К юбилею вуза

В непростые для страны годы восстановления разрушенной войной экономики значительное внимание уделялось промышленному потенциалу Сибири и Дальнего Востока, поэтому важное значение имело дальнейшее развитие всех видов путей сообщения. Именно в это время большое внимание начинает уделяться водному транспорту региона. В связи с этим возникла острая необходимость в высококвалифицированных специалистах водного транспорта.

5 мая 1951 г. постановлением Совета Министров СССР в городе Новосибирске был организован Институт инженеров водного транспорта, который был призван обеспечить сибирские и дальневосточные пароходства, заводы, бассейновые управления пути и строительные организации Министерства речного флота, а также гидротехнические стройки и водотранспортные предприятия других ведомств инженерами-судомеханиками, инженерами по эксплуатации речного флота и инженерами-гидротехниками. 15 мая 1951 г. министр речного флота генерал-директор речного флота А. Шашков издал приказ № 75-пр «Об организации Новосибирского института инженеров водного транспорта», в котором были озвучены все основные потребности вновь организованного высшего учебного заведения Министерства речного флота.

В связи с открытием института было принято решение о закрытии факультета водного транспорта, организованного в 1948 г. при Томском политехническом институте, откуда был осуществлен вывоз основного оборудования кафедры водных путей и портов в Новосибирск. Около 200 студентов Томского политехнического института, выразивших желание учиться во вновь организованном Новосибирском институте инженеров водного транспорта, были переведены в только что организованный вуз.

Руководством планировалось в кратчайшие сроки создать лаборатории и учебные кабинеты, освободить от посторонних организаций и лиц помещения, отведенные институту на первый год существования, отремонтировать эти помещения, расположенные на шести этажах, оборудовать читальный зал, необходимый для обеспечения высокого уровня самостоятельной работы студентов.

Уже с первых дней существования молодой институт столкнулся с рядом проблем, связанных с ограниченным сроком подготовки к новому учебному году. Возникла трудности с возведением общежития для студентов института, а также с жилой площадью для профессорско-преподавательского состава, что являлось основным препятствием к укомплектованию института высококвалифицированными научными работниками.

Институт инженеров водного транспорта к 1 сентября 1951 г. не располагал достаточным числом аудиторий. Имеющийся фонд в восемь аудиторий, из которого две пришлось выделить для двух групп четвертого курса, не позволил бы осуществить учебные занятия в одну смену. Так как руководством подчеркивалась исключительная важность проведения занятий в одну смену «для достижения высокого качества учебного процесса», занятия проводились в других помещениях. Из 34 помещений, занятых кафедрами, 16 помещений использовались под учебные занятия, также в качестве аудиторий применялись лаборатории и учебные кабинеты.

Несмотря на все трудности, 1 сентября 1951г. в 8 часов утра, в полном соответствии с учебным планом, начались занятия на первом, втором и третьем курсах. Первокурсники прослушали вводную лекцию по основам марксизма-ленинизма. На втором курсе шли занятия по английскому языку, на третьем — по политэкономии. Вечером того же дня состоялось официальное открытие Новосибирского института инженеров водного транспорта.

К началу учебного года в составе института числился 351 студент, число которых возросло к концу года до 355 за счет студентов, переводившихся из вузов, находящихся в европейской части страны. Наряду с очным отделением, было создано заочное, включавшее в себя 4 группы.

Таким образом, НИИВТ выполнил план по приему студентов на первый курс. При плане приема на первый курс в 150 человек было подано350 заявлений. Уже в год свoeгo открытия институт инженеров пользовался большой популярностью у абитуриентов, которые начали съезжаться на вступительные экзамены еще тогда, когда занимавший здание института завод не освободил ни одного помещения.

В 1951/1952 учебном году профессорско-преподавательский состав включал 28 штатных научных работников, из них 15 имели ученую степень. При институте была создана и укомплектована учебная библиотека, фонды которой включала около 20100 книг. Большую помощь в комплектовании библиотеки оказали бывший факультет водного транспорта Томского политехнического института, Ленинградской институт инженеров водного транспорта, Мосснабречфлот, Новосибирский областной бибколлектор и др.

Несмотря на сложности, связанные с необходимостью укомплектовывать кафедры преподавательским составом, создавать учебно-производственную базу института, разрабатывать учебно-методическую документацию и пр.в сжатые сроки, к началу учебного года НИИВТ начал свою работу. С каждым последующим годом Новосибирский институт инженеров водного транспорта укреплял свои позиции в качестве ведущего учебного и научно-исследовательского учреждения водного транспорта в Сибирском регионе и на Дальнем Востоке.

В 1964 г. НИИВТ был утвержден головным в восточных бассейнах страны по судовождению и транспортному освоению малых рек. В 1994 г. приказом Комитета Российской Федерации по высшему образованию «О переименовании высших учебных заведений» Новосибирский институт инженеров водного транспорта был переименован в Новосибирскую государственную академию водного транспорта. 24 декабря 2007 г, руководство академии получило лицензию Министерства образования Российской Федерации № 9676, в соответствии с которой ректорат академии получил право открыть семь факультетов, где готовят специалистов по пятнадцати специальностям.

На сегодняшний день Новосибирская государственная академия водного транспорта располагает тремя учебными корпусами, двумя общежитиями, спортивным комплексом с плавательным бассейном и яхт-клубом. Кроме этого, академия включает в свой состав два счётно-вычислительных центра, 50 лабораторий, 29 научных кафедр, научно-исследовательский флот, загородные учебные и научные базы и др. В учебный процесс активно внедряются современные методы и технологии. Студенты общаются с помощью таких экспериментальных установок и устройств, как тренажеры судоводителя, судомеханика, а также тренажеры по борьбе за живучесть судна, пo подъемно-транспортным машинам и др.

Филиалы и представительства академии открыты во многих городах Сибири и Дальнего Востока. Заведение курирует шесть речных училищ и техникумов Сибири, выпускники которых, успешно окончившие эти учебные заведения, поступают в академию на сокращенную, четырехлетнюю, форму oбучения. Сотрудники Новосибирской государственной академии водного транспорта занимаются профориентационной работой в школах и училищах региона. Ежегодно в довузовских образовательных структурах института (подготовительное отделение, подготовительные курсы, школы) обучается около 400 человек.

За период своей деятельности академия подготовила более 24 тысяч специалистов речного транспорта. Качество подготовки студентов Новосибирской государственной академии водного транспорта не подвергается сомнению, что доказывает постоянная востребованность выпускников НГАВТ. Большая часть дипломированных инженеров в речных организациях Сибири и Дальнего Востока являются выпускниками Новосибирской академии, многие из выпускников занимают руководящие посты, являются крупными командирами производства, награждены орденами и медалями, двое имеют звание Героев Coциалистического Труда.

Из года в год в институте, а в последующем академии, увеличивалось количество преподавателей, имеющих ученую степень. На настоящее время общая численность профессорско-преподавательского состава вместе с филиалами составляет 665 человек, из которых 395 имеют ученые степени и звания. Ежегодно в академии занимаются около 10 докторантов, 90 аспирантов п 30 аспирантов-стажеров. Преподаватели Новосибирской государственной академии водного транспорта постоянно повышают свою квалификацию, раз в пять лет заканчивая специальные курсы, принимая участие в международных конкурсах, стажируясь на учебных, речных и морских судах.

Пройдя шестидесятипятилетний путь, Новосибирская государственная академия водного транспорта имеет неплохие перспективы развития в будущем, выпуская высококвалифицированных специалистов речного транспорта, так востребованных в условиях активного развития отрасли в Сибири и на Дальнем Востоке.

Е. А. Бортникова

Литература и документальные источники

ПЛОСКОГОЛОВАЯ, Т. И. 50 лет со дня принятия постановления Совета Министров СССР об открытии в Новосибирске института инженеров водного транспорта (1951). Ныне — Новосибирская академия водного транспорта / Т. И. Плоскоголовая // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год. — Новосибирск, 2001. — С. 50 — 51. — Лит. и док. источники: с. 51.

ТИТОВ. Г. А. Новосибирская государственная академия водного транспорта: страницы истории: к 50-летию / Г. А. Титов. — Новосибирск: Сибвузиздат, 2001. — 190 с., [98] л. ил. НОВОСИБИРСКИЙ институт инженеров водного транспорта: (крат. ист. очерк): [к 40-летию вуза / Новосиб. ин-т инженеров вод. трансп.; редкол. и авт. коллектив: О. Н. Лебедев (гл. ред.), Н. М. Яичников (зам. гл. ред.), В. И. Квятковский и др.]. — Новосибирск: [НИИВТ], 1991. — 177, [2] с.: портр.

 ТИТОВ, Г. A. Новосибирский институт инженеров водного транспорта

/ Г.Л. Титов // Очерки истории высшей школы Новосибирска.- Новосибирск, 1994. — С. 66 — 72: ил.

РАГУЛИН, И. Л. Академия водного транспорта: [к 55-летию вуза] // Совет. Сибирь.- 2006. — 27 мая. — С. 11: портр.

РАГУЛИН, И. А. НГАВТ: будущее — в развитии: [к 55-летию вуза] / И. А. Рагулин; подгот. С. Иванов // Вечер. Новосибирск. — 2006.- 28 апр. — С. 6: ил.

Интервью с ректором о вузе, его научно-экспериментальной базе, преподавательском составе, традициях и перспективах.  

ВАРГАСОВА, Е. Хотя НГАВТ расположена не на берегу Оби, этот вуз с видом на реку [к 50-летию НГАВТ] // Вечер. Новосибирск,- 2001. — 16 мая. — С. 5: ил.

ПОЛЕВАЯ, Н. Река — надежная дopoгa: [к 50-летию НГАВТ] // Молодость Сибири.- 2001. — № 20 (17 мая). — С. 5: ил.

Новосибирской государственной академии водного транспорта — 50 лет// Сиб. науч. вестн.-2000.-№4. – С.286-287.

Рагулин, И.А. Новосибирская государственная академия водного транспорта/ И.А. Рагулин, В.П. Зачесов, Г.А. Титов // Новосибирск: энциклопедия.– Новосибирск, 2003.- С.594: ил.

Ноовсибирская государственная академия водного транспорта [Электронный ресурс]. – Электрон.дан.– [Б.м.: б.и., б.г.]. – Режим доступа: http://wv:w.sib.net/novosibirsk/ novosibirskaya-gosudarstvenaya-akaderniyavoI1nogo-transporta/, свободный. — 25.10.2010.— Загл. с экрана.

ГАНО. Ф. Р-1705. On. 1. Д. 3. Л. 2 — 3, 5 — 8, 10, 17, 19, 25, 33, 85, 103, 105 — 106, 160; Д. 1568. Л. 1, 1 об.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2011 год. — Новосибирск, 2010. — С. 76-79. 

Комментарии

Опубликовано пользователем Минина Наталья
загадочный вуз: водного транспорта давно уже нет (к великому сожалению), а он все работает... Неужели кадры для возрождения отрасли готовит?

Добавить комментарий

Target Image