь затрагивающие историю новосибирского Затона. И я нашёл. Ответ на второй вопрос находится в фонде 134 управления Томского округа путей сообщения, г.Томск (1896-1920г.), в первой описи, 118 деле «Об устройстве затона в Яренской протоке р.Обь»[4]. Важнейший документ в этом деле датируется 16 августа 1912 г. «Рассмотрением проекта устройства Затона в Яренской протоке р. Обь около г. Новониколаевска», председательствовал инженер Липин, присутствовали инженеры Бушмакин и Водарский, участвовал начальник Томского округа путей сообщения Н. В. Попов. В этом документе приводится следующая причина необходимости обустройства затона в Новониколаевске: «Развитие судоходства на р. Обь обострило нужду в затоне у г. Новониколаевска, где к концу навигации сосредоточено значительное количество судов, но отсутствует место для их безопасного отстоя, таким местом может послужить Яренская протока, в которой с каждым годом увеличивается число зимующих судов». Таким образом, косвенно подтверждена гипотеза о том, что суда в Яренской протоке встали на зимовку в 1909 г., хотя, на мой взгляд, это наверняка произошло гораздо раньше, поскольку точно неизвестно, куда вставали на зимовку корабли, например, из Кривощеково.  Экспертной группой был рассмотрен вариант обустройства затона в устье р. Иня, но исследование показало её непригодность для этой цели. В 1911 г. была обследована Яренская протока, и управление пришло к выводу, что: «Лучшего места вблизи города не найти». Верхнее устье протоки находится в 1 версте от железнодорожного моста = 1, 0668 км и 2 верстах от центра г. Новониколаевска   (2, 1336 км.)  По этим данным, верхнее устье протоки находилось недалеко от современного строящегося микрорайона «Ясный берег» (приложение 3).

Предполагаемое местонахождение верхнего устья Яренской протоки

Зимующие суда располагались в нижнем устье и время ледохода укрывались за изгибом правого берега протоки у «Чаячьяго острова». Обратите внимание на название, я не зря выделил его курсивом. В деле зафиксированы факты общения проектной группы со старожилами этих мест (скорее всего, оставшимися жителями с. Кривощеково), поэтому я убежден, что инженеры знали точное название этого острова, и можно считать этот вариант одним из наиболее достоверных (возможно, что у острова было два названия, примерно, как у нашего Коммунального - Октябрьского моста).  Далее в деле говорится о необходимости постройки дамбы в верхнем устье протоки, которая почти пересыхает при среднем и низком уровне воды. Было составлено два варианта проекта дамбы. Первый предусматривал расположение дамбы от незатопляемого места на левом берегу Яренской протоки (начинается у выселка дер. Кривощеково и тянется гривою к полотну железной дороги и вдоль Яренской протоки на расстоянии от 1 до ½ верст от левого её гребня) до нижней части Чаячьего острова. Таким образом, дамба на левом берегу и в самой протоке расположена «нормально течению весенних вод» по Чаячьему острову, дамба находится на самых высоких местах и проходит вдоль ложбин и кончается на расстоянии 32 саженя (68, 2752 метра) от нижней части острова. Дамба проектировалась длиною 1399 саженей (2984 метра) и шириной в 2 саженя (4,5 метра). Гребень проектировался на уровне 0, 30 саженей (640 сантиметров) выше самого высокого горизонта весеннего ледохода (18 апреля 1908 г.) соответствующего показанию Новониколаевского водомерного поста – 4.37 саженей, т.е. должен иметь отметку 13.10 саженей (примерно 27,5 метра), где 12.80 саженей есть условная отметка самого высокого горизонта по профилю расположения дамбы. Положение дамбы второго варианта совпадало с первым вариантом. Начинается дамба второго варианта на расстоянии 150 саженей (350 метров) от левого гребня Яренской протоки и кончается в расстоянии 35 саженей (75 метров) от нижней части острова. Гребень проектировался на 0,05 саженей выше самого высокого горизонта весеннего ледохода, т.е. гребню должна быть дана отметка 12.85 саженей (12.80 + 0,05 саженей) – примерно 25 метров. Свое предложение автор проекта объяснил тем, что возможность ледохода по левому берегу протоки маловероятна и течение здесь не имеет большой скорости, а потому нет оснований опасаться разрушительного действия льда, как на голову дамбы, так и на караван судов. Также автор отмечает, что даже при повторении исключительного горизонта воды 1908 года, высота дамбы второго варианта будет вполне достаточна для задержания льдин и стоимость дамбы второго варианта составляет всего 2/3 стоимости дамбы первого варианта. Грунт в обоих вариантах предлагалось брать из резервуаров у выселка с. Кривощеково и из двух резервуаров у левого берега протоки. Работы предполагалось выполнить в два рабочих периода в течение двух лет. Цена сооружения дамбы по первому варианту 210.000 рублей, для дамбы по второму варианту 141.500 рублей. Управление округа предложило внести в проект первого варианта некоторые поправки, среди которых самые значительные: увеличение ширины дамбы, увеличение высоты дамбы и укрепление откосов булыжником в клетках. Второй вариант признан управлением неприемлемым по ряду технических причин. Была составлена смета на устройство Яренского затона. Она включала в себя покупку земли в 150 десятин (150 гектаров) для зоны отчуждения, причем,  была принята во внимание возможность в будущем устройства подъездной железнодорожной ветки ввиду весьма близкого расположения Яренской протоки от линии Сибирской ж. д. и отсутствия технических затруднений к её проведению. Также в смету была внесена стоимость на устройство временных бараков, технические приспособления и временный надзор. Техническое совещание также отмечает, что площадь акватории затона, рассчитанной на 120 судов, легко может быть увеличена землечерпанием. Из замечаний выделяются: необходимость дополнительных исследований ледохода на острове весной 1913 г.; необходимость поднятия гребня дамбы; рассмотрение варианта полного отчуждения Яренского острова ввиду возможности устройства здесь в дальнейшем речного порта[5]. Работы по бурению скважин были начаты 3 сентября 1913 г. и закончены 6 сентября 1913 г., о чём свидетельствует «журнал бурения скважин под основанием дамбы и в резервах»[6].  За это время было сделано 8 скважин. Работы осложнились в дальнейшем в связи с началом Первой мировой войны, финансирование задерживалось. Обнаружены письма начальника работ к мэрии Новониколаевска, в которой он узнавал о возможности участия в работах военнопленных, которые содержались в городе. Самые поздние документы относятся к 1917 г. и содержат в себе переписку по вопросам различных работ уже на самой дамбе, что наталкивает нас на то, что дамба была построена. В связи с эти возникает сразу несколько вопросов: почему на дальнейших планах на карте Новосибирска обозначен именно остров Яренский, хотя дамба должна была перерезать верхнее устье реки? Почему дамба не выделяется визуально в современных участках Яренского полуострова? Мы вспомним про них при поиске ответа на третий вопрос данной статьи: «И третий вопрос, в результате чего и почему озеро, по берегу протоки превращается в дальнейшем в её рукав, на берегу которого сейчас стоит посёлок Затон».

Итак, вернемся в Новосибирск, конкретнее на улицу Свердлова, а еще конкретнее, в архив Новосибирской области. В фонде Р- 1721, Оп. 1, содержится дело № 124 «Исторические записки по возникновению Бобровского и Яренского затона» за 1931 год. Если возникновение Бобровского затона нас мало интересует в контексте сегодняшнего разговора, то записка о возникновении Яренского затона вносит определенную ясность в возникшие у нас вопросы. Первый абзац: «Яренский затон расположенный на левом берегу р. Оби у г. Новосибирска представляет из себя закрытую верховой дамбой протоку в естественном состоянии крайне необходимую для зимовки судов и, особенно, в отношении весеннего отстоя. Расположенный на низменной левобережной пойме затон не дает достаточной гарантии от попадания льда в Затон, так как высокие горизонты на несколько метров превышают отметку гребня берегового затона»[7]. Первое, дамба была построена – это факт. Второе, и весьма очевидное: высоты гребня, поднятого всего на 0,30 саженей выше самого высокого ледохода, наблюдаемого Новониколаевским водомерным постом, не хватило. Поселение (не говоря про город) существовало меньше 25 лет и попросту не успело зафиксировать самый высокий ледоход в этих местах. О трагических последствиях ледохода говорится в этом же документе: «При катастрофическом горизонте 1920 г. 15 судов были сорваны и вынесены на пойму. Одновременно были разрушены 38 из 40 существующих в Затоне построек»[8]. У меня нет оснований говорить о том, что разрушен был именно тот Затон, о котором мы знаем в настоящее время. Постройки вполне могли быть построены и на Яренском (Чаячьем) острове, но для уточнения этого факта стоит воспользоваться фондами музея истории Затона и школы № 69, которые много лет сохраняет Маргарита Георгиевна Стоценко, руководитель музея, заведующая библиотекой школы №69, в недавнем прошлом председатель ТОС «Затон». В музее содержится уникальный документ, фактически «история Затона из первых уст» написанная директором школы № 69 в 1961 -1979 Пятак Романом Васильевичем, преподавателем физики и астрономии. Он указывает, что старый Затон был разрушен в 1923 г., но не упоминает, где именно. В то же время приведена карта «нового» Затона (построенного после разрушения), где территория Яренского (Чаячьего) острова помечена как «густой, труднопроходимый кустарник», своеобразный намек на невозможность проживания на этой территории (приложение 4). 

Карта Затона, составленная Пятак Р. В.

О названии «Яренский затон» автор пишет следующее: «Место, где расположена школа №69, когда-то звалось Яренским затоном. Здесь отгуливался скот купца Яренского». Говорится, что скот отгуливался именно в районе школы №69, то есть на территории современного посёлка Затон. Эта версия выглядит достоверной, учитывая трудный ландшафт Яренского (Чаячьего) острова, но также не доказана до конца. Дальнейший текст архивного документа возвращает нас к поставленному вопросу: «Помимо постоянной угрозы от весеннего ледохода площадь акватории Затона требует несомненного увеличения, так как ее размеры не удовлетворяют речной транспорт уже в настоящее время. Кроме того, в Зап. Сиб. Управлении реч. Транспорта при выборе пункта для постройки новых мощных судоремотных мастерских остановились также на Яренском затоне, расположив мастерские на берегу Никольского озера, требующего, однако значительного расширения и углубления, а также и соединения с Яренским затоном, с которым оно в межах разобщено»[9]. Далее приведены различные расчеты, имеющие значение лишь для работников речного транспорта.  Для нас важно, что озеро в 1930-е годы превратилось в рукав, давший толчок к развитию, к сожалению, умершему судоремонтному заводу и самого посёлка Затон.

Безусловно, ответы, приведенные в данной статье, не носят абсолютный характер. В частности, вопрос о названии Яренской протоки пока что не находит документального подтверждения. Вопрос о времени постройки дамбы находит документальное подтверждение, но опровергается несколькими планами города, на которых остров остается островом. Возможно, он остается островом на этих планах из-за низкого уровня гребня дамбы в верхнем устье, при котором в высокую воду дамба не выполняла свои функции (учитывая к тому же и то, что верхнее устье пересыхало само собой в средний и низкий уровень воды). Возможно, когда-нибудь конструкция дамбы будет выявлена археологически, а сейчас мы попробовали внести еще одну частицу в развитие истории новосибирского левобережья и Новосибирска в целом.

Павел Романов

Список источников

Архивные источники:

ГАТО. Ф. 134. Оп. 1. Ед. хр. 118

ГАНО. Ф. Р-1721. Оп. 1. Ед. хр. 124

Фонды музея истории школы №69 (материалы предоставлены М. Г. Стоценко):

Пятак Р. В. История школы №69

Список использованной литературы

Антипенко Б. Н. Ленинский район от Октябрьского моста до Затона. Новосибирск. 2015;

Голодяев К. А. Кривощеково: история и литература. Новосибирск. 2014;

Садыров А.Ж.Ново-Николаевские торочки. Исторические рассказы. Новосибирск. 2000.

 

[1] Антипенко Б. Н. Ленинский район от Октябрьского моста до Затона [Электронный ресурс] URL: http://www.bsk.nios.ru/sites/bsk.nios.ru/files/books/levoberezh_pechat_1... (дата обращения: 06.02. 2016)

[2] Голодяев К. А. Кривощеково: история и литература [Электронный ресурс] URL: http://io.nios.ru/articles2/1/15/krivoshchyokovo-istoriya-i-literatura (дата обращения: 06.02. 2016)

[3] Садыров А.Ж., «Ново-Николаевские торочки. Исторические рассказы», Новосибирск. 2000, стр.61, 62

[4] ГАТО. Ф. 134. Оп. 1. Ед. хр. 118.

[5] Там же. Стр. 13.

[6] Там же. Стр. 82.

[7] ГАНО. Ф. Р-1721. Оп. 1. Ед. хр. 124

[8] Там же

[9] Там же

 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image